Мы уже выросли из «коротких штанишек»: Хабаровску нужно новое здание для ДВХМ
На последнем, декабрьском заседании краевого правительства, где слушали доклад министра культуры Федосова о положении в отрасли, губернатор пообещал, что в нынешнем году в Хабаровске начнётся строительство нового здания Дальневосточного художественного музея. сайт художественного музея
– Мы собираемся в этом году строить новый художественный музей в Хабаровске. Начнём проектировать и выбираем место с руководителем музея Валентиной Запорожской, – заявил тогда губернатор, а министр пообещал обсудить этот вопрос на февральском заседании закдумы.
Заявление, прямо скажем, смелое и даже историческое. Ведь нельзя войти в историю, допустим, строительством каких-то хозяйственных объектов, хотя и это немаловажно для инфраструктуры краевой столицы. А вот если отгрохать настоящий музей! Этого потомки уж точно никогда не забудут. сайт художественного музея
Тем более, и президент страны в своём послании Федеральному Собранию рекомендовал главам регионов повернуться лицом к людям, позаботиться о комфортном существовании населения. Ну и, само собой, нацпроект «Культура» требует прямым текстом: «создание культурно-образовательных и музейных комплексов, с залами для концертов, с различными школами развития творчества, и площадками для выставок» (орфография сохранена). Тут уж не отвертишься.
Под впечатлением от увиденного и услышанного мы отправились в ДВХМ и побеседовали с его генеральным директором, заслуженным работником культуры РФ Валентиной Запорожской.
Главный музей ДФО
– Дальневосточный художественный музей является головным для всех художественных музеев Дальнего Востока, – рассказывает Валентина Александровна. – У нас 16 тысяч единиц хранения! Плотно работаем с вузами, техникумами, лицеями. Осуществляем межмузейное сотрудничество – с Сахалином, где два музея, Приморской картинной галереей, Магаданом и сейчас «подтягиваем» Читу. На нас ещё возложена работа по организации выставок в районах края. Возим выставки в Советскую Гавань, Ванино, Комсомольск-на-Амуре, Солнечный. В одном только Хабаровском районе 30 домов культуры – в Корфовском, Тополево, Некрасовке. Мы и дальше собираемся продвигать эту работу. Но есть одно «но». сайт художественного музея
А беда вот в чём. Во время передвижных выставок приходится возить только постеры. Правда, в красивых рамках, но всё же не подлинники. Почему? Причина проста: практически во всех домах культуры (в Солнечном, Амурске, Бикине, Переяславке, Совгавани, Ванино и других) нет нормальных условий для принятия и сохранности музейных шедевров. сайт художественного музея
– Нам надо создавать выставочные залы, например, в Ванино, Советской Гавани, Николаевске-на-Амуре, Охотске и в других районах. С сигнализацией, соответствующим температурным режимом, со штатом. Должен быть материально ответственный руководитель, смотритель, охрана и хотя бы на волонтёрских принципах экскурсоводы (пенсионеры, педагоги, старшеклассники). Мы бы поддерживали их методическими пособиями, обучали, наставляли, – мечтает Валентина Запорожская. – Но это всё должно быть решено на уровне глав поселений, ведь это же серьёзные средства и огромная ответственность. Мы должны создавать условия для улучшения жизни людей. Это одна из острых проблем на сегодняшний день, обозначенная президентом страны.
Вот какой музей может похвастаться Тицианом? У нас в стране всего девять его работ, и одна из них хранится в ДВХМ. А это, извините, эпоха Возрождения!
А действительно, почему бы и нет? Ведь в этих залах можно было бы, в первую очередь, развивать народное творчество. Делать выставки местных умельцев, мастеров, художников, коллекционеров, проводить концерты художественной самодеятельности. А национальное искусство? Это ж кладезь! Тут вам резьба по дереву и по кости, национальная вышивка, бисероплетение, гончары. Да мало ли чего придумает смекалистый и рукастый народ! сайт художественного музея
– Мы могли бы туда даже передать часть нашей коллекции национального искусства, – продолжает Валентина Александровна. – У нас ведь столько национальностей проживает в крае! Ульчи, орочи, нанайцы. То есть мы можем сподвигнуть население на занятие творчеством. Но пока на все наши просьбы откликается только дом культуры в Ванино. Вот они настоящие молодцы, такие выставки устраивают! Мы и в Де-Кастри возим выставки, но там нет никаких условий. У нас в Майском «зачуханный» ДК, в Совгавани, Николаевске помещения оставляют желать лучшего. Речь ведь не идёт о тотальном строительстве каких-то зданий. Хотя и это, конечно, нужно делать. Неужели трудно найти каких-то сто квадратных метров и оборудовать это помещение подобающим образом? Хотя от населения идёт очень позитивный отклик. Люди по-настоящему тянутся к высокому искусству. И сотрудники ДВХМ рады им это предоставить.
Современные технологии сегодня достигли такого уровня, что можно, к примеру, привезти такие копии, которые, если не дотронешься ладонью, ни за что не отличишь от подлинника. Сюда и наш союз художников можно подтянуть. Если мы уж взрослое население потеряли, то хотя бы детей надо приучать к созиданию, прививать им чувство прекрасного, делать из них настоящих людей.
«Маленький Эрмитаж»
Что касается нынешних проблем ДВХМ, то, начиная с 2009 года, музей был незаслуженно забыт. И никого не интересовало, что здесь катастрофически не хватает помещений для хранения уникальных коллекций, имеющих не только общероссийское, но и мировое значение. Вот какой музей может похвастаться Тицианом? У нас в стране всего девять его работ, и одна из них хранится в ДВХМ. А это, извините, эпоха Возрождения! сайт художественного музея
В Хабаровском крае проживают 145 национальностей, в том числе, восемь этносов. Но и эти экспозиции скоро надо перемещать в запасники. Хотя именно этнографией особенно интересуются богатые китайские туристы. А в запасниках все экспонаты напиханы как селёдки в банках. Да и здание бывшего крайсовпрофа, куда в 1992 году переехал ДВХМ и где находится по сей день, с тех пор капитально не ремонтировалось. Если его ставить на ремонт, то надо же куда-то переселяться? А куда? С 16-тью тысячами экспонатов-то?
Чтобы нормально расселиться, музею требуется площадь 18 тыс. кв. метров, а нынешнее здание – всего 2240 кв. м. Вот и сравните масштабы. Кроме того, непосредственно экспозиционная площадь в существующем музее составляет всего-то 1240 «квадратов» – это сродни одному выставочному залу в Эрмитаже или Третьяковке. И как можно в таких, мягко говоря, стеснённых условиях решать ни много ни мало – общенациональные задачи?
– Мы уже выросли из этих штанишек, – резюмирует Валентина Запорожская. – Давно назрела необходимость строительства в Хабаровске нового, современного здания музея. И это не просто слова, это жизненная необходимость, на десятилетия вперёд. Мы наработали богатейший опыт в музейном деле и готовы привозить сюда любые выставки, даже из-за рубежа. Но наши коллеги там должны быть уверены, что их экспозиции и бесценные экспонаты будут встречены в Хабаровске на самом высоком уровне.
И разве этого не заслужили хабаровчане? Разве нам не надо развивать туристическую отрасль, которая плотно соприкасается с музеями и достопримечательностями краевой столицы, куда стремятся приехать многочисленные туристы? Поэтому мы уже составили архитектурно-планировочное задание, в котором вымерили по сантиметру каждое помещение, каждый уголок и обосновали проект музеологической концепцией. Мы хорошо знаем, каким должен быть музей!
Планируется не просто построить новый художественный музей, но и наполнить его новым содержанием: музей как культурный символ Хабаровска, как равнозначная часть общекультурного достояния России, как образец достижений в современном архитектурном проектировании и строительстве. Здание музея должно привлекать своей внешней выразительностью, индивидуальностью и видимой многофункциональностью. Прилегающие к музею территории, их архитектурное и ландшафтное решение должны быть столь же примечательны, как и само здание.
История вопроса
Надо сказать, что в 2008 году уже было решение реконструировать один из объектов комплекса деловых зданий по улице Тихоокеанской под художественную галерею «Музей современного искусства». Но в дальнейшем объект был законсервирован.
– Туда такие деньги вбухали! – вспоминает Валентина Александровна. – К большому сожалению, на сегодняшний день это здание практически всё съедено грибком и плесенью, так что зайти туда мы уже не сможем, это просто недопустимо! И даже если там всё хорошенько обработать химикатами и покрасить, всё равно для нас оно уже непригодно – от грибка практически невозможно избавиться. Что вы! Грибок и плесень – это главный враг музейных экспонатов. А у нас коллекция федерального значения, которая находится в нашем управлении. То есть государство нам доверило сохранность культурного наследия Российской Федерации. Жаль, конечно, можно было бы сделать там достаточно современную галерею, которая стала бы культурным центром для жителей Северного микрорайона.
Вообще рассматривалось несколько вариантов размещения ДВХМ. Например, хотели оставить экспозиции русского и западного искусства в старом здании и сделать к нему пристройки. В этом музейщикам помогла хабаровский архитектор Светлана Вялкова, которая разработала сразу четыре варианта – на выбор.
– Мы выходили с предложениями к двум предыдущим губернаторам, – рассказывает Валентина Запорожская, - но, кажется, только Сергей Иванович проявил заинтересованность в этом вопросе. Он побывал у нас на выставке в музее в августе нынешнего года. И хотя был недолго, но увидел, в каких условиях мы находимся. Мне понравилось, что он не бежит от проблемы. Хорошо понимаю, что при сегодняшнем дефиците краевого бюджета разве что сумасшедший будет просить деньги на строительство нового здания. Но для федерального бюджета миллиард с «хвостиком» не такие уж огромные деньги. Тем более, президент в своём послании обещал регионам поддержку. Мы ведь каждую копеечку просчитали, так что сумма выведена без эклектики - только стекло и бетон. А это старое здание можно отдать краевой филармонии, тем более, что в нём прекрасная акустика.
Нужен «ветер перемен»
– Нам, как воздух, нужны площади! Ведь сегодня мы выставляем для людей только один процент того, что смогли бы показать при наличии нового, современного комплекса. А надо, чтобы они имели возможность увидеть хотя бы десять процентов от всех наших запасников. Вот и приходится вывозить коллекции в другие регионы. Мы уже третью выставку проводим на Сахалине, даже Шишкина увезли в Приморье!
Сейчас, чтобы показать выставку современного искусства, опять половину русской выставки будут прятать. А ведь надо делать для гостей и выставки из открытых фондов. Чтобы человек купил билет и имел возможность пройтись по фондам, увидеть, что хранится в запасниках. Но нет этой возможности! Очередная выставка шоколада планируется в феврале-марте – и опять надо думать, какие помещения освобождать. А ведь надо ещё заниматься и международным сотрудничеством!
– Я сплю и вижу наш музей в новом, просторном помещении, – говорит Валентина Александровна. – Сейчас объявили конкурс среди выпускников архитектурного факультета ТОГУ. Посмотрим, чем порадует нас молодёжь. Но, к сожалению, время работает против меня. Я уже более тридцати лет руковожу музеем. У меня есть опыт музейного строительства, и я знаю, что и как надо делать. Это как в медицине – построить хорошую больницу без участия докторов невозможно. Так и с музеем. И вообще. Нельзя же рассматривать Дальний Восток как аппендикс. Надо расправить плечи и вдохнуть воздух перемен.
Ирэна Виноградова
Фото: ДВХМ и из открытых источников
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен