Рельсы, шпалы и контактная сеть: от какого напряжения работают хабаровские трамваи?
65 лет назад в Хабаровске запустили первый трамвай. Этому предшествовала большая работа: нужно было уложить трамвайный путь. В стройке принимали участие сотрудники вагонного и паровозного депо, коллективы заводов имени Молотова (в советские годы «Дальдизель») и имени Кагановича (в будущем – «Дальэнергомаш»). И простые хабаровчане не оставались в стороне. На строительстве пути по воскресеньям трудилось около четырёх тысяч человек. Так что можно сказать, что хабаровский трамвай – это дело рук и заслуга жителей города. контактная сеть трамвая
Первый и единственный маршрут в 1956 году протянулся в однопутном направлении на девятнадцать километров – от остановки «Железнодорожный вокзал» до остановки «Трамвайное депо». Сегодня протяжённость всех маршрутов в краевом центре – больше семидесяти километров в однопутном направлении, считая и не функционирующую пока «шестёрку». Контактная сеть раскинулась над городом на сто тридцать километров. И то и другое постепенно изнашивается и требует регулярного ремонта.
— В этом году мы отремонтировали участок трамвайного пути по маршруту «пятёрки», примерно восемьсот метров между «Горбольницей № 10» и «Ветераном», там, где трамвай делает поворот, — говорит Алексей Евсюков, начальник производственно-технического отдела МУП «Городской электрический транспорт». — В прошлом году мы закончили ремонт контактной сети по пятому маршруту трамвая. Ну, грубо говоря, у нас по ремонту контактной сети - именно замена провода, выполнено порядка 85-90 %. По трамвайному пути ремонт – это очень затратно и ресурсоёмко, поэтому быстро не получается делать, так же как контактную сеть. контактная сеть трамвая
В первую очередь ремонтируют аварийные участки. В прошлом году сотрудникам МУП «ГЭТ» удалось привести в порядок часть трамвайного пути вдоль улицы Краснореченская во время ремонта магистрали по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В основном из строя выходят деревянные шпалы. Кое где, где это возможно, их меняют на железобетонные. Срок службы последних по отношению к деревянным больше – пятьдесят на двадцать лет.
— Рельсы у нас ходят подольше, грузонапряженность у нас не такая, как на железно дороге, — продолжает Алексей Евсюков. — Трамвай у нас идёт со средней скоростью порядка шестнадцати километров в час. Кое-где может разогнаться и до двадцати пяти километров в час. Чтобы скорость была выше, ход плавнее, а жителей не раздражал постоянный колёсный стук, мы делаем безстыковочные соединения, безстыковочный путь. Такой участок протяжённостью более двух километров возле парка Гагарина мы сделали несколько лет назад. Но я почему говорю, что ремонт пути – дело затратное. Мы делали ремонт на «Гупровском городке», покупали рельсы, они нам обошлись примерно в сто пятьдесят пять тысяч рублей за тонну. И на участок длиной двести метров мы потратили шесть миллионов рублей. Это только рельсы, без учёта стоимости шпал и самих работ. И всё же люди, чьи окна смотрят на трамвайную линию, например, вдоль улицы Краснореченская, жалуются, что трамвай не даёт им нормально жить и отдыхать. Поэтому мы планируем в следующем году на участке от Суворова до Прогрессивной сделать бесшовную сварку, чтобы убрать стук на стыках рельсов.
Рельсы, шпалы, контактная сеть и вагоны, это, конечно, важно, говорит мастер тяговой подстанции Татьяна Вахрина. Но никто никуда не поедет, если в сети не будет электричества. Подстанция - это сердце энергослужбы и трампарка. контактная сеть трамвая
— На подстанцию к нам приходит напряжение - шесть киловольт, его подают нам «Горэлектросети», — рассказывает Татяна Вахрина. — А нам нужно для трамвая всего шестьсот вольт постоянного тока. И вот на подстанции с помощью трансформаторов шесть тысяч вольт понижаем в десять раз. И передаём кабелями на контактную сеть.
Татьяна Вахрина работает в МУП «ГЭТ» уже тридцать один год. Говорит, что это как тридцать один год сидеть на пороховой бочке. Аварийные ситуации случаются постоянно. Её задача – следить за автоматикой.
— Вот, например, случается обрыв контактной сети из-за того, что какой-то грузовик негабаритный не стал брать разрешение на проезд, подумал – а, проскочу, и снёс нам провода, — продолжает Татьяна Вахрина, мастер тяговой подстанции МУП «ГЭТ». — Там ограничение по высоте 4,2 метра, не все проходят. Он сносит всё, и получаем короткое замыкание. И у нас на подстанции для защиты контактной сети отключается фидерный автомат. На подстанции постоянно работает дежурный, который отключает контактную сеть, обесточивает, чтобы люди могли безопасно работать, чтобы люди не попали под высокое напряжение.
Для пассажиров, кстати, опасности нет. Если провод оборвётся и упадёт на землю, его тут же обесточит автоматика на подстанции.
В Хабаровске для обеспечения работы трамвайных маршрутов работает двенадцать подстанций. Самая старая была построена в 1957 году.
Мария Полякова Фотографии предоставлены МУП «Городской электрический транспорт»
- «Блогер» ХХ века запечатлел Хабаровск в канун образования края - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен