За гранью формата: учебник, который влюбляет в Дальний Восток
Удивительно, но в школах нет времени на изучение истории нашего региона. Чтобы исправить ситуацию, хабаровские учёные – педагог Ольга Стрелова и историк Марина Романова разработали необычный учебник по истории Дальнего Востока России в древности и Средневековье для учащихся пятых и шестых классов. Как и чем книга привлечёт внимание 10-12-летних школьников? история Дальнего Востока
Предпосылки к работе
Ольга Стрелова, доктор педагогических наук, профессор, окончила исторический факультет хабаровского пединститута, где и проработала потом около 30 лет. Но шесть лет назад она ушла из педагогического университета и вплотную занялась вопросами повышения квалификации учителей.
Марина Романова, кандидат исторических наук, доцент, работает на кафедре отечественной и всеобщей истории в пединституте ТОГУ. Она получила высшее образование на историческом факультете пединститута ТОГУ и осталась преподавать после выпуска. Оба автора закончили аспирантуры в Москве и защитили там кандидатские диссертации.
Три десятилетия они работали вместе на одном факультете. Помимо прямых университетских дел, вели совместные проекты в сфере международного сотрудничества с историками Великобритании и Польши. У них есть работы по развитию критического мышления педагогов и школьников, истории информационных войн и др. По этой теме в 2016 году для учителей было подготовлено учебно-методическое пособие «Вакцинация от фальсификации», которое актуально до сих пор.
Также учёные работают в краевом Институте развития образования (далее ХК ИРО – прим.авт.), обсуждая со школьными учителями не столько требования к урокам и учебникам, сколько проблемы воспитания, исторической памяти, фальсификаций прошлого и публичной истории и многие другие.
Новый учебник по истории Дальнего Востока стал своего рода итогом этой разноплановой деятельности. До этого Ольга Юрьевна уже написала более трёхсот статей и книг по проблемам историко-педагогического и гуманитарного образования. А Марина Ибрагимовна занимается академической историей, которая основана на анализе источников и историографии. Она ведёт курсы истории Древнего мира и Средних веков, а также является специалистом по гендерной истории, истории ментальностей и истории мировых религий.
– Также в ХК ИРО я читаю курс по отражению в современном отечественном кинематографе проблем истории России. Это вызвано той пеной, которую подняли фильмы «Союз спасения» и «Матильда», в которых не учитывается принцип историзма, знание контекста происходящих событий, – рассказывает о своих актуальных проектах Марина Ибрагимовна. история Дальнего Восток
Концепция и неординарность
Ольга Юрьевна сразу объяснила роль педагога в создании школьного учебника
– Ценность участия педагога в подготовке школьного учебника состоит в том, что я могу взяться за историю любого периода или региона и подумать, как преподнести её так, чтобы это было интересно ученикам определённого возраста.
В новом учебнике нет параграфов, но каждый разворот – это новая тема, которая начинается не с избыточной информации, а с проблемных вопросов. К примеру, в теме о каменной черепахе, которая стоит около хабаровского краеведческого музея, авторы спрашивают школьников: «Почему историк В.Е. Ларичев назвал хабаровскую черепаху счастливой? Можно ли согласиться с его мнением?».
Ребёнок не читает готовую информацию, а получает вопрос, на который отвечает самостоятельно, ищет информацию, размышляет над источником, готовит проект. Таким образом, в учебнике реализован системно-деятельностный подход к образованию. Можно сказать, что Хабаровский край обогатился учебником нового поколения, который был написан не по шаблону.
По словам Ольги Стреловой, написать не академический учебник сейчас очень сложно. Этому нигде не учат, чаще издательства обращаются к академическим учёным. А те создают сложные для чтения и восприятия детьми наукообразные тексты. История Дальнего Востока
В Хабаровском крае удалось переломить эту ситуацию. В министерстве образования и науки края нашли деньги и доверились опыту специалистов. А произошло это спустя 17 лет после выхода региональных учебников «История ДВ России в Новое и Новейшее время» и «История ДВ: эпоха Средневековья» (А.Ю. Завалишин, Ю.М. Васильев. О.Ю. Стрелова), которые издавались в хабаровском издательстве Частная коллекция (В.П. Буря). история Дальнего Востока
Работа с готовым учебником
Марина Ибрагимовна показывает первые страницы, начиная с введения.
– Здесь сказано, что ты живёшь на Дальнем Востоке и изучаешь историю России. Загляни в карты федеральных учебников, там нет Дальнего Востока, на его месте в древности и Средневековье белая земля, пустые незаселённые пространства. Как будто до 17 века, когда на Амур пришли первые русские люди, здесь ничего и никого не было. Но это не так. Здесь были яркие, достойные изучения культуры, удивительный мир, созданный уникальными природными условиями.
– А я шла по пути интуиции, например, обнаружила информацию об археологических находках на Большом Уссурийском острове и поняла, что это интересно для ученика, – добавляет Ольга Юрьевна, – ещё, к примеру, Шайгинское городище – тоже отдельная тема. В других учебниках мало уделяется внимания частному факту, а учитывая мышление 12-летних детей, им не надо рассказывать «в общем», абстрагируясь от живых и ярких сюжетов.
Ещё одна особенность учебника – его можно использовать на занятиях по биологии, ботанике, физике, ИЗО и др. У ребёнка формируется комплексная картина мира, все науки переплетаются, а не существуют обособленно друг от друга.
Оценивая готовую работу, Марина Ибрагимовна говорит, что нет предела совершенству. Осталось много тем, о которых хотелось бы рассказать подробней, но объём учебника не позволяет. Приходилось учитывать все санитарные нормы – обрезать или, наоборот, дописывать строчки, соблюдать цветовую гамму и авторские права на фотографии. Для этого издательство «Русское слово» перерисовывало многие фотографии. история Дальнего Восток
– Много интересной информации, фотографий и документов предоставил Гродековский музей. Они отмечены в учебнике значком «ХКМ». Можно отправиться в музей и найти то, что изображено на рисунке. Некоторые фотографии – из частных коллекций дальневосточников, – говорит Марина Романова. – Также в конце учебника есть список ссылок на интернет-ресурсы и книги для дополнительного чтения.
Историк также сетует, что хотелось бы расширить раздел о том, что утеряно в историко-культурном наследии нашего края. Авторы хотели донести до молодых, что надо не просто любить и созерцать Дальний Восток, но и попытаться сохранить то, что в нём осталось ценного.
Тем не менее, учебник уже отпечатан в количестве двух с половиной тысяч экземпляров. По распоряжению министерства образования и науки края, он будет доставлен во все школы края, но в небольших количествах.
В министерстве позитивно восприняли работу историков, по словам Ольги Стреловой, несмотря на неординарный способ подачи информации. Возможно, в крае найдутся деньги на дополнительный тираж и продолжение учебника для седьмых-восьмых классов. Там речь пойдёт о народах Приамурья и Приморья, русских первопроходцах, их встречах – конфликтах с местными племенами, военных и дипломатических отношениях с Китаем, первых договорах о государственной границе России на Дальнем Востоке и т.д.
Сейчас авторы готовятся к проверке учебника на практике. Апробация начнётся первого сентября. В Интернете на сайте ХК ИРО уже создан ресурс, куда будут загружать презентации и методические материалы, разработки учителей, примеры того, как учебник включился в процесс обучения и внеклассную деятельность школьников края.
Фото автора
Что почитать по теме:
– nasledie27.ru/okn.html – сайт Хабаровского краевого центра охраны памятников истории и культуры;
– dvklad.3nx.ru – форум историков и кладоискателей, путешественников и краеведов;
– khabkrai-nasledie.ru/archeologija – культурное наследие Хабаровского края;
– hkm.ru/to-visitors/arkheologiya.html – музей археологии хабаровского краевого музея имени Гродекова:
– natpopova.livejournal.com/390132.html – о хабаровской черепахе, которая установлена около музея имени Гродекова, в четырёх частях.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен