Занятия в школе экскурсоводов начались в художественном музее Хабаровска.

Новая партия проводников в мир искусства выпустится уже через три месяца. Если, конечно, их не срежут на итоговом экзамене строгие знатоки культуры.

Учеба без испытаний

Сдать испытания на отлично или хотя бы просто сдать — не самоцель учеников. На этом, по крайней мере, настаивает преподаватель, сразу предупреждая своих школяров, что главное для них — прикоснуться к творчеству.

— В 2015 году впервые набрали желающих поучиться. Сегодняшний поток уже двадцатый, — говорит Анна Левченко, куратор школы экскурсоводов. — Если у человека есть потребность в общении с предметом искусства, он к нам рано или поздно приходит. Сейчас ведь модно разбираться в живописи, знать и отличать разных авторов, иметь свое мнение. И, по сути, мы не даем тут новой профессии, а учим, как презентовать себя, как отобрать нужную информацию из массы книг и сайтов.

— Вот мы с вами в зале эпохи Возрождения, по ней написаны сотни и тысячи книг, а из всего этого массива надо составить одну небольшую экскурсию. Это должен быть лаконичный, гладкий, литературный текст, который можно адаптировать под разных гостей. Прийти могут иностранцы, дети, молодые люди, не разбирающиеся в искусстве либо наоборот очень придирчивые — для каждого надо говорить его языком. Этому мы и учим, — объясняет Анна.

Уверяют, что такие навыки пригодятся не только, чтобы рассказывать о картинах, увлекая за собой посетителей по залам музея. Тем, кто хоть раз проводил экскурсию в художественном перед посетителями да под строгими взглядами непреклонных смотрительниц, уже ничего не страшно!

Знания или кошелёк

— Вряд ли экскурсовод — самая денежная профессия. Зачем люди идут в вашу школу?

— Приходят те, кого здесь, в музее, что-то уже зацепило, какое-то свое открытие они сделали, и про него они хотят рассказать миру. Это школа не для тех, кто хочет поменять профессию, а для тех, кому нужны дополнительные знания.

— То есть это ваши посетители. Есть те, кто первый раз приходит в музей?

— Да, но они бывали в других, в Эрмитаже, например. У них есть сформировавшаяся потребность, знают имена, есть любимые художники, люди хотят эти знания как-то структурировать.

— Смотрела на сайте отзывы выпускников. Вернее, сказать выпускниц, на фото — представительницы слабого пола. Впечатление, что учиться на гидов в вашем музее идут одни женщины...

— Женщины везде в основном, куда бы вы не заглянули. Такова природа — они более деятельные и инициативные! — уверяет Анна. — В группе в среднем 15-20 человек, из них обычно один-два мужчины. Лишь раз пришли сразу трое. А в этом наборе — только девушки, парней не нашлось.

— А представители каких профессий хотят попробовать себя экскурсоводами?

— Самые разные — от медиков до гуманитариев. Часто переводчики, педагоги, журналисты.

— Считается, что учиться легче, пока молодой. К вам за парты какого возраста садятся?

— Самому старшему нашему ученику было за 70, журналист на пенсии, он хорошо сдал экзамен. Дело не в возрасте, а в дисциплинированности, уровне подготовки. Крайне редко приходят старшеклассницы. В основном люди с высшим образованием, они состоялись в своей основной профессии, хотят получить еще знания. Это курс, в принципе, рассчитан для взрослых. Они знакомятся с фондами, научными сотрудниками, побывают на реставрации, побывают в музейной библиотеке, подружатся между собой. Они начинают ходить на все лектории, выставки, становятся нашими навеки! Вот, смотрите, только что в музее закончилась лекция, и большинство посетителей — выпускники школы экскурсоводов.

Не ярче Пикассо

— Все ли доходят до экзамена?

— Мы их три месяца вдохновляем подготовить свою экскурсию и представить ее методическому совету, но многие исчезают, не решаются на такое. Их право, никого не осуждаем. Главное, люди для себя почерпнули знания, им было интересно и здорово. Ну, не захотели экзамен сдавать, что же теперь!

— Чего боятся-то? На чем тут можно посыпаться?

— Посыпаться можно и на Иване Шишкине. Каждый готовит сам себе экскурсию, выбирая тему, которая ему по душе. Нравятся малые голландцы — расскажи о них. Никто не заставит брать другую тему. Но наш музей предполагает художественный анализ, это априори самое сложное. Казалось бы, что видишь, то и анализируешь, но, с другой стороны, есть масса литературы, и степень доверия к тем, кто их написал, высока. С классикой проще: понимаешь сюжет, принципы эпохи, а вот в современном искусстве все обращено к чувствам, эмоциям, сопереживаниям.

— Наш курс включает 12 лекций, где мы постараемся рассказать об искусстве разных стран и эпох, разложить знания по полочкам, научим сценической речи. Тем, кто выдержит экзамен, вручат сертификат, — поясняет Анна Левченко. — За девять лет четыре человека стали экскурсоводами, одна работает у нас, второй выпускник — в соседнем, военном музее. Некоторые делают самостоятельные проекты, проводят экскурсии.

— Дресс-коду учите? Ярче картин, наверное, нельзя быть?

— Если работаешь в художественном музее, будь добр соответствовать. Должны смотреть на картины, а не на тебя. Ты все же «озвучка». По идее, можно хоть в чем прийти на экскурсию, главное, что будешь при этом говорить.

А позвонить дадите?

Ученический класс оборудовали в одном из залов музея на третьем этаже. На новичков свысока взирали герцоги и дамы в жабо с картин, критически изучали смотрительницы. Им явно не по душе разговорчики и смех — но куда денешься, придется терпеть!

По очереди ученицы представляются, кем работают и рассказывают, что ждут от курсов.

— А у меня уже есть задумки на авторскую экскурсию, — делится ученица школы Светлана. — Работаю педагогом дополнительного образования, детей часто водим по музеям, нанимаем экскурсоводов, а так бы я могла сама проводить.

В группе набралось сразу два экономиста, пара менеджеров (кстати, говорят, что именно менеджеры всегда хорошо сдают выпускные экзамены), педагоги и даже один звонарь. Причем, девушка, Ольга Кудряшова, оказывается, единственная в Хабаровской епархии звонарь женского пола. Ее можно услышать издалека, обычно она звонит в колокола Христорождественского храма, можно и увидеть на светских мероприятиях: звонит с оркестром на параде Победы и на «Амурских волнах» (0+).

— Часто попадались мне анонсы музейных выставок, все хотелось сходить, нравится слушать, когда рассказывают про картины, а когда узнала про школу экскурсоводов, загорелась научиться вести экскурсии тоже, — улыбается Ольга.

— А вы нас звонить обучите тогда! — предлагает Анна Левченко. — Скоро Пасха, мы всей группой пойдем!

Шутки шутками, но занятия — процесс обоюдный, от школьников музейщики тоже получают новые знания, новые взгляды на старые вещи. А их учат смотреть и видеть. И, главное, не проноситься по залам на скорости, не останавливаясь возле картин — в ДВХМ таких посетителей-спринтеров не понимают. Зачем пришли? Куда мчались?

Зато здесь любят тех, кто готов подолгу стоять, разглядывая произведения искусства. Говорят, их даже смотрительницы не обижают и не гонят дальше. Терпят и когда фотографируют, чтобы потом еще дома рассмотреть детали. А именно так посещать выставки, выискивая и замечая самое интересное, научат только в музее.

Зачем нужен сертификат гида

Новая волна аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков стартовала в феврале в крае. Работа проводится региональным министерством туризма в целях «повышения качества услуг при сопровождении туристов на городских и краевых экскурсионных маршрутах». С 1 июля оказывать платные услуги по этому направлению специалистам, не прошедшим аттестацию, будет запрещено.

Как сообщили в ведомстве, первое в этом году заседание аттестационной комиссии состоится 28 февраля, время для подготовки к экзаменам еще есть. После прохождения испытаний гиды-переводчики и экскурсоводы получат аттестат, нагрудный бейдж установленного образца, их включат в федеральный реестр специалистов, которые имеют право работать с туристами.

Аттестационное испытание состоит из двух этапов: тестирования и практического задания. На сайте Минтуризма размещены все вопросы экзаменов и памятка для соискателей. Консультацию по аттестации можно получить по телефонам: 8 (4212) 31-47-96, 22-09-39.

Наталья Львова

В ТЕМУ:
Кадры решают, или Привлечение специалистов из других регионов

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен