Новый генеральный директор Дальневосточного художественного музея Наталия Толстая приступила к своим обязанностям. Мы застали её за работой. Проходила проверка здания, обследовали чердак. Одновременно шла подготовка к новой выставке картин. директор дальневосточного художественного музея

- Если я директор, это не значит, что буду постоянно сидеть в кабинете, - улыбнулась на наши расспросы (как так, директор – и на чердак?!) Наталия Владимировна. – Должна же я знать, где мне предстоит работать.

Наталия Толстая – член-корреспондент Российской академии художеств, член Московского союза художников. Больше 20 лет она проработала в Государственной Третьяковской галерее, пройдя все этапы карьеры от научного сотрудника экскурсионного отдела до руководителя отдела мультимедиа и интернет-проектов и учёного секретаря. Руководила программами в Благотворительном фонде В. Потанина, занимала должность начальника консультационно-аналитического отдела Московского центра музейного развития. Руководила научно-исследовательским Институтом теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Курировала русскую часть международного проекта виртуальной выставки «Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи. 1860 – 1940», реализованного совместно с Канадской сетью Культурного наследия. Участвовала во многих других проектах.

Наталия Толстая

За спиной годы плодотворной работы, регалии и звания, взрослые дети и подрастают внучки. Казалось бы, можно остановиться и пожинать результаты своего труда. И вдруг – из столицы в дальневосточную глубинку. Почему?

- Для меня всегда главным стимулом в работе была жажда деятельности, - говорит Н. Толстая. – Накоплен большой опыт, много наработок. Есть, чем поделиться. Более того, Дальний Восток – это возможность оставить свой след в истории. В Москве сегодня сложно совершить что-то сопоставимое с тем, что сделали братья Третьяковы. Здесь я вижу свою задачу в том, чтобы сделать Дальневосточный художественный музей флагманом музейного дела. Вообще, я сейчас чувствую себя первооткрывателем. В этом году на Камчатке видела замечательную выставку, посвящённую экспедициям Беринга. И отчасти ощущаю себя им – иду по нехоженым тропам.

Как оказалось, Наталия Владимировна знакома с нашим регионом не понаслышке. Путешествовала по Камчатке и Приморью. Не раз бывала в музеях Владивостока и Сахалина, плодотворно с ними сотрудничала. В Хабаровск первый раз приехала летом этого года. Город очень понравился и чем-то напомнил Москву: широкими улицами, бульварами.

- Но по-настоящему меня влюбил в дальневосточные просторы директор Государственного объединённого Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай, - рассказывает Наталия Владимировна. – Мы знакомы около 20 лет, я помню его первые шаги, как он начинал. Сейчас во Владивостоке это не просто музей, а большой комплекс. И именно на его примере я вижу, что здесь можно достичь тех целей, которые кому-то наверняка покажутся недостижимыми.

Рассказывая о своих планах на будущее, директор отметила уникальность месторасположения – в одном квартале бок о бок находятся два больших музея: художественный и краеведческий. Поэтому в первую очередь нужно задуматься о совместных проектах. Существует также предварительная договорённость о выставках с сахалинскими коллегами, есть идеи по сотрудничеству с местными художниками.

Много вопросов возникает при размещении временных выставок. Зачастую приходится убирать какие-то значимые экспозиции, так как небольшие залы не позволяют размещать и малой толики музейной коллекции одновременно. И здесь большие надежды у нового руководителя на строительство современного здания для Дальневосточного художественного музея, которое заложено в единую стратегию развития региона.

- Мне очень понравился проект, – говорит она. – Это совершенно потрясающий музейный комплекс. Такого красивого по форме, но при этом не крикливого, находящегося в гармонии с природой, хорошо вписанного в рельеф, я в России ещё не видела. Художественный музей был и остается культурным центром дальневосточного региона, где собрана самая обширная коллекция мирового изобразительного искусства на востоке страны. В последние годы в обществе возвращается интерес к творческим пространствам и событиям, особенно молодёжь потянулась. Вот в этом направлении и будем работать.

Завершая нашу беседу, мы не смогли пройти мимо фамилии Наталии. А не родственница ли она знаменитому Льву Николаевичу? Тем более, что и в википедии указана Наталия Толстая как его правнучка. Оказалось, Наталия, да не та.

- В википедии указана художница Наталия Олеговна. Мой же род к ветви Льва Толстого не имеет отношения, - пояснила Наталия Владимировна. – Но наш род не менее знаменит и ведёт своё начало с XIII века с великого княжества Литовского. Мой прапрадед женился на эстляндсткой девушке по фамилии Гельфрейх. Её отец Борис Гельфрейх – генерал-лейтенант, герой Отечественной войны 1812 года. Его портрет находится в Эрмитаже. Однако, какую бы фамилию ты не носил, даже если она неизвестная, всё равно за тобой стоят твои предки. Об этом нужно помнить, но не оглядываться назад, а идти вперёд. Что я всегда и делаю.

Фото автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен