«Особый взгляд»: коллекция картин для незрячих хабаровчан
Тициановский шедевр «Ревекка у колодца» в скульптурном пластике и другие картины теперь смогут увидеть незрячие посетители Дальневосточного художественного музея. Коллекция музея – почти 17 тысяч экспонатов, многие из которых относятся к живописи мирового уровня. Здесь хранятся полотна кисти Айвазовского, Левитана, Шишкина, Тициана - величайших мастеров своей эпохи. тактильные картины
Недавно дальневосточное собрание произведений искусства пополнилась пятью новыми и необычными экспонатами – тактильными копиями известных картин. Их музей приобрел, благодаря победе в грантовом конкурсе, который проводился в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Новая коллекция умещается на обычном конторском столе. Рассказ о ней ведёт Татьяна Манухина, специалист по связям с общественностью Дальневосточного художественного музея.
- В прошлом году фонд Алишера Усманова по программе «Особый взгляд» объявил конкурс на соискание необычных грантов. И сам грантодатель, и соискатели заранее знали, что получат в результате победы – тактильные копии, выполненные по картинам, которые хранятся конкретно в их музее. Что требовалось от нас? Отобрать несколько работ из собрания музея, написать заявку. Провели видеоэкскурсию по картинам-претендентам, чтобы их увидели и оценили зрители в разных уголках России. Самым сложным было отобрать несколько картин из 17 тысяч у нас хранящихся. Чтобы специалисты могли изготовить их тактильные копии, по которым бы люди с проблемами зрения познавали мир изобразительного искусства в прямом смысле слова наощупь.
До того в музее была всего одна тактильная картина – «Дочь рыбака» художника-авангардиста Кузьмы Петрова-Водкина, нам ее подарил Сбербанк. На «Ночь в музее» мы достали ее из запасников и предложили зрячим посетителям надеть специальные очки, «увидеть» шедевр пальцами рук, тактильными касаниями, без цвета ощутить мощь этого произведения. По их рассказам, впечатления были необычными и сильными.
Музей давно и плодотворно сотрудничает с хабаровским отделением Всероссийского общества слепых, с библиотекой для слепых, получили от них поддержку и договорились: если выиграем грант, то разработаем программу занятий по этим картинам. Грант мы выиграли. Программу разработали. И скоро наши посетители с проблемами зрения увидят новую коллекцию. тактильные картины
На грант претендовали многие художественные музеи России. ДВХМ попал в «первую волну», в пятерку тех, кто его получил. Как рассказала Татьяна Александровна, выбрать из многотысячной коллекции пять картин было невероятно сложно. Важно было показать и зарубежное, и русское искусство, представить как можно больше жанров – анималистику, портрет, натюрморт. В итоге получилось такое избранное собрание: картины «Корова» Розы Бонёр, «Марина (Морской вид)» Томаса Хереманса, «Ревекка у колодца» Вечеллио Тициана, «Портрет Суворова» неизвестного художника и «Натюрморт с ананасом» Ильи Машкова.
И вот все пять копий уже в музее. Правда, пандемия и карантин внесли свои коррективы – ждали еще осенью, а получили в первый месяц весны в дар, заключив договор дарения с фондом. А создали эксклюзивную коллекцию в Москве, в тактильной мастерской художников Ольги и Михаила Шу, которые уже несколько лет изготавливают копии «невидимых» картин для Пушкинского музея изобразительных искусств, Эрмитажа, музеев Московского Кремля, русского экспрессионизма, современного искусства «Гараж» и других. тактильные картины
В постоянной экспозиции этих картин не будет, их будут доставать специально к занятиям со слепыми и слабовидящими людьми. Они будут ездить и «по командировкам», например, в библиотеку для слепых.
- Размеры вполне позволяют делать коллекцию передвижной, - говорит Татьяна Манухина, - поскольку тактильная копия по размеру гораздо меньше оригинала. Только работа «Корова» сохранила свои первозданную величину.
Кстати, музей пригласил двух экспертов из общества слепых, и те сказали, что и по размеру, и по объему работы идеальны – незрячий человек вполне может охватить картину руками, почувствовать величину, пространство вокруг нее. А если учесть, что «осмотр» шедевра предваряется и сопровождается тифлокомментарием (это когда звучит аудиорассказ о художнике, размерах, деталях и персонажах картины), то изучающий картину наощупь практически «видит» ее по этим описаниям.
По одному из грантов в 2020 году музей получил специальный принтер со шрифтом Брайля, так что уже на первом занятии все картины из коллекции будут сопровождаться табличками с полезной информацией.
Люди, потерявшие зрение спустя годы зрячей жизни, никогда не забудут яркую палитру из той, цветной своей биографии. И они могут эти картины вспомнить, увидеть как бы заново. А вот тем, кто незрячий от рождения, кто сразу оказался в однотонном мире, им гораздо сложнее. Но и их специалисты музея научат «видеть» тактильные картины. Каким образом?
Копии выполнены из скульптурного пластика, и они не ровные и плоские, как оригинал, а рельефные и выпуклые. На картине «Натюрморт с ананасом» авангардиста Ильи Машкова незрячий человек пальцами почувствует шершавость персика, гладкость винограда или шероховатость лимона – авторы смогли передать эти тактильные ощущения идеально.
В сопровождении аудиорассказа или живого голоса экскурсовода эти нарисованные на холсте фрукты разве что аромата не подарят. А на картине голландского художника Томаса Хереманса море под пальцами волнуется и облака на небе резкие, будто убегают за горизонт. Или вот шедевр Вечеллио Тициана «Ревекка у колодца», написанный по библейскому сюжету. Как передать, что на полотне два равнозначно главных персонажа? И московские художники сделали один персонаж выпуклым, определив его на передний план. тактильные картины
Как рассказала Татьяна Манухина, художники так сосредоточенно и щепетильно трудились над созданием тактильных копий, что когда работали над портретом Суворова, ордена и банты на мундире прославленного полководца вырисовывали до самых мелких деталей.
«Выход в свет» необычной коллекции уже готовится, в ближайшее время планируется проведение ряда занятий. И это отличная новость не только для музея, но и для тех, кому предназначены картины в пластике. Очень показательно, что люди с проблемами зрения получают помощь и поддержку не только от государства, но и от частных фондов. Воистину искусство не знает границ.
Фото автора, из архива ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен