Как привлечь иностранных студентов в вузы?
Задачу продвижения российского образования зарубежом пандемия вовсе не отменила. Сейчас вместо привычного нацпроекта «Образование» действует «Наука и университеты». Один из его приоритетов – экспорт образовательных услуг и продвижение научных достижений страны. Как в нынешних условиях преодолеть поставленную планку, обсудили на конференции «Развитие международного сотрудничества в научной и образовательной сферах на современном этапе» в Дальневосточном институте управления РАНХиГС.
Иностранные студенты: как их привлекают в российские вузы сейчас?
Назначенная тема оказалась настолько животрепещущей, что к участию во встрече в онлайн и офлайн формате присоединилось более сотни человек. Среди них генконсулы Китая и Японии в Хабаровске, представители регионального министерства образования и вузов 11 регионов страны. Возможно, виной тому хорошая статистика дальневосточных университетов: в «ковидном» 2020-м наши учреждения образования «нарастили массу» иностранных студентов на 8 процентов. Такому можно и поучиться!
- Наверное, нужно обладать достаточными амбициями, чтобы следовать целевой установке и в наше время проводить такие мероприятия с такой повесткой, - обратился к присутствующим начальник отдела взаимодействия с вузами и научными организациями министерства образования и науки Хабаровского края Алексей Сундуков. – Но, невзирая на трудности, нам удалось добиться некоторых успехов. Если три года назад у нас было около 1300-1400 студентов, то в 2020-м, несмотря на пандемию, у нас обучалось порядка 1850 человек.
Залог успеха Хабаровского края, по словам Алексея Сундукова, был заложен еще в начале этого тысячелетия. Краевое правительство подписало с тремя северными территориями Китая договор, по которому вузы и начали взаимодействие. В регион массово приехали учиться китайцы, а затем подключились японцы и корейцы.
Вузы Дальнего Востока пользуются своим преимуществом – соседи, которых можно «вербовать» на обучение совсем рядом. Особенно в этом плане повезло Хабаровскому краю и Приморью – эти регионы воспользовались ситуацией лучше остальных. Более того, их пример взяли на вооружение в других частях страны. Теперь практически все пограничные регионы заключают договоры с вузами ближайших к ним городов других стран и, как минимум, обмениваются студентами. Летние практики, магистратуры зарубежом – все это прочно вошло в жизнь жителей пограничья.
Пандемия этот процесс несколько застопорила и перед высшей школой встала новая задача – переход в онлайн. Проблемы коснулись не только российских студентов, но и иностранных. Конечно, нам ближе истории про то, как сельский студент не смог попасть на онлайн-пары из-за отсутствия интернета в его населенном пункте. А что насчет китайцев, у которых, «глобальная сеть» и вовсе своя? Кончено, пришлось рассматривать самые разные варианты для того, чтобы «не потерять» студента-интернационала.
Впрочем, представители вузов нашли способ даже расширить число таких учеников. Для этого университеты открыли подготовительные онлайн-курсы, разработали онлайн-магистратуру и занялись поиском клиентов для проведения занятий по переквалификации зарубежных специалистов. Вот раньше таджикский менеджер вряд ли бы решился учиться в хабаровском вузе, а теперь есть онлайн-программа, которая еще и адаптирована под его конкретные управленческие задачи!
- У нас в прошлом году был интересный опыт, когда мы коллегам из вуза в Таджикистане проводили программу повышения квалификации в онлайн-формате. Это был период самых жестких ограничений, но коллеги получили образование. Еще было символично, что их профилем была цифровизация экономики. Учились тому, что нам и пришлось организовать для работы с ними, - рассказывает глава ДВИУ РАНХиГС Игорь Макурин.
Эта ниша пока в Хабаровске только развивается и есть некоторые проблемы: конкурировать приходится со всеми вузами страны. Соревноваться с мировыми экспортерами образовательных услуг тоже вряд ли получится. Например, Великобритания давно и уверенно «продает знания» по всему миру, ведь немалому числу студентов хочется и выучить английский, и обзавестись необходимыми для работы навыками. Наши преподаватели, в абсолютном большинстве, ведут пары на русском.
Да и мотив для поступления в российский вуз для большинства студентов – возможность «подтянуть» русский язык и проникнуться контекстом. Создание и внедрение более «прокачанных» онлайн-занятий и курсов, конечно, могут помочь с первой задачей, но как объяснить заморскому ученику, зачем «эти странные русские» прыгают в прорубь?
В доковидную эпоху в Хабаровском крае сложилась своя практика обучения иностранцев нашему контексту. Например, в ДВГУПСе (бывшем ж/д интситуте – прим. ред.) каждый год иностранные студенты собирались и лепили вареники вместе с русскими. В ХГУЭиП (бывшая Академия экономики и права – прим. ред.) проводили дни корейской и китайской культуры. Сейчас такая практика тоже ведется, но только для тех, кому удалось приехать в Россию.
Но пандемия когда-нибудь закончится, а опыт работы с теми, кому и онлайн-занятие подходит – останется. В этом собравшиеся обозначили одну из ключевых перспектив для экспорта российских знаний зарубеж.
Впрочем, иностранные гости назвали и еще одно направление, от которого смогут выиграть представители нашей стороны. На Восточном экономическом форуме президент страны в очередной раз обозначил, что на Дальнем Востоке планируют создать ряд промышленных кластеров. В проектах заинтересовались и иностранные представительства. Так, Япония, судя по всему, активно готова налаживать сотрудничество с учеными из России.
- Во всем мире уделяется внимание развитию возобновляемых энергетических ресурсов. Эта область открывает новые горизонты в области научного сотрудничества Японии и России. В октябре прошлого года правительство Японии объявило о цели: достичь природной нейтральности к 2030 году, - рассказала генконсул Японии в Хабаровске Фурута Кэйко. - Президент Путин в этом году также объявил на Восточном экономическом форуме о создании на Дальнем Востоке индустриального кластера по производству зеленого водорода, аммиака и полимеров. Я уверена, что устойчивое развитие – то, что объединяет наши страны. Сейчас мы ведем переговоры.
Похоже, скоро нашим научным элитам представится шанс учиться у сайнс-гуру, пожалуй, самой высокотехнологичной страны. Может, и вузам удастся договориться о практике на самых топовых предприятиях региона?
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен