Эпопея продолжается: когда достроят защитные дамбы в Хабаровске
Лет через тридцать-сорок наши потомки будут с трепетом спрашивать хабаровских старожилов: а каким было наводнение 2013 года, когда уровень Амура перевалил за восемь метров? Если, конечно, за это время главная водная артерия края не побьёт свой собственный рекорд. А это вполне возможно, ведь за последние пару лет Амур уже несколько раз выходил из берегов, подтапливая дачные участки на левом берегу и прибрежные микрорайоны в границах Хабаровска. По задумке федеральных властей, спасти город могут гидрозащитные дамбы. Их строительство стартовало ещё в 2015 году. Как сейчас обстоят дела на объектах, выяснял корреспондент «ХабИнфо». дамба хабаровск
На участке от плавательного бассейна до яхт-клуба продолжается реконструкция набережной. Здесь уже спрятали под землю ручей Лесопильный, вдоль всей территории участка вкопали трубошпунт. Это толстостенная металлическая труба со специальным замком, который соединяет и обеспечивает герметичность всей конструкции. Трубошпунт вбивают в несколько рядов, его задача – удерживать грунт и не позволить воде затапливать набережную.
— Основная задача у строителей сейчас, пока Амур не вскрылся, выполнить все работы на приближении к водной глади. То есть пока уровень воды низкий, работы можно выполнять. С момента вскрытия льда, мы знаем, что в течение месяца-двух уровень воды резко поднимется, тогда уже, конечно, эти работы выполнять будет неудобно, — подчеркнул министр строительства Хабаровского края Андрей Чекулаев. — В принципе, мы погрузили практически весь трубошпунт, он у нас оформлен, осталась единственная часть - это примыкание к речному порту, там сейчас работы у нас и выполняются. В течение месяца мы закончим все работы низовые по укладке трубы, по ее стыковке, сварке, по всем необходимым остальным работам, проведем соответствующие испытания и начнем обратную засыпку.
Подрядной организации предстоит изготовить металлические конструкции спасательного поста, обустроить несколько лестниц-спусков к воде и леерное ограждение. Сейчас рабочие монтируют коллектор. Он пройдёт через тело дамбы и будет накапливать и отводить речную воду. Система пропуска воды включает в себя насосную станцию. Мощные компрессоры уже закуплены и хранятся на складе МЧС. Их применяли для откачки воды с территории Индустриального района во время последних наводнений.
Реконструировать набережную взялись в 2016 году. Сегодня работы выполнены примерно наполовину. До ноября текущего года подрядная организация должна завершить четвёртый этап. Участок от Уссурийского бульвара до улицы Советской оказался самым сложным и самым затратным – его стоимость превысила один миллиард рублей. Примерно во столько же обошлась реконструкция трёх предыдущих участков набережной.
После того, как краевую набережную закуют в бетон и замостят брусчаткой, здесь смонтируют причалы и создадут комфортную прогулочную зону для жителей и гостей города. Если, конечно, не помешает очередное наводнение. Из-за большой воды в прошлом году все работы на площадке в августе-сентябре приостановили. Часть неосвоенных средств пришлось вернуть в федеральный бюджет.
— Деньги вернулись назад. Это процесс бюджетный, он происходит каждый год, но спасибо правительству РФ, спасибо усилиям Михаила Дегтярёва, деньги все возвращены в бюджет Хабаровского края для строительно-монтажных работ. Эти деньги до нас уже доведены. Мы можем работать, — подчеркнул Андрей Чекулаев. дамба хабаровск
Чтобы наверстать упущенное время и не выбиться из графика, работы на объекте ведутся в две смены, здесь трудится около 60 рабочих и 12 единиц техники.
Что касается гидрозащитного сооружения на участке от улицы Богачёва до развязки на Запарина, то там пока всё на паузе. В прошлом году Минстрой расторг в одностороннем порядке договор с прежней подрядной организацией – ООО «Тутта». По словам министра строительства края, подрядчик не выполнил взятых на себя обязательств, срывал сроки исполнения договора, затягивал сдачу объекта.
— Там протяжённость дамбы почти пять с половиной километров, стоимость – больше 3,5 миллиардов рублей. Защитное сооружение должно уберечь от затопления площадь в 300 гектаров, — рассказал Андрей Чекулаев. — Мы должны действовать в интересах населения и поэтому расторгли договор. Подрядчик был не согласен и обратился в арбитражный суд, но там его исковые требования не удовлетворили. Мы ещё в декабре 2020 года разместили заявку на проведение конкурса в электронной форме для завершения объекта строительства. Результаты подведём 17 марта.
Новый подрядчик в течение 2021 года должен будет завершить отсыпку тела дамбы. Но из-за того, что все работы по обустройству монолитного порога для установки гидрозатвора – понтона-батопорта могут вестись только в зимнее время, чтобы не мешать речной навигации, если Амур вновь «выйдет из себя», устье Затона опять будут пересыпать.
— Мы пострадали от недобросовестного подрядчика, население прибрежных районов Хабаровска страдает уже не первый год, — говорит Андрей Чекулаев. — Но если возникнет такая необходимость, нагоним технику, перекроем вход в затон. Грунт с прошлого года далеко не увезли, так что эти работы обойдутся на порядок дешевле. По задумке инженеров, понтон-батопорт, установленный в устье затона, должен выполнять роль ворот, гидрозатвора и не пропускать воду. Он доказал свою плавучесть ещё в 2019 году, а вот испытать его как затворное сооружение пока не пришлось.
Если новый подрядчик окажется не таким, как предыдущий, то есть надежда, что дамбу в Южном сдадут уже в 2022 году. Правда, тогда ребром встанет вопрос: кто будет поддерживать гидротехнические сооружения в исправном состоянии? Ведь возможностей городской казны для этого явно недостаточно. дамба хабаровск
Антон Хмель Фото Дмитрия Волкова
- Нужен ли хабаровчанам дорожный опыт амурчан - читайте по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен