«Амур, дай порулить!» Кого мы догоняли в речном рейде
Трижды в неделю из хабаровского затона отправляется в рейд катер с инспекторами ГИМС на борту. Они следят, чтобы на Амуре никто не нарушал правил движения, не садился пьяным за руль и просто не хулиганил. В один из выездов в составе добровольной дружины «Юг» отправился и наш журналист.
Что бы там ни говорили, есть в дружине своя прелесть, если ты не оголтелый общественник. И такие «натурные» выезды тому подтверждение.
Капитанская трубочка
Начало рейда — полдень субботы. Как раз, когда солнце, слегка перекурив в пятницу, решило оторваться на славу. Пекло невыносимое, ну, какие могут быть нарушители в такой солнцепек? Все нормальные люди под кондиционерами сидят по домам, и только мы забираемся на катер и натягиваем спас-жилеты, предварительно повязав красные повязки на руки.
— Это время специально выбрали, сейчас граждане выспятся, посмотрят, что погода хорошая — и по лодкам! Наша основная задача — надзор за маломерными судами, как соблюдают правила водители. Они обязаны иметь при себе и предъявить по требованию инспектора водительское удостоверение, судовой билет на судно, подтвердить годность к плаванию, — объясняет Виктор Вторушин, госинспектор по маломерным судам хабаровского инспекторского отделения центра ГИМС МЧС России по краю.
В кабине гимсовского катера — стол для оформления задержанных, здесь же лежит белый флаг — подавать сигнал гражданам, чтобы остановились для проверки. На водительском кресле прикреплен бинокль: чтобы издалека оценить, что за компания выбралась на воду, и надо ли доставать алкотестер?
Трубочка — обязательный элемент снаряжения инспекторов. Увы, пьяных водителей хватает не только на суше, но и на реке. Заподозрят, что за рулем человек в алкогольном угаре, предложат дыхнуть в трубочку. Откажется либо агрегат покажет наличие спирта в выдыхаемом воздухе — сюда же на воду вызывают наряд полиции (у них тоже есть катер) и вместе препровождают гражданина нарушителя на освидетельствование в лечебное учреждение. В этом году подобные случаи уже были.
— Напрасно думают, что молодые нарушают чаще, — рассуждает Виктор. — Ловили нарушителей разного возраста и социального положения, и на крутых катерах, и на стареньких советских моторках. Зависит от человека и культуры поведения на воде. Некоторые думают, мол, ничего страшного — выпил и отправился кататься по волнам. Но река легкомыслия не прощает!
Это точно — на воде шутки плохи. Летом Амур уже показал свой характер, раскидав с катера компанию отдыхающих. Итог ночных «покатушек» печальный: две погибших молодых женщины, один без вести пропавший. Спаслись лишь двое, но, представьте, как им теперь жить с таким грузом?
ГИМС не выдаст, жена не съест
Выслушиваем инструктаж, как вести себя на борту, чтобы не покинуть его на полном ходу, за что держаться и как не путаться под ногами, если попадутся нарушители. Катер, мотор! Выезжаем из затона, разглядывая бесстрашных отдыхающих на берегах. Ветер треплет волосы, щумит вода, и вдруг начинается то, ради чего мы и пришли.
Погоня! Какой детективный сюжет обходится без нее? Один бежит, другой догоняет.
Нам показалось, что мы «втопили» как минимум под сотку. На воде все кажется несколько иначе. Катер гудел таким же сигналом, какой издают кортежи, призывая всех разбежаться и уступить путь. У нашего гудка несколько иное призвание. Мы настигаем в районе «Броско Молла» лодку, в которой сидит, обложившись сумками, веселая еще совсем недавно компания. Они явно собрались на пикник (содержимое пакетов выдает их планы) и совсем не рады нашему появлению.
— Не снимайте меня только, а то жена увидит, — умоляет один. — Я же на работе! Ну, то есть для нее «я на работе»...
Понятно, любая жена изумится, увидев в газете своего благоверного, восседающего с девицей, аки Стенька Разин с княжной, где-то посреди реки. Но что поделаешь: мы же тоже на работе, поэтому все равно их сфотографировали. А инспектор ГИМС проверил документы у водителя, наличие спасательных жилетов, и только потом отпустил.
На то и инспектор на реке
— Самые частые нарушения — не пройдено техосвидетельствование, его раз в пять лет проходить теперь надо. Как техосмотр у авто, смысл тот же, — объясняет Виктор. — Еще часто бывает не зарегистрировано судно в установленном порядке. За это штраф от 15 до 20 тысяч, задержание, отстранение от управления. Без прав — тут чаще всего бывает, когда забывают через 10 лет обменять удостоверение. Медкомиссию пройти, заплатить госпошлину и в отдел ГИМС. Другая категория — те, кто никогда не имел удостоверения, за это штраф.
На реке вообще многое, как на дороге. Она и расчерчена, пожалуй, получше многих хабаровских магистралей. Специально, чтобы избежать аварий на воде. Только санкции не такие жесткие. На большой земле у «повторников», снова севших за руль «под мухой», забирают авто в пользу государства, а нарушителей и посадить могут — очень здравая позиция. На воде пока так не закрутили гайки. Специально не скажем о наказании, чтобы не расслаблялись. А вот законодателям, любящим всевозможные запреты, намекнем — как раз тут надо бы пожестче!
Мы делаем крюк и проходим мимо Большого Уссурийского острова, на краю которого цепляется за жизнь поселок Уссурийский. Его очертания хорошо нам знакомы — в 2013-м сколько раз доводилось подплывать к нему, а потом уже и плавать и по самому поселку.
Сейчас от него о-о-очень мало что осталось. Почерневшее от старости и воды здание цеха, к которому во время наводнения швартовались корабли. Погнутый остановочный павильон, где всегда кто-то пишет ободряющие надписи. Вроде как пережили богатство, переживем и это. Но на сей раз, кажется, одних слов будет мало: Амур снова проявил себя и обгрыз песчаный берег прям до самой остановки. Эх, чуем, утащит он позитивный павильончик себе, как умыкнул в 2013-м у дачников домики и сортиры.
На реке обитаем не только Уссурийский остров. По крайней мере в выходной. На каждом попадаются компании, добравшиеся туда на лодках. Объезжаем все, чтобы они нас заметили — иногда даже простое присутствие в акватории инспектора дисциплинирует граждан. Превентивная мера. На то и щука в реке, то есть инспектор на воде, чтобы водитель не дремал и не выпивал.
― Да, жаль, на каждом километре инспектора не поставишь, — мечтают в нашем катере, и мы мчим в сторону заимки. Там поймали нарушителя транспортные полицейские и хотят передать его нам.
Поспешишь ― полицию насмешишь
Мчать по реке — удовольствие, сравнимое с катанием на картонке по плохо залитой ледяной горке. Подскакиваешь, приземляешься, потираешь, ушибленные места, но все равно доволен. Красота же!
А вот и Заимка, перед катер полиции. М-да, нарушитель наш больше смахивает на философа-путешественника Снусмумрика из «Мумий Троллей». Такая же шляпа с широкими полями, такой же слегка отреченный взгляд. Впрочем, со взглядом все понятно — поторчи-ка на жаре.
— Сейчас еще оформлять будем часа полтора, — анонсируют нам инспекторы.
Казалось бы ― не такая уж и тяжкая вина. Ну, не убил же и не ограбил, просто прилепил мотор к своей надувной лодке, более мощный, чем это дозволено. Понять его можно — какой же Снусму… ой, простите, какой же русский не любит быстрой езды! Скорость-то он вкусил, а сейчас горечь расплаты ― за такой апгрейд придется заплатить нехилый штраф. А это около 15 тыс. руб. Закон суров, что же тут поделаешь. Оставляем нарушителя неспешно оформляться на катере ГИМСа, а сами, чтобы не мешать процессу, перебираемся в моторку полиции.
Наш рейд завершен, но впереди еще новые рейды ― по акватории Амура регулярно проводят патрулирование полицейские, инспекторы ГИМС, спасатели МЧС, сотрудники ПДН и представители районных администраций. Так что еще увидимся на воде!
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен