Транспортный «узел» проблем. Насколько комфортно инвалидам в пути?
Люди с ограниченными возможностями здоровья и передвижения отправляются в путь в силу необходимости. Чаще всего - в медицинские учреждения: на лечение и обследование, реабилитацию, санаторно-курортное оздоровление. передвижение маломобильных граждан
Только самолетом можно долететь
Территория и удаленность нашего края от центра страны такова, что приоритетным транспортом для многих остается воздушное сообщение. Так, по сообщению Владимира Березовского, заместителя главы регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства, на территории края задействованы восемь аэропортов, пять из которых федерального подчинения, и они полностью доступны для граждан из числа инвалидов.
-В 2021 году по программе «Доступная среда» федеральным казенным предприятием «Аэропорты Дальнего Востока» приобретены и доставлены в подконтрольные аэропорты края в Анне, Богородском, Охотское, Херпучи и Чумикане интерактивные табло, тактильные мнемосхема, маркировки границ конструкций, портативные информационные системы «Исток» А2 с аудиовыходом, тактильная плитка, инвалидные кресла-коляски для самостоятельного передвижения пассажиров с нарушениями опорно-двигательного аппарата, - пояснил замминистра, уточнив, что взаимодействующие с инвалидами сотрудники прошли курсы повышения квалификации.
Наиболее современным, а значит и подготовленным к приему особенных пассажиров, сейчас в крае является международный аэропорт Хабаровск (Новый) им. Г.И. Невельского. К примеру, он полностью доступен для инвалидов различных нозологических групп: с нарушением зрения, слуха, расстройствами артистического спектра, поражениями опорно-двигательного аппарата. Два года назад здесь была создана зона специального обслуживания пассажиров из числа маломобильных групп населения - им предоставляют такие услуги, как регистрация на рейс и оформление багажа. Там же установлены мнемосхема с тактильным планом и шрифтом Брайля. Для перевозки инвалидов к воздушному судну и обратно задействован специальный автомобиль амбулифт. Ну, и конечно, подходы к внутреннему терминалу оборудованы пандусами, а на парковке выделены места для инвалидов (без внимания платы). Аэропорт плотно взаимодействует с общественными организациями. При строительстве международного терминала также предусмотрено соблюдение требования законодательства о социальной защите инвалидов.
Пока частично доступными для «особенных» пассажиров остаются аэровокзалы в Хурбе и Николаевске-на-Амуре. Как и воздушные суда на местных рейсах «Хабаровских авиалиний», которые в силу особенностей конструкции доступны лишь частично для маломобильных граждан.
В целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу на местных воздушных линиях Хабаровского края:
- инвалиды I группы (вместе с сопровождающими),
- дети-инвалиды (вместе с сопровождающими),
- инвалиды II и III групп с детства
могут приобрести билет на внутрикраевые авиарейсы со скидкой 50%.
Льготы распространяются как на перевозку по полному маршруту, так и по отдельному участку маршрута.
С 1 января 2023 года льготные билеты можно приобрести на любую дату вылета в течение календарного года.
Стальные магистрали «стелют» жестко
Как сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства, в краев вокзальный комплекс железнодорожной инфраструктуры состоит из шести вокзалов - Бикин, Вяземский, Ванино, Новый Ургал, Комсомольск и Хабаровск. Из них на трех последних из перечисленных полная доступность обеспечена для всех категорий инвалидов.
Между тем, ряд несоответствий требованиям доступности инфраструктуры был выявлен в июле прошлого года при выездном осмотре вокзала станции Хабаровск-I представителями Минтранса и Минтруда РФ, исполнительных органов края при участии контрольно-надзорных ведомств.
Дальневосточная региональная дирекция железнодорожных вокзалов запланировала на главном вокзале краевой столицы восстановление неполных тактильных указателей на первом этаже около справочной службы к 1 сентября текущего года. А до конца декабря «проработать вопрос закупки скамеек с опорой для спины и подлокотников» - для установки в местах отдыха для маломобильных групп в здании и на пассажирских платформах.
Также в здании вокзала в зонах отдыха и ожидания ситуацию исправили: зоны расширили и установили дополнительную скамью. передвижение маломобильных граждан
Ни парка, ни вокзалов, ни дорог, ни тротуаров?
Вообще-то парк - автобусный, трамвайный и троллейбусный - в крае имеется (1082, 45 и 35 единиц соответственно). Вокзала в наличии два: в Хабаровске 1970-х годов постройки и Комсомольске-на-Амуре в формате автостанции. Улицы мониторится на предмет адаптации для передвижения инвалидов, тротуары обустраиваются почти ударными темпами - и всё это приводится в соответствие с требованиями обеспечения доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства. Чуть больше половины подвижного состава почти или полностью оборудованы элементами доступности для пассажиров-инвалидов: низкий пол, подъемное устройство, речевой автоинформатор, информационное электронное табло. А показатель доступности превысил запланированный на 2022 год почти на 10%.
Минтранс края, конечно же, помогает муниципальным образованиям межбюджетными трансфертами, содействует привлечению федеральных средств. 50 млн рублей выделяется краевым бюджетом в 2023 году на субсидии муниципалам для обзаведения современными автобусами, отвечающими новым веяниям. Плюс еще 7 троллейбусов для Хабаровска с участием средств федерального бюджета.
Созданная по рекомендации Министерства транспорта Российской Федерации рабочая группа ведет мониторинг повышения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и услуг. Так, в ООО «Автовокзалы Хабаровского края» были направлены рекомендации по обеспечению доступности для инвалидов автовокзала в Хабаровске. В итоге установлено наружное вызывное устройство перед входом в здание автовокзала, на ступени лестничного марша нанесены предупреждающие тактильные полосы желтого цвета, обеспечена работа службы сопровождения для оказания ситуационной помощи инвалидам, а в зале ожидания оборудованы места для таких пассажиров. Только меры эти кажутся ничтожно малыми по сравнению с попытками проехать на коляске через непроходимые дверные проемы.
Хотя, по имеющейся у нас информации, арендатор хабаровского автовокзала готовится к радикальной реконструкции объекта: уже готов эскизный проект, и к 2027 году при изыскании необходимых средств (а это предположительно 300-500 млн рублей) у нас будет новенький автовокзал, достойный краевой столицы, с обустроенным ландшафтом и комфортной инфраструктурой. Поживем, увидим.
А вот на бескрайних просторах региона, вдали от крупных населенных пунктов, у кромок дорог и придорожных кафе с инфраструктурой пока беда - поэтому инвалиды автобусных поездок на междугородных рейсах избегают. передвижение маломобильных граждан
Ах, белый теплоход
Транспортный комплекс края представлен автомобильным, воздушным, железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом. О доступности перевозок инвалидов по Амуру речь пока не ведется.
Между тем, как сообщила министр транспорта и дорожного хозяйства края Ирина Горбачева, судостроители на минувшей неделе презентовали скоростной пассажирский теплоход катамаранного типа.
-По поручению нашего губернатора Михаила Владимировича Дегтярева мы планируем совершенствовать работу пассажирского флота в крае. В рамках этой задачи с представителями предприятий водного транспорта и предприятий-производителей судов обсудили обновление регионального пассажирского флота, - написала на своей странице в социальной сети Ирина Анатольевна. передвижение маломобильных граждан
Проект представили Объединенная судостроительная корпорация, судостроительный завод «Вымпел» и Хабаровский судостроительный завод. Назначение судна - перевозки на речных линиях. Вполне вероятно, что корабелы постараются сделать теплоход, пусть и катамаранного типа, комфортным для людей с ограниченными возможностями передвижения.
- Доступность дорожной среды и жизнеустройство в стационарах
Совет при губернаторе края по делам инвалидов провел на днях заседание, которое прошло в режиме видеоконференцсвязи и собрало 124 участника.
Под председательством министра социальной защиты края Александра Дорофеева помимо заместителей глав краевых ведомств в обсуждении проблемных вопросов в делах инвалидов приняли участие представители администраций муниципальных образований и общественности. В числе приглашенных спикеров руководители и начальники служб транспортных компаний, представители социального блока.
Наибольший резонанс вызвало обсуждение вопроса о повышении доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры.
Вторую часть заседания посвятили рассмотрению организации жизнеустройства детей-инвалидов и взрослых людей с инвалидностью, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания. По каждой из выявленных проблем совет вынес решения, с учетом поступивших в ходе заседания предложений от некоммерческих организаций.
- Сегодня важный разговор состоялся, рассмотрены серьезные темы. Власть активно работает с некоммерческими организациями. Губернатор края Михаил Дегтярев каждый раз говорит о том, что мы открыты и дружелюбны к общению, необходимому сегодня всему обществу и жителям, проживающим на территории края, - подвел итог Александр Дорофеев. Он выразил надежду на то, что все присутствующие на связи муниципалитеты примут участие в решении озвученных проблем, и отметил, что заседания совета будут проходить регулярно, раз в полгода.
Арина Дмитриева Фото автора
- Министр транспорта ответила на волнующие вопросы горожан - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен