Фасадный переворот: другая история зданий Хабаровска
Проходить мимо и не замечать обыденное – вполне привычное занятие для тех, кто бывает в центре города. А ведь даже небо каждый день может рассказывать свою историю. Не говоря об исторических зданиях, с которыми нас как будто заново познакомил Кирилл Степанов. Хабаровчанин, архитектор и сотрудник научно-исследовательского института теории и истории архитектуры при Минстрое РФ, вернулся к родным пенатам и рассказал посетителям «Артсерватории» о градостроительстве краевой столицы в 20-30-е годы.
Определить на глаз
В новом креативном помещении на улице Льва Толстого, 3 реализуется замысел, который туда закладывали предприниматели. Оно стало местом притяжения творческой интеллигенции. Эту функцию на себя взял музей современного искусства «Артсерватория». В город приезжает компетентный человек – значит, он может стать спикером интересной лекции. Так мы попали на полуторачасовую лекцию Кирилла Степанова.
Молодой человек родился в 1988-м в Хабаровске. В 2012 году окончил архитектурный факультет ТОГУ, недолго проработал в проектных институтах краевой столицы. Затем в 2016-м на «отлично» окончил магистратуру Эдинбургского университета в Великобритании, стажировался в Шотландии. Кирилл — историк-архитектор, научный сотрудник НИИ в Москве, автор статей и докладов по истории архитектуры ДВ.
Он сотрудничал с московским государственным строительным университетом, музеем GARAGE, Эдинбургским университетом и с научным музеем Королевского общества архитекторов Шотландии. Такой послужной список привлёк наше внимание, и как оказалось не зря.
На лекции собралось около тридцати человек, как предположил спикер — те, кто интересуются советской архитектурой Хабаровска. Кирилл рассказывал в основном о домах на «красной линии» города — улицы Муравьёва-Амурского и Карла Маркса. Первая группа зданий из его лекции построена по классическим традициям, для которым характерны симметрия фасада, юрдерная система (то есть базы, колонны, капители), ярко выраженные ризалиты (выступающая часть здания во всю высоту от основной линии фасада).
Вторая группа строений всем своим видом противоречит первой, ломает все представления о дореволюционной архитектуре. Это называется авангард, которому присущи выведенные французским архитектором Ле Корбюзье пять принципов. Это асимметрия, свободный план, плоские фасады, ленточное остекление, плоские крыши. Теперь туристы и жители города могут по внешнему виду приблизительно сказать, в каком стиле оно выполнено.
Исторический центр, вокзал и изба
Основные веяния в архитектуре 20-х годов были представлены в многочисленных конкурсных и индивидуальных проектах архитекторов-авангардистов. Первой экспериментальной площадкой новой архитектуры была Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве 1923 года. В павильоне Дальнего Востока архитекторы И.А. Голосов и И.А. Француз отразили идею дальнейшей застройки и преимущества региона как они его себе представляли.
Это было наподобие символического послания в будущее, нежели архитектурной реальностью. Кирилл показал несколько фотографий митингов, транспарантов, советских журналов и неотъемлемой части того времени — памятников Ленину на утёсе и на площади Ленина. Все виды искусства влияли друг на друга. А что можно сказать о зданиях?
Любопытна история хабаровского железнодорожного вокзала. Первый его предшественник сгорел во время гражданской войны, потом серьёзно в качестве будущего железнодорожного терминала рассматривался кадетский корпус на улице Серышева. Затем рассматривалась площадь напротив нынешнего ТЦ «Счастье». Но в итоге, как это бывает, по причине больших излишних затрат вернулись к старому месту — нынешней Привокзальной площади. В 1926 году здание построили по проекту Платона Шаманского, выигравшего архитектурный конкурс годом ранее.
Это было сооружение в русском стиле, как писали в прессе того времени, в его внешнем облике преобладали прямые углы, чёткие линии, а внутри простор. Правда, стол для начальника станции не помещался в кабинете, а о туалете в зале третьего класса и вовсе забыли. Эти факты Кирилла забавляют, так как будучи человеком помешанным на истории, он выуживал факты из практически недоступных источников. Вокзал 1926 года был не единственным на памяти города. По подсчётам спикера, сегодня мы видим его пятое воплощение.
По лекалам старых дореволюционных построек возводят штаб пограничных катеров ДВ области на ул. Тургенева, 73 и доходный дом Рифа. Второе здание расположено на ул. Гоголя, 25 и имеет вычурную архитектуру, позже к нему достроили второй этаж. А в 1920-е годы перестроили под гостиницу.
Красивый дом по адресу ул. Муравьёва-Амурского, 48 построили под лозунгом «Долой жилищный кризис». В 1920-1930 годы не хватало жилья, а оно было необходимо, потому что высшее руководство поставило задачу до 1936 года увеличить население города в три раза. Некоторым повезло жить в таком шикарном месте. Сейчас там разместились точки предпринимателей.
Если говорить об архитектуре, то первый этаж каменный, второй — деревянный с каменной облицовкой. Опять же это стилистически классическая дореволюционная архитектура, хоть и построенная в новый исторический период. Зданию характерны симметрия фасада, необычные ступенчатые формы фронтона, напоминающие стиль модерн.
На контрасте с предыдущим объектом, предлагаем на досуге прогуляться до деревянной постройки на улице Запарина, 109-А. Она пока ещё там стоит, живая легенда, построенная в конце 1920-х годов. Жилой дом с красивыми наличниками очень напоминает традиционные русские избы. Но его, скорее всего, снесут, и деревянным подпоркам нечего будет удерживать. О постепенном сносе домов на этой улице свидетельствует пустырь рядом с названной постройкой.
Памятные неверные таблички
Одно из первых зданий в центре города, которое сохранилось, построили в 1926-1927-е годы. Раньше там была контора Дальспирта (алкоголь вредит здоровью — прим.ред.), а теперь горбольница №2 имени Матвеева по адресу ул. Муравьёва-Амурского, 54.
Но интересна табличка на фасаде здания. Оказывается, их правдивости не всегда можно доверять. Кирилл Степанов насчитал около восьми архитекторов и инженеров, которые были причастны к строительству этой многоэтажки. Каждый руководитель вносил свои изменения, а имя на табличке указано только одного человека. Кирилл зачитал целые пассажи из писем архитекторов, как они спорили о достройке башни и часов. Первая так и не появилась, зато часы в наше время всё-таки установили.
https://www.youtube.com/watch?v=n2NMYcoolGM
К возведению конторы Дальспирта был причастен архитектор Николай Перевалов. К сожалению, фотографий его пока не нашли, но известно, что в Хабаровск он приехал из Читы в 1923-м. В 1926-1928-х годах он руководил строительством коммунальной гостиницы «Дальний Восток» по адресу ул. Муравьёва-Амурского, 18. Оригинальная фотография здания, представленная Кириллом на лекции, хранится как ни странно в Гарвардском университете в США. А ещё спикер предоставил нашей редакции свои чертежи двух названных домов.
Ещё одна табличка, которая недоговаривает, украшает дальневосточное главное управление центрального банка РФ на ул. Муравьёва-Амурского, 42. На памятной доске написано, что в 1928 году спроектировал дом архитектор Боровик, но это был Борис Малиновский. По словам спикера, инженер Б.Л. Боровик выступал в качестве прораба на его строительстве. Почти полностью стиль скопирован со здания Центробанка в Москве, построенного в эти же годы. И это снова классика. А где же тогда авангард?
Пожарная станция из кирпичей собора
В 1920-х годах в архитектуре превалируют авангардные стили — конструктивизм, функционализм и рационализм, причём первый вскоре занимает главенствующее положение. Первый дом в этом стиле в Хабаровске построил архитектор Владимир Владимиров. Оно стоит по адресу ул. Муравьёва-Амурского, 21.
Бывшее здание Дальбанка состоит из плоских стен, ленточного остекления (сохранилось только отчасти), плоской кровли и свободного плана. К неклассическому примеру в стиле архитектуры также относится нынешний кинотеатр «Гигант», спроектированный одним из лидеров конструктивизма в СССР — Ильёй Голосовым. Это памятник архитектуры федерального значения.
Довольно интересный факт о пожарно-спасательной станции на улице Петра Комарова, 1. Она была построена в 1931 году и хранит в себе веяния авангарда. Но интересно, из чего дом состоит. В 1930 году снесли Успенский кафедральный собор на Комсомольской площади, а кирпичи от него использовали при возведении пожарной станции. Из этого же «строительного материала» в 1931-1934 годы было возведено и управление Амурского речного пароходства, сегодня его адрес — ул. Муравьёва-Амурского, 2.
И последний объект, который не хотелось бы упустить — на ул. Муравьёва-Амурского, 40.
Это жилой дом Крайсовнархоза (1928-1929). На табличке снова неточность, здесь указан только один архитектор Николай Перевалов, однако к проектированию были причастны известный Благовещенский архитектор Рейнгольд Блюм и Владивостокский инженер Михайлов. Казалось бы обладая достаточными признаками стиля конструктивизм (плоские фасады, вертикальное обильное остекление по фасаду, выходящему на улицу Дзержинского), это здание всё-таки несёт в себе и традиционную классическую композицию фасадов. архитектура города Хабаровска
Таким образом, уникальная встреча с фотографиями, которые больше нигде не увидишь стала единственной для гостей и жителей города. Они иначе взглянули на центральные улицы города, которые являются летописью истории Хабаровска с разными стилями, историями и архитекторами. архитектура города Хабаровска
Кирилл Степанов считает, что город может развиваться только с учётом сложившейся застройки, ветхие и не представляющие исторической и архитектурной ценности здания должны заменяться качественной современной архитектурой. А значимые памятные дома охраняться, реставрироваться и восстанавливаться.
Мы будем ждать новых открытий от влюблённого в Хабаровск архитектора-историка. Его работа по изучению ДВ ещё не окончена.
(12+) архитектура города Хабаровска
Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен