Закатать в асфальт проблему: почему в Хабаровске всегда воды по колено
На очередном заседании Делового Клуба AmurMedia эксперты обсудили проблему фактического отсутствия или ненадлежащего ухода за ливневой канализацией – там, где она есть в Хабаровске. ливневая канализация
Об этой проблеме в городе говорят испокон веков. Как только прошёл дождик посильнее – сразу плывём на лодках по центральным магистралям. Так было при царе Горохе, так происходит и сейчас, когда, казалось бы, администрация города ещё в прошлом году сообщила, что на решение проблемы планируется выделить 200 млн рублей. ливневая канализация
«Но где же деньги, Шура?» - таким вопросом задаются общественники. На что идут такие немалые средства? И почему, едва дорогу отремонтируют, на следующий год глядишь, она опять как старая – течёт, разрушается и воняет. Круговорот воды в природе повторяется циклично. И кажется, что никто и ничего не сможет с этим поделать. Так ли это? Кто виноват и что делать? – извечные российские вопросы. ливневая канализация
Позиция транспортников
Исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков г. Хабаровска» Елена Шадуя так охарактеризовала проблему.
- Конечно, ливнёвки нужны! И те средства, которые сейчас выделяются по программе БКД (безопасные и качественные дороги), расходуются, но уже весной мы видим, что качество этих работ оставляет желать лучшего. Потому что вода подмывает подушку асфальта, и он портится. Если посмотреть, как в других регионах, то они используют эту нацпрограмму как возможность, в т.ч. привести в порядок свою ливневую канализацию и обустроить прилежащую к дороге территорию. ливневая канализация
По муниципальным программам средства выделяются только на ремонт. А здесь должны быть краевые и муниципальные деньги, чтобы параллельно с укладкой асфальта предусматривались меры по увеличению продолжительности службы дорожного покрытия. Всё это должно быть синхронно. ливневая канализация
Как это на нас влияет? Водитель не имеет права самовольно уходить с маршрута. Для этого в городе существует диспетчерская служба, которая должна руководить в каких-то конкретных случаях. Когда большие разливы, то диспетчеры перенаправляют автобусы, допустим, с улицы Пионерской через улицу Краснореченскую. И те люди, которые живут в этом пространстве, не могут уехать соответственно, потому что туда нет доступа к транспорту. ливневая канализация
Такое часто бывает в городе, особенно в последнее время - на Пионерской, Флегонтова. Поэтому этот вопрос очень важен для нас, он касается каждого человека как налогоплательщика. Потому что мы все платим налоги, в конце концов, на новый асфальт. И если его положили ненормально, то мы будем опять платить свои деньги для того, чтобы закатать, освоить этот участок дороги.
- Кто должен стать инициатором создания краевого и муниципального тандема по этому вопросу?
- Это идёт от воли первых лиц. Кто-то видит за таким подходом будущее. Допустим, в Амурской области пришёл хозяйственник, который решил всех объединить и синхронизировать. У них такой лозунг: мы не ремонтируем дорогу, мы ремонтируем улицу. Т.е. они ушли от линейности, а делают полностью квартал: проезжую часть, пешеходные дороги, переходы, удобства для людей с ограниченными возможностями, даже оборудуют парковки, чтобы людям было удобно. То есть такой комплексный подход. ливневая канализация
Конечно, они работают вместе с областным бюджетом. Принимая бюджет, они постоянно что-то корректируют и направляют деньги туда, где это важно. Кому-то это не нравится, потому что идут обширные раскопки, но если посмотреть в перспективе, то это прослужит несколько лет, и не надо раскапывать каждый год.
Но если первые лица этого не видят, тогда подключается общественность. У нас существуют краевая и городская общественные палаты. Краевая палата собирает жалобы на какие-то точечные моменты. А мы в городской палате предлагаем подходить комплексно. Понятно, что жалоб много. Но нужно менять полностью подход. Практика амурчан действует и в других регионах. Для этого и существуют общественные объединения. Надо поднимать и доводить.
Позиция общественников
В разговор включился координатор проекта ОНФ «Убитые дороги» в Хабаровском крае Сергей Брагин, отвечая на вопрос: как можно делать дороги без ливнёвок?
- Как-то же делают! Не обращая внимания на СНИПы, ГОСТы, ОСТы. Такое ощущение, что ответственным товарищам просто некогда считать. И не осталось товарищей, которые бы направили их. Я уже неоднократно говорил, что в нормативной документации всё прописано от А до Я. Не надо быть даже специально обученным человеком. Надо просто найти время и посчитать, обратиться к сведущим людям. Надо вспомнить опыт прошлых лет.
Сто лет назад, где-то в 80-х годах, топило всё время Уссурийский бульвар. Там были такие лужи, что ни проехать, ни пройти. Сейчас этого нет. Почему? Ливнёвка справляется. Но где-то нет. Автобусы вообще не должны ехать туда, где затопило проезжую часть. Это же безопасность пассажиров - детей, пожилых людей! Как это так?! При этом ливнёвки там есть. Даже, когда приезжали из Москвы проверять, как выполняется БКД, то смотрели участок по улице Советской. Сказали: ребята, молодцы! И жители стали просить сделать там искусственные неровности, потому что машины стали ездить слишком быстро. Ничего, привыкнут. А почему нельзя так сделать в других районах?
- На сколько срок асфальта сокращается без ливнёвок?
- Уже на следующий год. Если вода стояла без ливнёвки и зимой замёрзла, то асфальт разорвёт, как банку со льдом. Всё! Это деньги, выброшенные на ветер. И налогоплательщики с завидным постоянством оплачивают ремонт одной и той же ямы. Уже шестой год я занимаюсь этими вопросами. Есть подвижки, но на сегодняшний день в городе гонят асфальт и бордюры даже не меняют, не говоря уже о ливнёвках. Ну, что это такое?
- Можно призвать этих людей к ответственности? Кто это должен сделать?
- Начну с конца. Из нашего опыта – это СМИ. Надо «подсвечивать», где хорошо получилось, а где плохо, и кто виноват. Народ должен знать своих «героев». Мы получили положительный опыт работы с прокуратурой. Дорожники нам говорят, что «это асфальт». Прокуратура проверила и получила «непонятную субстанцию чёрного цвета», хотя заплатили по полной как за качественный асфальт. Вот два источника.
- Но если мы видим, что дорога сделана не по ГОСТу, мы уже можем предъявить?
- Тут вопрос к первым лицам. Если они думают о чём-то другом, то будет гнаться план, делать с браком асфальт. Можно выехать на любую дорогу и доказать, что это так. Где-то отсутствует входной контроль, где-то ещё что-то. А начинается всё с комплексного подхода к проектированию. Допустим, с сегодняшнего дня. Что мешает? Ничего не мешает. Первому лицу надо взять какой-то успешный опыт и внедрить. Но это надо работать.
- И по техническому заданию, - даёт реплику Елена Шадуя. – Заказчиком у нас кто является? Управление дорог и внешнего благоустройства, правильно? Они разрабатывают техзадание, в котором прописываются, что они хотят видеть. За это они потом спросят. Но если они не закладывают туда новый бордюр, ливнёвку – лотки, другие способы водоотведения, то исполнитель и не виноват, это не гарантийный случай, и он не обязан ничего восстанавливать за свой счёт. Вот жалко, что в разговоре не участвует представитель от администрации города. Нет гарантии того, что здесь будет установлена причинно-следственная связь.
Позиция архитектуры
- Я архитектор со стажем и не совсем согласен с Брагиным, что здесь нужно привлекать СМИ, - говорит архитектор, руководитель проектной организации Дмитрий Фомин. - Мне кажется, алгоритм действий здесь очень простой. В России действует градостроительный кодекс, который никто не отменял. Там есть правила выполнения проектной документации, согласования, проведения экспертизы и т.д.
Я бы хотел остановиться на безопасности жилой застройки. У нас в Хабаровске муссонный климат и глинистые почвы, которые не впитывают влагу. Я был свидетелем, когда в 70-е годы по Амурскому бульвару шли такие потоки воды, что переворачивались скамейки. Ливнёвка там была, но она заилилась, засорилась другим мусором.
Поэтому тут первый аспект: ливнёвка должна быть выполнена профессионалами – лицензированной организацией. Муниципальный заказ должен быть исполнен конструкторской организацией. Должна быть соответствующая эксплуатация, нужен контроль за состоянием сети, в т.ч. и колодцев.
Грубейшее нарушение норм экологической безопасности – у нас вся вода стекает в Амур. Вода с дорог должна попадать на очистные сооружения, потому что это не просто вода, там есть продукты жизнедеятельности человека, машин и городских служб. Для проектировщиков есть раздел «Охрана окружающей среды». Ответственным за всё это должно быть управление благоустройства и дорог. Я говорю о технических условиях, т.к. есть система подключения ливневой канализации, и там должно быть всё-всё прописано. Если этого нет, тогда они должны нести ответственность. Что происходит, когда затоплена дворовая территория? Особенно осенью, когда идут муссонные дожди. Вода заливает подвалы, образуется плесень, грибок даже тогда, когда вода ушла. Кто за это отвечает? Конечно, городские власти! Всегда на совещаниях обсуждались вопросы обеспечения домов теплом, светом, подъездными дорогами. А этот вопрос почему-то всегда стоял в стороне.
Лет 50-70 назад кто-то дал «добро» на застройку низменных территорий в Хабаровске - и вот результат. Южный микрорайон находится в неблагоприятных условиях, Северный – в гораздо лучших. В дальнейшем нужно анализировать ситуацию по застройке. Если это территория для жилой застройки, то она должна строго регламентироваться и анализироваться по санитарной безопасности, по отводу внешних вод в том числе. Делается рекультивация земель, насосами принудительно вода перекачивается из точки А в точку Б. Магистральная сеть ливневой канализации в городе должна быть, и только после очистки вода должна попадать в Амур.
Кто на это должен повлиять? У нас есть краевая Законодательная дума, которая обязана следить за соблюдением федеральных законов. Их достаточно и по санитарным, и по экологическим нормам. Я защищаю свой цех проектировщиков и считаю, что они несут стопроцентную ответственность.
В проектных документах всё есть - и локальные очистные сооружения, и правильно разработанные стоки, и т.д., и т.п. Но исполнение и эксплуатация – тут уже вопросы. И когда город затоплен, и машины не могут проехать – это уже результат действия муниципальных властей. Мы понимаем, что разработать глобальный, концептуальный проект водоотведения – это многомиллионные затраты. Но хотя бы поэтапно проблему решить можно.
Прописные истины
- А ведь действительно, никто не помнит, когда проводилось крупное совещание по этому, казалось бы, «второстепенному» вопросу. Может быть, следует об этом говорить постоянно в СМИ общественникам, представителям народного фронта, ведомственных структур и проектных организаций и показать властям важность оглядки на экспертное сообщество, их мнение? Сможем мы это сделать?
- Представители власти нам что на это говорят? У нас нет денег, чтобы платить большие миллионы за проекты, - заметила Шадуя. – Проекты по БКД они не делают, за исключением единичных случаев. По улицам Тихоокеанской и Шелеста всё делается по проектам. Как делается – уже другой вопрос. На остальных улицах не стоит приоритетом, чтобы вода не скапливалась. Поэтому когда будет приоритет качества, когда деньги будут направляться на выполнение проекта, мы, общественники, должны обратить внимание властей на то, что при распределении бюджета приоритетом при проведении ремонтных работ стало водоотведение, чтобы вода уходила. Итогом этого года, когда мы взяли этот вопрос, станет пакет предложений мэру города. С заместителями мы уже проводили совещания, но теперь это надо перенести на бумагу. Городской общественный совет для этого и создан.
- Цель проекта БКД – доступность и удовлетворённость, - реплика Брагина. – Сегодня появится ровный асфальт, а завтра он разрушится – общественность будет возмущаться. Поэтому СМИ «подсветит» этот вопрос. Все должны понимать, что это не только победные реляции «вот, мы сделали дорогу!». А это ещё и ответственность службы заказчика, исполнителей, первых лиц, которые должны подходить к решению задачи комплексно. И постепенно наш город будет выглядеть отлично.
- Здесь не нужно изобретать велосипед, - подытожил архитектор Фомин. - Во всех городах сохранена практика создания грамотных технических условий. Это первое. Далее. Должна быть лицензированная проектная организация с грамотными специалистами, которые знают, как это сделать. Должны быть грамотные подрядчики, которые именно специализируются на обустройстве дорожного полотна, на укладке асфальтобетона, устройстве бордюров и т.д. И далее должен быть контроль, в первую очередь, со стороны проектной организации. Контроль со стороны заказчика и технадзора.
Если эти все правила выполнены, то, как правило, и дороги качественные. В любом случае, должны быть чертежи в соответствии с регламентом. Потому что я не представляю, как можно утверждать дорогу и на пальцах объяснять, какие там должны быть слои, без экспертизы и контроля чертежей и сроков выполнения графика работ. Только так можно получить качественную дорогу.
В конце дискуссии участники пообещали, что в любом случае больше они молчать не будут и сообщать в прессе обо всех случаях, когда вместе с водой «уплыли» деньги. Общественный контроль здесь тоже будет нелишним. Возможно, всем вместе дружно получится навести в городе порядок.
Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен