Прощай, питомник: по хабаровскому парку пройдет железная дорога?
Жители Хабаровска, собравшиеся на публичное обсуждение по поводу питомника имени А.М. Лукашова, выступили против изменения категории с «памятника природы» на «природный парк» и строительства там детской железной дороги. Горожане ностальгически просили чиновников возродить здесь советский «парк-сад». Однако повлияют ли эти просьбы на судьбу 163 га земли, где размещался питомник Лукашова?
Более 15 кубометров мусора убрали с территории питомника активисты ОНФ в ходе субботника в середине марта. Селекцией здесь и не пахнет, а пахнет кое-чем другим. Когда-то заповедное место в Хабаровске давно пустует и превратилось в огромную бесплатную свалку.
Питомник Лукашова: второй шанс для парка?
На субботнике было малолюдно. Зато 18 марта в администрации Железнодорожного района, на территории которого расположен питомник, народу собралось столько, что актовый зал едва вмещал всех желающих. Предметом обсуждения стала судьба питомника. Докладчики в лице председателя краевого комитета по охране окружающей среды Алексея Сабитова и первого замминистра природных ресурсов края Андрея Стрельникова были кратки. По их словам, смена категории необходима для повышения охранного статуса питомника и станет первым шагом к реализации важного проекта. питомник Лукашова
– Земельный участок находится в собственности правительства края, и последние 20 лет там никакая деятельность не осуществлялась, – сказал Андрей Стрельников. – За эти годы ни один хозяйствующий субъект с просьбой возобновить деятельность питомника в Минприроды не обращался. В бюджете денег на его содержание нет. Свою помощь предлагает ДВЖД, но при условии, что ей разрешат продлить по территории парка действующую неподалеку детскую железную дорогу. Территория нуждается в реформировании, и организация могла бы дать питомнику вторую жизнь. А для этого надо изменить действующий сейчас статус на «природный парк», исключающий любое капитальное строительство. Речь о тотальных вырубках не идет!
Однако объяснения замминистра многих присутствующих явно не устраивали: они были за восстановление прежних функций знаменитого когда-то плодово-ягодного питомника, который бы вновь снабжал дальневосточных садоводов и огородников качественными, районированными саженцами. Эту позицию выразил Станислав Зимин, помощник депутата краевой думы, который заявил, что нужно продумать проект восстановления селекционной деятельности на базе питомника.
Зал поддержал Зимина бурными аплодисментами.
– Режим парка не противоречит этому, – ответил ему Стрельников. – Мы готовы поддержать каждого желающего, кто придет и займется селекционной работой, будет ухаживать за этим садом, реализовывать продукцию. Но за эти годы к нам никто не обращался с подобным предложением. Немного пригасил энтузиазм зала и заведующий лабораторией плодоводства ДальНИИСХ Олег Михайличенко.
– Представить сложно, сколько нужно вложений, чтобы хоть частично, хотя бы на территории двух-трех гектаров, заново создать питомник по производству саженцев, – сказал он. – Тогда этим занималось государство. В первую очередь, необходима глубокая рекультивация. Те деревья, которые там сейчас находятся – сливы, яблони, груши – уже не имеют ценных качеств! Это все дикая поросль. Мало кто знает, что брошенный участок в течение 20 лет не обрабатывался, не культивировался. Там сейчас такая «мина» вредителей и болезней! Наш сад находится в трех километрах от питомника, и мы на себе все это ощущаем, поскольку находимся в пределах досягаемости этих всех «клубков» заболеваний.
В свою очередь, представитель ДВЖД Максим Екименко указал, что до нынешнего года никто никому не мешал зайти на территорию и развивать ее.
– У нас есть финансовые средства на развитие парка. Мы предлагаем проект развития экологической детской железной дороги, локомотив которой будет работать на аккумуляторах. Та ветка, которая сейчас существует, короткая, проходит внутри жилой зоны. Думаю, что рассматривать плодовые деревья из окна поезда гораздо приятнее, чем смотреть на свалки мусора или больницу. Предлагаем развитие парка и благоустройство с разведением необходимого лесного массива. Проект не предполагает строительство депо, – объяснял железнодорожник.
– Питомник Лукашова когда-то занимал площадь 463 гектара. Сегодня мы говорим о 163 гектарах, куда делась остальная территория? – задала риторический вопрос Тамара Бессолицына, ответственный секретарь краевого отделения общества охраны памятников. – Остался участок с могилой основателя. Хоть этот остаток надо сберечь, а не строить там железную дорогу!
Иначе будет катастрофа!
Хотя и не многочисленные, но были и те, кто поддерживал изменение категории на «природный парк».
– А я поддерживаю идею, – сказал хабаровчанин Александр Вениаминович. – Памятник природы, то есть, питомник, был создан руками людей, ведущими селекционерами Тимошиным и Лукашовым. Историческая память должна сохраниться. Но территория зарастает, и неплохо бы устроить там парк-сад, сохраняя не только экологический каркас, но и исторический. На территории находится захоронение самого Артемия Лукашова. Пока там только постамент, сама скульптура находится на хранении. Это очень ценное место, о чем молодое поколение даже не догадывается! Ведь садоводство возникло именно в Хабаровском крае, а не в Приморье или Амурской области.
Высказалась и неравнодушная жительница микрорайона Большая-Вяземская.
– Поскольку там нет хозяина, местные жители сделали эту нишу своей. В выходные дни там очень много народа. Люди занимаются спортом, бегают, катаются на лыжах, есть тропы, где катаются на лошадях, гуляют с собаками, пенсионеры занимаются скандинавской ходьбой. Там уже, по сути, парк! Плодовые деревья надо сохранять однозначно. Может, не в том объеме, как сейчас, потому что часть деревьев уже не пригодна. Я поддерживаю идею, потому что необходимо облагородить инфраструктуру. Если вообще ничего не делать, то будет катастрофа!
Тем не менее, на обсуждении прозвучало немало сомнений в обоснованности смены категории питомника. Мне показалось интересным посмотреть на ситуацию поближе, а потому я отправилась искать то место, где предложили построить детскую железную дорогу. Место это для меня тоже связано с массой воспоминаний. В пору моей юности нас отправляли в питомник на прополку саженцев. Тогда еще не было в Хабаровске высоток и авторазвязок, зато было много цветущих и плодоносящих абрикосов, яблонь, груш. Саженцы этой красоты выращивали как раз в питомнике им. Лукашова.
Сад есть и сейчас, но в запущенном состоянии. На территории немало выжженных мест для пикника, дороги разбиты, а самое ужасное – это свалки строительного мусора, которого с каждым новым коттеджем становится все больше.
Самое простое, с точки зрения обычного горожанина, решение – возродить садоводство за счет краевого бюджета. Однако чиновники в таких случаях ссылаются на бюджетный дефицит и предлагают искать инвесторов. А инвесторы в «природный памятник» идти, ясное дело, не хотят, там у них связаны руки, а им нужна прибыль. И в министерстве природы другого пути не видят, кроме как создать природный парк и вести там ограниченную хозяйственную деятельность.
Вот тогда туда и придут коммерсанты. Но ведь это скамейки, лотки с мороженым и пирожками! И уж те более, мало кто верит в полную экологичность прихода туда «железки», то бишь магистрали, пусть и детской! Все эти страхи, высказанные большинством горожан, были занесены в протокол. Но учтут ли их чиновники? По закону, не обязаны. А инвесторов, которые бы захотели реализовать ностальгические пожелания хабаровчан о «парке-саде», наверное, в природе нынче просто не существует.
Питомник Лукашова: выскажи мнение!
У тех, кто не смог присутствовать на общественных слушаниях, есть возможность до 18 апреля подать свои предложения в письменной или устной форме в краевое министерство природных ресурсов лично или через официальный сайт mpr.khabkrai.ru. Адрес для отправки обращений в письменной форме в министерство обычной почтой: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56. Электронной почтой: priroda@adm.khv.ru
С материалами обсуждений можно познакомиться в комитете по охране окружающей среды Минприроды края по адресу: ул. Пушкина, 23а, каб. 412, в будни с 9 до 18 часов (перерыв с 13 до 14). Телефон: 47-39-17.
12,5 млрд руб. планируется выделить на реализацию нацпроектов в Хабаровском крае в 2020 году. Среди ключевых целей по-прежнему значится, в том числе, и создание комфортной городской среды.
Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен