«Дворец для бывших хулиганов»: Петрынинскому центру повысили статус
Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и соцпомощи вновь получил статус федеральной инновационной площадки. В Хабаровске место известно как Петрынинский центр. Мы встретились с директором и его воспитанниками, попытались разобраться, а что изменится с присвоением статуса, и чем там вообще занимаются. Петрынинский центр
Почти 30 лет трудов
Трёхэтажный центр для трудных подростков по улице Тихоокеанской, 167-а с первого раза не найти. Хотя само здание видное, но расположено оно на отшибе, за храмом Серафима Саровского в парке «Северном». Напомним, что строительство началось в 2010 году. Возводили дом на скромные пожертвования горожан в 200 млн рублей.
По данным новостного портала «Губерния», там хотели открыть православный приют для девочек, но в 2019 году здание передали центру от Приамурской митрополии и поставили на баланс Минобрнауки края.
До этого учреждение располагалось на ул. Маяковского, 50. Открыли его в 1992 году, потом в 1998 присвоили статус федеральной экспериментальной площадки, с 2011 по 2015 годы это была федеральная инновационная площадка. И в 2021 году они это звание восстановили. Значит, должны быть дополнительные денежные вливания?
При входе в центр создаётся впечатление, что ты оказался во дворце. Позолоченные светильники на стенах, вазы в нишах, белые колонны. Актовый зал, точно маленькая филармония с креслами из красного сукна. Что за благотворители согласились выделить на это средства? Вопрос остаётся без ответа.
Перед нами появляется директор центра Александр Петрынин. Он человек очень активный и торопливый, в руках носит религиозную книжицу, а взгляд у него вопрошающий и открытый.
– Спонсоры, не зная детей, подарили им такой дворец! Такого дворца нет ни у кого, только на Дальнем Востоке! – говорит директор и к тому же почётный житель Хабаровска.
Он сразу подводит нас к своим воспитанникам и просит взять у них интервью, показывая, видимо, своих любимчиков. Ведь общение детей со СМИ – это один из пунктов проекта.
– Никита был хулиганом, из другой школы его выгнали, а тут он у нас лучший, не курит с октября. Всего год в центре, а уже поехал на Кавказ! – рассказывает Александр Геннадьевич.
Та самая поездка, которую упоминает директор – это одна из возможных привилегий в центре. Если хорошо учишься, то можешь поехать в путешествие. В августе девять учеников из 99 возможных отправились на Северный Кавказ. Спрашиваем: что они думают о поездке и о месте, где находятся?
Говорят дети
– Мне всё понравилось, я вообще первый раз летал на самолёте. Директор Александр Геннадьевич воспитывает нас как родных сыновей. Приятно идти в эту школу. В предыдущей мне не нравилось обращение учителей. А тут тебе говорят: «Сыночка, любимый», как дома. Я ни разу не прогуливал. Здесь у меня балл 3,8 - стараюсь. Со всеми ребятами общаюсь, мы здесь все как братья и сёстры, – рассказывает Никита.
– Поездка длилась неделю. Мы ездили по старинным храмам, по горам, поднимались на Эльбрус. Садишься в первую кабинку – у тебя лето, поднимаешься на третью кабинку – уже зима. Это шок. Лето, зима, а где весна и осень? Мы договорились между собой, что встретимся через два года на том же месте, – поделился впечатлением Денис.
– Выпускник этого года, попал сюда из-за плохого поведения в другой школе, учился плохо, меня перевели сюда. Здесь учителя отзывчивые и добрые, учеников мало в классе. У меня цель – стать автомехаником, чтобы чинить машины. Смотрел, как папа разбирает машину, и мне самому понравилось этим заниматься. Хочу заработать нормально денег и помочь отцу с проблемами, – говорит Максим.
Некоторые дети живут в центре, другие приезжают сюда только на уроки, а потом возвращаются домой. Здесь учатся мальчики и девочки от десяти до 18 лет. До того, как оказаться в учреждении, они были вовлечены в криминальную среду, страдали от наркотической и токсической зависимости, хулиганили. А здесь для них еще преподают профподготовку, чтобы после окончания школы они трудились, а не возвращались на «кривую дорожку».
Говорит директор
– Они все лучшие! – парадоксально заявляет Александр Геннадьевич.
А здесь всё вообще не так, как везде. Основной постулат центра: «Трудных детей не бывает – есть дети, которым трудно».
На получение статуса федеральной инновационной площадки (ФИП) был серьёзный конкурс. Итог этому – предыдущий список из 250 учреждений с подобным статусом сократили до 19. По словам спикера, это произошло из-за смены команды чиновников и потому, что некоторые из 250 ФИПов перестали соответствовать заявленному статусу. Уж теперь-то, видимо, центры уйдут от номинальности и перейдут к качественному обучению детей и их ресоциализации.
Парадоксально и то, что выделение дополнительных средств из федерального бюджета с получением нового статуса не ожидается. Александр Геннадьевич объясняет, что для детей ничего не поменяется, а вот для сотрудников – это дополнительные хлопоты, нагрузка и стимул для развития. Проект «Просто дети, не трудные» делает центр донором, который будет отдавать, а не брать.
Проект состоит из трёх направлений. Первое связано с педагогами, второе – с детьми и третье – с населением.
– Инновационность заключается в том, что мы превращаем это в технологию. Потому что раньше мы делали это стихийно, как разовые акции. А теперь мы выработаем алгоритм. Мы продолжаем курс повышения квалификации для педагогов с практико-ориентированным подходом, – говорит наш спикер.
Прежде всего, работу ведут с педагогами на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае в частности. Онлайн-обучение будет частично присутствовать в программе, но всё-таки директор хочет, чтобы значимые взрослые приезжали в центр, в том числе, и для личного общения со школьниками, а не через экран.
– Что касается детей, то ребятишки включаются в социальные проекты, что мы делали всегда, но сейчас это будет более выпукло и ярко. Например, мы регулярно убираем памятники Великой Отечественной войны в Краснофлотском районе. Никто не знает, мы об этом не говорим, а просто делаем. Ещё дети до ковида выезжали в детский диспансер в Берёзовке. Они там дискотеки проводили, представления устраивали, мастер-класс по чеканке был, – говорит идейный вдохновитель проекта.
Поездка на Северный Кавказ – это поощрительный жест для детей в рамках привлечения третьего компонента проекта – населения, как спонсора. Ещё сторонние люди могут выступать в роли работодателей.
– Мы хотим, чтобы центр стал местом, где апробируются технологии будущего. Хотим, чтобы по нашей программе в будущем учили студентов. Это будет очень здорово, – дополняет директор.
А пока известно, что своё согласие на апробацию петрынинских результатов дали девять учреждений России – из Ижевска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Хабаровска и населённых пунктов края. Петрынинский центр
Все мероприятия должны осуществиться к 2026 году, так как статус ФИПа хабаровскому центру присвоили на пять лет. И таких площадок всего три из 19 учреждений. Пожелаем успеха педагогам и детям на их нелёгком пути. Петрынинский центр
Фото и видео автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен