Легальное, «бомбилы» или агрегаторы — в чём отличие и какое такси выбрать
Каждый день мы куда-то отправляемся: на учёбу, в поликлинику, на работу или в путешествие. Одни идут пешком, другие ждут автобус или трамвай, третьи заказывают такси. Вызвать машину и поехать с комфортом, конечно, удобней, чем толкаться в общественном транспорте. Но не все фирмы, предоставляющие такие услуги, как говорится, одинаково полезны. Корреспондент Habinfo.ru выяснял, почему пользоваться официально зарегистрированными такси предпочтительнее для здоровья, чем нелегальными. дешевое такси хабаровск
Еще 10-15 лет назад можно было проголосовать на обочине и остановить «бомбилу». Таксовали все – и это было обычным делом. Официальные таксомоторные парки существовали, в начале двухтысячных, например, в краевом центр числилось 108 таких предприятий. Но, как только на рынок зашли так называемые агрегаторы, ситуация кардинально изменилась. Такси-агрегатор – это компания, у которой нет собственного автопарка, но она осуществляет прием и передачу заказов от пассажиров сторонним водителям за небольшой процент. В Хабаровске работают сразу несколько агрегаторов: «Максим», «Везёт», «Яндекс», а с недавних пор и «Uber».
Сегодня поездка по центру города обойдется хабаровчанам примерно в 100 рублей. Пользоваться такси стало выгодно – и это «плюс» компаниям-агрегаторам. «Минус» в том, что контролировать такси с собственным автопарком можно, а вот у агрегаторов постоянного штата сотрудников и машин нет. В итоге страдает уровень сервиса, а главное безопасность пассажиров.
В 2017 году Хабаровск «прославился» на всю страну не только «живодёрками», но и историей про таксистов, которые заставили умыться зелёнкой девушек, не оплативших проезд. Напомним, две подружки заказали машину у одного из хабаровских агрегаторов и отправились из краевого центра в город Вяземский, а по приезду сообщили водителю о том, что денег у них нет. Таксист, которому вояж обошёлся примерно в 2000 рублей (и это только стоимость бензина, без учета амортизации авто), посчитал себя вправе наказать девушек по-своему. История получила широкий общественный резонанс. Конечно, здесь есть вина как пассажирок, так и водителя. Но ведь часто бывает, что вроде и ведешь себя корректно, и деньги за проезд протягиваешь сразу, а в ответ получаешь хамство или что похуже.
— Я практически каждый день пользуюсь услугами такси и приходилось оказываться в разных ситуациях, — говорит хабаровчанка Наталья Иванова. — Как-то водитель стал требовать, чтобы я пакет с продуктами взяла на руки, иначе он будет считаться, как багаж. Часто бывает, что водители слушают какую-то неприятную мне музыку, типа шансон, причём довольно громко, а на просьбу сделать потише или выключить отвечают «моя машина – мои правила». Один раз я выронила в такси телефон, и возвращать его пришлось аж с помощью полиции, потому что водитель хотел получить за его возврат деньги.
— Бывает, что таксист привозит клиента не по тому адресу, или не довозит до конечной точки назначения, или хамит, ведет себя агрессивно, нарушает правила дорожного движения, — рассказывает главный специалист сектора по защите прав потребителей администрации Хабаровска Алексей Кондратьев. — Но проблема в том, что если вам некачественно окажет услугу таксист, не имеющий статус индивидуального предпринимателя в сфере перевозок, или водитель, не работающий официально на такую компанию, потребитель не сможет предъявить претензии к перевозчику в рамках действующего законодательства.
Права и обязанности пассажиров в такси в нашей стране были разработаны еще в советские годы, сегодня они регламентируются правилами перевозками от 2009 года. Однако юристы Хабаровска не припомнят случаев, когда бы кто-то решил воспользоваться этими нормами и привлечь к ответственности недобросовестных таксистов.
В Хабаровском крае сегодня зарегистрировано около 800 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые оказывают услуги такс, выдано порядка 3000 разрешений. Но еще больше работает нелегалов. И те и другие отвечают за безопасность пассажиров, но только легальных таксистов в случае нарушений прав пассажира может привлечь к ответу Главное управление регионального контроля и лицензирования.
— В 2019 году наши специалисты провели больше 20 рейдовых мероприятий по проверке деятельности такси, — рассказал Владимир Есин, начальник отдела Главного управления регионального контроля и лицензирования правительства Хабаровского края. — Вместе с сотрудниками ГИБДД мы останавливали машины, которые имеют символику такси – так называемые шашечки или фонарь, проверяли, если ли у них лицензия, документы на машину, прошел ли водитель перед выходом на линию предрейсовый технический и медицинский осмотр.
«Выйти из тени» и стать легальным таксистом довольно просто. Нужно зарегистрироваться либо в качестве ИП, либо как юридическое лицо в налоговой, потом получить свидетельство в Главном управлении регионального контроля и лицензирования. Его стоимость – 531 рубль, и выдаётся оно сроком на 5 лет. Причём действует на территории всего края. Но «бомбилы» не спешат легализоваться не только потому, что придётся платить налоги. Дело в том, что российское законодательство сегодня гораздо терпимее к нелегалам, чем к тем, кто работает официально.
— Вот сравните: нелегал, тот, кто не имеет свидетельства, в случае его остановки платит штраф в 5000 рублей, — продолжает Владимир Есин, начальник отдела Главного управления регионального контроля и лицензирования правительства Хабаровского края. — И мы не можем его привлечь к ответственности за то, что он не прошёл техосмотр или медосмотр, мы не знаем, сколько часов подряд он работал и в каком состоянии у него машина. А вот если у официально зарегистрированного таксиста водительский стаж менее трёх лет, его работодателя ждёт штраф 100 000 рублей. За отсутствие в путевом листе пометок о прохождении мед и техосмотра – штраф 30 000 рублей за каждое нарушение.
Компания-агрегатор, которая предоставляет услуги такси, не контролирует водителей, а если бы это было так, цена за их слуги подскочила бы в несколько раз. Исправить ситуацию и повысить безопасность перевозок может федеральный закон о такси. Он предусматривается усиление ответственности нелегальных перевозчиков, увеличение административных штрафов, и снижение административных штрафов в отношении тех перевозчиков, у которых есть разрешение на работу в такси.
С первого января 2019 года вступило в силу новое постановление правительства страны. Теперь пожаловаться, к примеру, на грязный салон в такси, можно будет в Роспотребнадзор. Но как на деле это новшество будет работать, станет ясно только после первого судебного прецедента.
Кстати, в Хабаровске работает бесплатное такси для ветеранов. Этой услугой могут воспользоваться ветераны и участники Великой Отечественной, дети войны, труженики тыла, узники концлагерей. Такси доступно круглый год, и в выходные и праздники, просят только не заказывать машину в ночное время. Вызвать авто можно через управление социальной работы с населением по двум телефонным номерам: 8 924 215 13 61 или (4212) 94-26-71.
Антон Хмель Фото Дмитрия Волкова
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен