Право на выбор: почему хабаровчане жалуются на торговлю
Однажды в продовольственном магазине услышала такой диалог: «Мясо чьё?» – «Да жрите, что дают!». Как это по-нашему. В другой стране за такой ответ продавцу светил бы реальный срок, не говоря уж о руководстве магазина, влетевшего на миллионы долларов. У нас – ничего. Гражданка тихо закинула в пакет кусок и пошла, солнцем палимая, варить борщ. защита прав потребителей хабаровск
Что же надзорные органы? Как известно, они призваны реагировать и карать. На самом деле, оно так и происходит. Жалоб становится всё больше и больше. Потребители становятся грамотнее, знают свои права и читают Закон о защите прав потребителей. Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю то и дело проводит «горячие линии» по вопросам качества и безопасности плодоовощной продукции и срокам её годности. А сектор по защите прав потребителей Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска денно и нощно стоит на страже интересов граждан, разъясняя их права и обязанности в отношениях с торговыми и бытовыми учреждениями.
Мы поинтересовались у главного специалиста сектора Алексея Кондратьева, на что же сегодня жалуются хабаровчане? Оказалось, что подавляющая часть жалоб приходится именно на торговлю. Причём, на первом месте стоят непродовольственные товары.
– Это товары так называемого ненадлежащего качества, в основном, одежда, обувь, бытовая техника, – поясняет Алексей Юрьевич. – В прошлом году, например, из общего количества поступивших жалоб (6247) на торговлю поступило 5385 обращений, бытовое обслуживание – 412, общепит – 46 и прочие – 400. Мы рассмотрели более сотни жалоб, в бюджет зачислено штрафов на общую сумму 176,8 тыс. рублей. Провели 53 встречи с населением, где разъясняли их права. Мы помогли гражданам составить пять исковых заявлений в суд.
Действительно, холодильники, кондиционеры, компьютеры некоторые люди могут позволить себе купить лишь раз в жизни. Покупка бытовой техники - вещь серьёзная и очень дорогая. Увы, и это событие может омрачиться мало того, что недостойным качеством товара либо услуги, так ещё и открытым хамством продавцов. защита прав потребителей хабаровск
Дикий случай
Вот лишь один реальный пример из жизни. Решил как-то хабаровчанин приобрести кондиционер. Купил, а как быть с установкой? Пожалуйста! Тут же, в магазине, заключили договор на доставку и установку. При этом покупателя дотошно расспросили, какой этаж, есть ли решётки на окнах.
– Подошёл «старшой» и, выслушав, что этаж второй, есть решётки на окнах, успокоил: «Не волнуйтесь! Нам не впервой, лестница имеется. Всё будет в порядке», – рассказывает потерпевший. – Заплатив за покупку, доставку и установку кучу денег, я отправился домой ждать счастья. Через неделю кондиционер привезли, затащили в дом. Но устанавливать отказались.
– У вас на окнах решётки, – заявили. – Нет, так не пойдёт! Да и этаж второй. Нужна автовышка.
– Какая автовышка?! – у меня глаза полезли на лоб. – Вы же сказали, что у вас лестница, и всё будет в порядке? И где я вам автокран возьму сейчас? Его заранее заказывать надо. А кто платить будет?
– Ну, не знаю, – почесал затылок бригадир. – За кран, конечно, вы будете платить. И чем вы занимались целую неделю? Надо было кран заказать, пока ждали нас. - А то бы я не догадался! – попробовал возмутиться покупатель. – Я же заплатил вам за установку. Вот и в договоре записано: решётки на окнах, второй этаж…
Тем временем рабочие собрались на выход. защита прав потребителей хабаровск
– Куда?! Не пущу!!! – заверещал несчастный. – Я ждал вас больше недели. У меня в хате жара стоит невыносимая! У меня давление двести! Подписывать ничего не буду!
– Давайте, ищите кран, – дрогнул бригадир. – Если в течение часа найдёте, поставим.
Заглотив валокардина, наш герой засел за телефон. Часом не обошлось. Хотя найти автовышку посчастливилось почти сразу. Но вот беда, та заглохла где-то на середине пути. Пока суть да дело, наступил вечер, хотя дело кончилось неплохо. С горем пополам кондиционер установили, так что до «скорой» не дошло. Директор магазина даже пообещал вернуть деньги за автовышку. Правда, уволился через день-другой. Новый директор, само собой, платить отказался. Не на бумаге же обещание!
– Вы будете смеяться, но через год ситуация зеркально повторилась, – продолжает наш рассказчик. – Я опять пришёл в тот же магазин, надеясь, что снаряд дважды в один окоп не попадает. Купил второй, точно такой же кондиционер. По аналогии меня допросили: второй этаж, решётки. И вновь на сцену вышел «старшой». Я напомнил ему ситуацию с прошлогодней установкой, тот подозрительно не вспомнил.
– Всё будет в порядке, – уверил он. – У нас высокий грузовичок. Встанем на крышу и установим вам кондиционер. Без проблем.
Ударили по рукам, подписали договор. Оплатил покупку, доставку, установку. Чин по чину. Через десять дней «второе счастье» привезли в багажнике обычной легковушки. И, как вы уже догадались, поступил отказ устанавливать кондиционер. Заслышав истеричные вопли клиента, бригадир стал разворачивать авто на выезд. Испуганный мужик упросил хотя бы поднять кондиционер в квартиру и подписал в итоге только путевой лист. Об установке, которая обошлась покупателю в 12 тысяч рублей, заикаться побоялся.
– Мы вам доставили? Доставили. Чего ж вы ещё хотите?! защита прав потребителей хабаровск
Дальше шла не нормативная лексика. Вволю наглотавшись таблеток, бедолага отправился в магазин за справедливостью. Увы и ах! Пришлось писать отказ на установку. А кровные рубли, как в страшном сне, отбивать не день и даже не неделю. Со скрипом, но вернули. Сочувствующие несказанно удивились: « Да в этом магазине и с милицией-то не всегда правду найдёшь!». А наш горе-покупатель почувствовал себя почти счастливцем. Тем более, что кондиционер в тот же день установила вдвое дешевле другая фирма. Нет худа без добра.
Боритесь за свои права!
По мнению Алексея Кондратьева, хабаровчане по-прежнему «плавают» в законах. И хотя сектор по защите прав потребителей ежегодно проводит обучающие семинары и встречи с покупателями, всё равно этого явно недостаточно, чтобы переломить ситуацию в пользу потребителей.
– За время действия закона «О защите прав потребителей» обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные требования, всегда выгоднее мирно разрешить возникший конфликт, чем решать его в суде, – уверяет Алексей Кондратьев. – Прежде, чем обращаться в суд, попробуйте вначале сами защитить свои права в досудебном порядке.
Продавцы, изготовители и исполнители, видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают, что он не будет отстаивать свои права до конца. А зря. Иногда достаточно грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения. Если же вам отказывают в выполнении ваших законных требований – обращайтесь в суд. Хотя судебный процесс длится долго и потребует от вас некоторых усилий и затрат времени, не стоит отказываться от подачи иска в суд, поскольку вы можете добиться выполнения требований и получить полное возмещение ущерба, в том числе, судебных издержек и морального вреда. защита прав потребителей хабаровск
– Алексей Юрьевич, каков при этом алгоритм действий?
– Если нарушены ваши права потребителя, например, купили товар с недостатками, то вы вправе обратиться к продавцу с предусмотренными законом требованиями. Если продавец отказывается выполнить их, вам необходимо подать ему письменную претензию или заявление с изложенными в нём требованиями. Претензия может быть составлена в произвольной форме. Вам нужно указать, кому направляете претензию, например, директору такого-то магазина. От кого претензия: ФИО, адрес, контактный телефон, а также изложить суть дела. Чётко сформулируйте свои претензии. Укажите в конце, какие у вас намерения в случае, если ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке.
– Какие документы прилагать к претензии?
– Копии товарного чека, гарантийного талона, актов, справок. Ещё раз подчеркну – копии, а не подлинники. В противном случае, их могут попросту «потерять». И претензии необходимо писать в двух экземплярах. Один оставляете в магазине, а на втором работники магазина обязательно должны поставить свою подпись, дату, ФИО. Этот экземпляр останется у вас, как подтверждение того, что претензия получена магазином.
– А если продавец отказывается подписать второй экземпляр?
– В таком случае, отправьте его по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Отказ выполнить ваши требования должен быть изложен в виде резолюции на вашем экземпляре или в отдельном документе. Следующий этап - подача искового заявления в суд. Так что обращайтесь в сектор, и наши специалисты с удовольствием вам помогут составить исковое заявление.
Вам всё понятно? Вот так запросто можно начинать борьбу с нерадивыми продавцами. Надо только не лениться и не махать рукой, мол, справедливости всё равно не добьёшься. Добьёшься, ещё как! А тем, кто не хочет бороться за свои права, а предпочитает оставаться униженным и оскорблённым – так и надо!
К слову. В случае обнаружения некачественного продукта в магазине потребитель вправе направить в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю обращение, которое будет рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Направить обращение можно в форме электронного документа через форму «Прием обращений граждан» https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition .
Кроме того, жители и гости Хабаровского края могут обратиться в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). И не забывайте про мораторий на начисление и взыскание неустойки (штрафы, пени) по долгам за ЖКХ, который, в связи с коронавирусной пандемией, введён в России до 1 января 2021 года. защита прав потребителей хабаровск
Фото: bukvaprava.ru
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен