Управляли роботом по «вэбке»: первые дистанционные соревнования «Техностарт» прошли в Хабаровске
Ученики айти-школ Хабаровского края, Приморья и ЕАО померились силами на первом дистанционном конкурсе робототехники «Техностарт». Собирать роботов и писать программные коды ребятам пришлось под внимательным взором веб-камер, а результаты трудов практически мгновенно отображались в гаджетах судей и наблюдателей. О том, как прошла первая дальневосточная «рободистанционка» читайте в материале «ХабИнфо».
«Техностарт»: хабаровские робототехники впервые опробовали дистанционные соревнования
Зимние соревнования по робототехнике стали своеобразной хабаровской традицией. Обычно главной площадкой, на которой начинающие и опытные конструкторы и программисты мерились силами был фестиваль «Робофест». Обязательной частью его программы был баттл «умных машин» и другие площадки, на которых конкурсанты могли наглядно оценить: кому удалось создать самый ловкий манипулятор, какая форма лучше подходит для ведения боя, а чье устройство успешнее других различает цвета. Но, из-за пандемии, полюбившийся многим ивент перенесли на следующий год.
Впрочем, любители направления не отчаялись: решили впервые на Дальнем Востоке опробовать дистанционный формат соревнований по робототехнике – «Техностарт». Большая часть номинаций в нем совпадает с привычными «робофестовскими»: «робоквест», «чертежник», «сортировщик». Оценить, как это выглядело в офлайне, можно в одном из материалов «ХабИнфо».
«Техностарт», на первый взгляд, напомнил все тот же «Робофест», но до прихода зрителей. Столы подготовлены, роботы заряжаются в ожидании начала рабочей смены, у ноутбуков сосредоточенно сидят судьи и волонтеры. На конкурс заявилось 250 человек, а на площадке отчего-то на редкость малолюдно…
- Участники соревнуются онлайн – объяснил мне руководитель регионального IT-куба Самаддин Гумбатов. Его школа на Пятой площадке стала основным плацдармом для «Техностарта». – Сами ребята сидят в классах своих школ, перед веб-камерами: под присмотром волонтеров и судей собирают робота, пишут программы. Время прохождения заданий фиксируется, а затем результаты сравнивают.
Такой формат пришлось вводить из-за пандемии коронавируса. Участвовать приглашали команды из двух и более человек, но даже являться в школу конкурсантам было не обязательно: при наличии подходящего оборудования, соревноваться на «Техностарте» можно было даже из дома. Но желающих опробовать этот вариант не нашлось. Поэтому ученики различных кружков робототехники сидели в специально оборудованных классах. А для того, чтобы соблюдать социальную дистанцию было еще удобнее, организаторы установили правило: одновременно проводилось не более двух номинаций.
Самой популярной, по словам Самаддина, номинацией стал «робоквест». В нем нужно примерно за полчаса собрать робота определенной конфигурации. Какой именно – решал волонтер, вытягивая жребий. В первом этапе побеждали те, кому удалось выполнить задание быстрее остальных. Ребятам постарше предлагали и второй тур. В нем наспех собранного бота нужно было запрограммировать.
- В чем суть соревнований? Нужно было собрать робота за определенное количество времени. Запрограммировать и показать, что все работает, - делится впечатлениями двенадцатилетний дебютант соревнований Илья. - Сколько на это ушло времени – сказать тяжело, никто за ним не следил. Думаю, от 25 до 30 минут. Это первые мои прям серьезные соревнования. На них мы работали в паре. Леша собирал робота, а я – подавал детали. Если кажется, что подавать детали легко, то это не так. Это вам не раскрыл коробочку и раскидал детали! Нужно было смотреть по размеру, проверять: подходят или нет. И это все очень быстро! А, если говорить по честноку, вставленная не под тем углом деталь может испортить всю работу - be gap (сломаться – прим. ред.).
По словам организаторов, преподаватели школ на этих соревнованиях переживали гораздо больше самих конкурсантов. Но начинающий робототехник уверяет: держался молодцом, потому что рядом был проверенный напарник.
- Если бы за столом сидел незнакомый человек, то так хорошо, конечно, не получилось бы, - признается Илья после прохождения всех испытаний. - Но с Лехой мы работаем вдвоем давно. Сначала просто познакомились, а потом начали работать, потому что в группе было только двое шестиклассников, остальные младше. Свою команду мы назвали «Сталкер».
К слову, организаторы «Техностарта» одной из причин, по которой решились на новый опыт, назвали сплочение команд и укрепление соревновательного духа. На крупных соревнованиях ребята сравнивают результаты друг друга, а потом с большим азартом учатся на занятиях. Мол: «Чего это Васька из соседней школы меня обошел? Ну я ему в следующий раз покажуууу!».
Но и конкурентов у Ильи с Лехой с каждым годом в Хабаровске становится только больше. А, если учесть, что дистанционный формат позволил пригласить конкурсантов из районов, для которых раньше присоединиться к тому же «Робофесту» было проблемой, то становится понятно: задачу простой сплоченностью решить не получится – придется усердно заниматься на занятиях. Да и в родном IT-кубе с каждым годом учеников становится больше и больше… Робототехника и айти-кружки популярны!
- В этом году набор в нашей школе – 450 человек. И это при том, что в Краевом центре образования открылось еще одно подразделение федеральной сети «Айти-куб», - отмечает Самаддин Гумбатов.
Развиваются и другие школы. Тем более, что во многих из них дети занимаются бесплатно, внося сертификат на сумму 17456 рублей в год. Право на него имеет каждый несовершеннолетний ученик, а потратить его можно на оплату секций и кружков. К слову, подобрать спортивную секцию для детей в Хабаровске можно на нашем сайте.
- Технические фестивали не место для полезных изобретений? – материал о том, почему на развлекательных ивентах не презентуют «настоящие» ноу-хау.
Фото и видео автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен