Пилотировать в кибербудущее: как дроны решают насущные проблемы предприятий
Шесть команд региона сразились за шанс попасть в одну четвертую финала всероссийского конкурса «Кибердром». Одной из площадок для испытаний стал краевой центр образования города в Хабаровске. Участники выполняли задания комплексного экзамена – программирование и управление полетом дрона. Для чего это нужно – рассказываем в материале. кибердрон
Несмотря на то, что до начала конкурсного отбора на следующий этап всероссийского конкурса «Кибердром» остались считанные минуты, в спортивном зале краевого центра образования нет напряженной атмосферы. Некоторые из участников проходят тренировочную трассу, оттачивая мастерство владения дроном, а кто-то, как, например, Алмаз Мустафин, проверяет свою технику на исправность.
– У меня в комплекте шла дополнительная станция для зарядки батарей. Мы проверяем заряд. Смотрим, какая у нас полная. Оцениваем целостность дрона и его компонентов, температуру батареи, окружающей среды. Если бы полет был на улице, нужно было определить и скорость ветра. Дрон у меня самодиагностируется. Камера и моторчики в норме. К полету техника готова.
Сегодня ему, как и еще девяти участникам из Хабаровска, Советской Гавани и Чегдомына предстоит пройти дистанцию «восьмерка», огибая арки. Максимально набранный балл приравнивается к 100, а проходной – к 60-ти. И всего есть две попытки. Результат, к счастью конкурсантов, засчитывается лучший. В критериях оценки соблюдены все нюансы от хорошего взлета, за который дается 10 баллов, до плавной посадки, которая приравнивается к 20-ти.
– Позавчера у них была теоретическая часть, – рассказывает тренер-наставник Дмитрий Клименко, участник прошлого года. – Сегодня конкурсантам нужно аккуратно взлететь на дроне, проехать трассу, не задев препятствия, стены или пол и аккуратно приземлиться, чтобы ни одна часть коптера не выступала за линии посадочной площадки. Все полностью в ручном управлении.
Небольшой инструктаж от тренера-наставника и на импровизированную трассы выходит Павел Иманаков. На испытание вызвался первым. И такая уверенность в себе принесла ему 70 баллов. Однако оператор своими результатами остался недоволен.
– Да, 70 баллов – это неплохо, – отвечает Павел в перерыве между первой и второй попыткой. А мне нужно стремиться к лучшему.
И риск был оправдан. Ему удалось налетать на свою заветную сотню. Соперники дружелюбно подшучивают, мол, это все потому, что Павел вышел первым. Однако все понимают, что набранные результаты за чистый пролет – заслуженные.
– Для меня было важно доказать самому себе, что я справлюсь. Я работаю в РЖД и отвечаю за организацию связи – вся телефония, радио. На железнодорожном транспорте уже активно используется технологии квадрокоптера. В основном, для решений ликвидаций чрезвычайных ситуаций, а также для связи с дальними районами и центром России. Если поезд сойдет с рельс, оценить обстановку с помощью дрона будет куда эффективнее. Так что, я на этом конкурсе частично по работе, частично по собственной инициативе.
Добиться таких результатов операторы беспилотников смогли и в период тренировочных дней и интенсивов в рамках конкурса. Они оттачивали свои навыки управления беспилотниками в симуляторах, а потом в тренировочной сетке.
С каждым годом количество желающих поучаствовать в конкурсе растет. Только от нашего региона было подано более 600 заявок. Все команды были сформированы на базе различных предприятий. Например, Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина, Амурского судостроительного завода, «Ургалуголь», «Транснефть – Дальний Восток», российские Ж/д дороги и другие.
– Это не просто конкурс, – уверен директор КГАНОУ «Краевой центр образования» Петр Черемухин. – Благодаря нему школьники, студенты, молодые специалисты, да и все желающие, могут попробовать в одной команде решить кейсы, которые дали предприятия реального сектора экономики. Например, «Почта России» или РОСРЕЕСТР, которые ставят перед участниками практические задачи. Мы также не забыли и об участниках прошлого года. Они получили свидетельства об освоении новой профессии – оператора наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом. кибердрон кибердрон
Всего, по предварительным данным, в четверть финала прошли четыре команды от края. Следующая станция – экзамен в дистанционном формате, который пройдет с 20-го по 25 марта. В нем примут участие около 480 конкурсантов из 60 команд. Пожелаем им успеха!
Полина Харечко Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен