Сняла пирсинг и заплакала: как патриотический центр влияет на детей
В этом году хабаровскому Центру патриотического воспитания исполнится пять лет. В свой юбилейный год ребята участвуют в смотре-конкурсе «Лучший хранитель истории» и ведут масштабное исследование. Сотрудники учреждения считают, что к своей работе подходят нестандартно и знают, как увидеть в манекене живого родного человека. патриоты Хабаровска
В холле тоже история
Учреждение подчиняется Управлению по делам молодёжи и соцвопросам администрации города. В первоначальное строительство и оснащение вложили около 45 млн рублей бюджетных средств. А рядом с центром высадили Аллею городов воинской славы. Там недавно появился арт-объект в виде звезды.
Второго сентября 2016 года считают днём открытия Центра, который стал частью архитектурного комплекса «Город воинской славы». В центре работают «Волонтёры Победы» и «Юнармия», в гаражном помещении открыт клуб «Авторетро», где располагается более ста единиц раритетных автомобилей.
Что сейчас находится в залах центра, чем там гордятся? (6+). Об этом мы узнали во время презентации учреждения в рамках городского смотра-конкурса «Лучший хранитель истории».
Алексей Малов, главный специалист по работе с молодёжью, заявил о том, что коллектив центра нестандартно подходит к вопросу о том, как нужно сохранять историю. Это касается и создания выставочных мест, и проведения экскурсий.
Мы находится в холле, где на стене расположена карта России, а над ней возвышаются слова маршала Рокоссовского: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим!». Примем их за кредо сотрудников учреждения.
Алексей показывает гильзы, в которых находится земля городов воинской славы. Слева расположена временная выставка фотографий об истории города до 1914 года. Пока всё стандартно, но самое интересное – дальше.
Задуманная неприятность
В первом зале истории довольно темно. Демонстрируемый фильм на экране подсказывает, что здесь могут проходить кинолектории. Над потолком закреплены проекторы. А на мягких сиденьях может поместиться около 40 зрителей. За воображаемым кинозалом установлен большой интерактивный стол. Им могут воспользоваться одновременно до десяти человек. Но нас подводят в другой угол помещения, где ждёт поначалу безымянный манекен.
На самом деле это Евгений Дикопольцев. Он – герой Великой Отечественной войны и погиб 17 октября 1943 года, когда ему было 21. О нём, как о родном Жене, рассказывает Павел Белых, главный специалист по работе с молодёжью.
– Время показало, что манекены не способны затронуть детское сердце. Мы пришли к мысли, что нужно сделать так, чтобы гостям центра манекены стали, как родные люди. Чтобы они были способны показать не только то, как одеты, но продемонстрировать силу своего мужества. Каждый персонаж находится на пути к Вечности, потому что мы к нему относимся как к живому человеку. Как сделать так, чтобы кто-то стал родным, чтобы история касалась каждого? Любовь. Без любви невозможно ничего, – так думает Павел.
Тем не менее, мне сложно представить вместо манекена Евгения Дикопольцева, потому на муляже надета форма периода 1943 года, а рядом выложены полевой телефон ТАИ-43, кол заземления, плащ-палатка, вещмешок и пистолет.
Сотрудник центра продолжает пробуждать любовь в сердцах присутствующих и проводит эксперимент. Через полевой телефон пытаются связаться с Евгением Дикопольцевым, подвиг которого заключается в том, что, умирая от ранения в спину, он продолжал восстанавливать связь зубами. Герой был найден в бессознательном состоянии своим другом.
Доброволец откручивает клеммы, вставляет в отверстия, зажимает контакты. И тут задуманная неприятность: женщина уколола палец при восстановлении контакта. Так должно было быть, чтобы человек сделал первый вывод, мол, не пострадав, не полюбишь.
– Патриотизм не может быть слепым и выгодным, патриотизм – это страдания, терпение, трудолюбие, а для мужчины – это конец его личной жизни, – так считает экскурсовод, – поэтому, когда мы детям говорим о любви к Родине, уточняем: да, надо любить, только сначала пальцы в кровь исколоть, проползти землю так, чтобы гимнастёрку порвать.
Естественно, Евгений Дикопольцев на звонок не ответит. Но впоследствии этот эксперимент дополнят. Когда оцифруют плёнку с рассказом матери Евгения о сыне, то именно это будут слышать на другом конце провода дети. Так попытаются у посетителя возродить внутренние переживания о том, что когда-то Евгений жил и учился в пединституте, что он был живым человеком.
– Моя задача, как экскурсовода, полюбить самому и передать эту любовь другим. И детям, которые к нам приходят, мы сразу не показываем фотографии и не говорим о подвиге. А когда ребята заинтересовались, начинается второй круг, – говорит Павел Белых.
Заплакала и сняла пирсинг
Второй этап заключается, как мы поняли, в том, чтобы присоединиться к работе центра. Например, дети посещают военно-исторический клуб «Старый солдат» или занимаются в фотокружке. Вот где у них, оказывается, «проклёвываются» первые эмоции!
– Пришла девочка с пирсингом, в серьгах, мол, что вы мне будете рассказывать, это всё есть в интернете. И вот когда она прошла через этап в этом зале, когда она сняла с себя серьги, сфотографировалась в простой форме, пилотке, гимнастёрке… ребёнка настолько это потрясло, что она заплакала и сказала спасибо, – рассказал Алексей Малов.
Дело в том, что дети делают снимки на старые фотоаппараты и сами же проявляют негативы. А скоро отреставрируют кинокамеру, и они будут снимать короткометражный фильм. Плёнку и прочие запчасти заказывает Павел Белых, у которого есть образование видеографа.
Продолжая разговор о Евгении Дикопольцеве, следующие шаги центра в изучении жизни героя – это совершить поездку в республику Беларусь к 73-летней племяннице советского солдата Евгении Михайловне Дикопольцевой.
Наверное, экспозиции о солдатах-героях в центре меняют раз в полгода, потому что возвеличивание подвига одного человека – это непрекращающаяся работа, которая с молодым поколением продолжается эти шесть месяцев.
Планы на 2021 год
Дальше нам показывают землю Сталинграда, колючую проволоку, по которой тянули провод связи, а также пули и остатки гранат. Всё это нашли в верхнем слое земли на полях сражений в Сталинграде. Над экспонатами расположено полотно с оригинальными и юбилейными медалями, которые получили от Российского союза ветеранов.
Здесь также стоит манекен матроса Александра Артамонова, который участвовал в параде 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Информацию о его жизни собирали дети, посещающие центр.
В этом году учреждение взялось активно развивать тему послевоенных локальных конфликтов. Потому на Алексее Малове форма периода афганской войны. И в экспозиции появился уголок, который посвящён Сергею Николенко. Он попал на войну в Афганистане и при выполнении боевой задачи погиб, прикрывая товарищей. Личные вещи Сергея отдала в музей на хранение его мама.
Нас приглашают во второй многофункциональный зал. Там проводятся круглые столы, семинары, тренинги и обучающие мастер-классы. В комнате есть три макета о битвах в Сталинграде, Берлине и о Маньчжурской операции. Мелкие детали можно рассматривать ещё очень долго. патриоты Хабаровска
Напротив них есть выставка графики «Спасибо тебе, солдат!» от комсомольского художника Дмитрия Душкина. Все его картины написаны только гелевыми и шариковыми ручками. патриоты Хабаровска
После презентации нам рассказали о том, над чем масштабным центр работает сейчас.
– Мы проводим исследовательскую работу, выясняя, какой круг специалистов до нас здесь трудился. Начали с 1890 года. Здесь был царский сад на месте нашей аллеи. Мы нашли эти архивные документы, которые уже показываем в социальных сетях Инстаграм и Вконтакте, где молодёжь активна больше всего, – отвечает директор центра Дмитрий Кабузенко. патриоты Хабаровска
Результаты работы представят ко второму сентября, когда центру исполнится пять лет. Тогда же, наверное, появятся новые экспозиции. Пожелаем удачи молодым специалистам в их работе! патриоты Хабаровска
Фото автора и Дмитрия Перегудова
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен