Студенты-железнодорожники узнали, в чём прелесть проекта «Профессионалитет»
Всё больше выпускников 9-х классов хотят продолжить образование в колледжах и техникумах края. Еще в 2108 году количество желающих получить рабочую специальность превысило число тех, кто поступал в ВУЗы. Но получить диплом и найти работу, как говорится, две большие разницы. В прошлом году в России запустили федеральный проект «Профессионалитет». Среди ключевых инициатив – создание кластеров – образовательно-производственных центров, которые помогут успешному взаимодействию между техникумами и работодателями. федеральный проект профессионалитет
В рамках федерального проекта колледжам и техникумам выделяют гранты на переоборудование мастерских, переобучение преподавательского состава. В прошлом году 100 миллионов рублей получил хабаровский техникум железнодорожного транспорта. На эти деньги открыли семь новых лабораторий. Теперь студенты могут получить более полное представление о выбранной профессии. Ведь изучать подвижной состав электровоза на тренажере гораздо интересней и эффективней, чем по учебнику.
— Это тренажер - электровоз переменного тока 3ЭС5К, он предназначен для вождения грузовых поездов повышенной массы. Он полностью адаптирован, реалистичен, — рассказывает будущий машинист Денис Мартынов. — Для увеличения хода используется главная рукоятка, ей мы можем прибавлять тягу. При подачи тяги будет подаваться ток на якорь тяговых электродвигателей. Все понятно и удобно, сразу хочется учиться. Сначала я планирую работать помощником машиниста, потом хочу пойти на повышение.
На таких тренажерах студенты оттачивают навыки, доводят их до автоматизма. Зато будут знать, как вести себя в нестандартной ситуации: например, когда на путях обнаружится бревно или человек. Необходимые для профессии и жизни умения лучше отработать на тренировочном оборудовании, считает руководство образовательного учреждения. Ведь на железной дороге очень высокое напряжение, и за ошибку можно поплатиться жизнью.
Студенты с интересом изучают ремонт и монтаж железнодорожных путей, контактную сеть, воздушные линии электропередачи. И тут же учатся оказывать первую помощь при поражении электрическим током: делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание рот в рот. Для этого тоже есть специальный тренажер.
— Проект «Профессионалитет» позволяет увязать подготовку кадров с потребностями работодателей, — говорит Андрей Ганус, директор Хабаровского техникума железнодорожного транспорта. — Речь идет об изменении содержательной части реализации образовательных программ и наполнение её теми компетенциями, которые нужны конкретному работодателю. При этом работодатель участвует на всех этапах, начиная с системы управления колледжа, соответственно, оснащения мастерских, участвует в разработке образовательных программ, поощрении студентов, их практического обучения и последующего трудоустройства. Для выпускников в дальнейшем – это востребованные специальности, возможность изучить несколько рабочих профессий, которые помогают им потом не иметь проблем с выбором хорошего места работы.
Среднее профессиональное образование, помимо диплома подразумевает получение разного рода профессий. И если мы говорим о нашем техникуме, то они у нас будут получать дополнительно по три рабочих профессии, помимо основной специальности. Например, в рамках специальности «Автоматика, телемеханика и связь» будет дополнительно профессия сигналист, профессия монтер по ремонту и обслуживанию сигнализации, централизации и блокировки, и монтер пути. федеральный проект профессионалитет
Техникум железнодорожного транспорта ведет свою историю с 1895 года. Это было первое профессиональное техническое училище в Хабаровске. Конечно, обучение в техникуме с самого начала предполагало связь теории и практики. Поэтому в первом помещении, которое занимало всего четыре комнаты на улице Хабаровской (теперь это улица Дзержинского, — прим. автора) одна из комнат была оборудована в учебные мастерские. Сегодня проблема квалифицированных кадров стоит особенно остро, и федеральный проект «Профессионалитет» призван ее решить.
— Так называемые инфраструктурные ограничения, транспортная неразвитость – это то, что мешает развитию Дальнего Востока и Сибири, — говорит Владимир Буровцев, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения. — В связи с этим мы реализуем целый ряд программ по развитию железнодорожного транспорта и транспорта в целом. Нужно строить дороги, обновлять подвижной состав, и, конечно, готовить специалистов для работы в этой отрасли. Вот как раз «Профессионалитет» в этом нам и поможет. Повышение транспортной доступности восточного региона нашей страны играет большую роль для повышения надёжности инфраструктуры в целом.
В этом году в техникуме планируют обновить еще две лаборатории. Средства для этого – 38 миллионов рулей – выделит ОАО «Российская железная дорога». С 2023 года в техникум начнут принимать не только на базе 9-х классов, как было раньше, но и выпускников 11-х классов.
Антон Хмель
Фотографии: Дмитрий Волков
- Что делали водолазы-спасатели на учениях - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен