Отличить официальное такси от тех, кто работает в «тени» можно по «шашечкам», говорят в главном управлении госконтроля правительства Хабаровского края. Опознавательные знаки — специальные наклейки и оранжевый фонарь на крыше — обязаны иметь все автомобили, оказывающие услуги такси. Нелегальных перевозчиков на улицах Хабаровска ищут во время специальных рейдов. В один из таких вместе со специалистами главного управления госконтроля и автоинспекторами отправились и наши журналисты.

Каждую неделю специалисты выходят в специальные рейды и останавливают «шашечки» на городских дорогах, чтобы проверить перевозчиков на соответствие новым требованиям «Закона о такси». Он вступил в силу осенью прошлого года.

В Хабаровском крае действуют 332 перевозчика легковым такси, в том числе 25 юридических лиц, 155 индивидуальных предпринимателей и 152 физических лица (самозанятых), осуществляют деятельность 27 служб заказа легкового такси.

— Главное изменение, которое должны почувствовать жители после введения нового закона — это безопасность поездок. Ведь теперь у каждого водителя должно быть разрешение на работу, он может быть самозанятым или находиться в штате у перевозчика, а также обязан иметь при себе информацию о таксопарке, о тарифах по которым работает. Штраф за отсутствие такого разрешения — пять тысяч рублей, — объясняет перед началом «операции» начальник отдела лицензионно-разрешительной работы главного управления госконтроля правительства Хабаровского края Владимир Есин. — Но главное -  перед выездом все водители обязаны пройти медосмотр и проверить техническое состояние автомобиля. Наличие всех необходимых документов мы проверяем в ходе этих рейдов. А также вся информация о лицензированных такси фиксируется в региональном реестре, проверяем и этот момент.

В этот день рейд проходил на Амурском бульваре, недалеко от Центрального рынка. Практически сразу на горизонте показался первый таксист. На борту машины, как и положено, символика, а на крыше — «шашечки». За рулем мужчина средних лет. Он был очень удивлен, заметив рядом с автоинспектором большую «группу поддержки» с фото— и видеокамерами. А когда узнал, что это журналисты приехали снимать репортаж, оказался очень разговорчивым. Пока доставал весь набор необходимых документов, рассказал, что служил в Афганистане и уже много лет работает в перевозках.

— И всегда только официально, так как я законопослушный человек, — заверил он нас. — У меня есть все документы, все разрешения. В такси я не первый год, свои права и обязанности хорошо знаю. Моя задача доставить пассажира из пункта «А в пункт «Б» — качественно и безопасно. Остальное меня волновать не должно.

Все разрешения у него оказались в наличии, утром пройден медосмотр, есть и печать соответствующая, а номер авто «пробивается» в реестре такси. Желаем счастливого пути и ждем следующего.

И вот снова «шашечки» мелькнули в потоке. Взмах жезла и такси останавливается у обочины. Водитель без лишних вопросов сразу подает документы инспектору.

— Уже не первый раз останавливают, поэтому у меня все наготове. Извозом подрабатываю третий год, а осенью, как вышел закон, зарегистрировался как самозанятый. Так проще и безопаснее, — пояснил шофер.

Пожелав и этому водителю хорошей дороги, ждем очередного. А пока Владимир Есин рассказывает, что сейчас ситуация с перевозками в Хабаровске стабилизируется. Все больше водителей выходят из «тени». Ежедневно в Управление госконтроля и лицензирования края обращаются до десяти водителей для получения разрешения на работу.

— После введения нового закона количество легальных такси в крае выросло в семь раз. Сейчас в реестре официальных перевозчиков числится около трех тысяч водителей, — уточняет начальник отдела госконтроля. — Но мы все равно такие рейды проводим еженедельно. Выезжаем и в Комсомольск-на Амуре. Встречаются порой нелегалы, которые под видом такси, оказывают услуги по перевозке. За прошлый год составили больше двадцати протоколов.

Интересно, что за наличие «шашечек» без официального разрешения на работу, тоже полагается штраф — 5 000 рублей. Но доказать, что человек за рулем оказывал услуги такси в этом случае практически невозможно.

— Остановим такую машину, а пассажир встанет и уйдет. И уже никак не докажешь, что он оказывал услуги такси. Просто едет человек куда-то, — объясняет Владимир Есин.

Пока разговариваем, замечаем, что машины с «шашечками», одна за одной, сворачивают с бульвара на прилегающие улицы.

— У них есть свои чаты. И весть о том, что здесь стоит патруль быстро разнеслась между водителями. Это стандартная история. Обычно мы каждые 20-30 минут меняем локацию, — говорит инспектор ГИББД.

А журналисты просят подождать еще чуть-чуть и решаются форсировать ситуацию — один из коллег делает заказ авто через приложение. Через три минуты машина с обозначенными номерами подъезжает к нам. На вопрос о такси, водитель делает удивленный вид и сообщает, что просто едет домой.

— Как же так? А ведь мы вас вызвали через приложение, вот и номер ваш тут указан, — открываем водителю «карты».

— Ну, просто хотел подзаработать по пути, — смущенно сознается мужчина.

Проверив водительское удостоверение и страховой полис, они оказались в порядке, автоинспектор отпускает его восвояси.

— Предъявить такому водителю нечего. Хотя мы знаем, что он оказывает услуги по перевозке пассажиров, но по факту такси не является. Законодательно это именуется как «аренда автомобиля с экипажем», — объясняет ситуацию начальник отдела главного управления госконтроля и лицензирования. — Если вы внимательно посмотрите в приложении агрегаторов, то на первом этапе предлагается не услуга такси, а просто некое транспортное средство, в котором есть водитель и лишь потом идет слово «такси». Но под действие закона такие перевозчики не попадают. У них нет лицензии на работу, вряд ли они проходят ежедневный медосмотр и технический контроль, и, скорее всего, никто не соблюдает график труда и отдыха, как в официальном таксопарке. Но люди пользуются их услугам, потому что они дешевле.

Эти водители не попадают в область проверок, а между тем, по оценкам специалистов, такие перевозки занимают до половины всего рынка. Такой оказался пробел в законодательстве.

Автоинспекторы все-таки решают сменить место патрулирования, а мы, чтобы не привлекать излишнего внимания у водителей, отправляемся в редакцию готовить репортаж.

– В ходе рейдов проверили 16 водителей легкового такси, у всех установлено соблюдение требований законодательства в части наличия разрешения на осуществление деятельности, наличия путевого листа с отметками о прохождении предрейсового медицинского осмотра и проведение технического контроля транспортного средства перед выходом на линию, – позднее подвел итоги рейда начальник отдела Владимир Есин.

В ТЕМУ:
Жители пригородов Хабаровска жалуются на работу общественного транспорта

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен