«Амурфестом» в Хабаровске уже, наверное, никого не удивить. Проводится он уже четвертый год подряд и, наверное, стал обыденностью. Так думала и я, отправляясь туда по заданию редакции в начале октября. И ошибалась. Ярмарка-фестиваль преподнесла мне сюрприз, от которого до сих пор под впечатлением. А все потому, что познакомилась с удивительным автором сияющего единорога.

Да, на мой взгляд, в этом году особенно выделилась художница Ольга Соломатина. Ее единорог в сине-фиолетовых кудрях, с переливающимся на солнце телом, с девушкой в розовом платье, оседлавшей сказочного коня, так и привлекал любопытствующих. Привлек он и меня. Так мы с Ольгой и познакомились.

— Эта картина написана акрилом на холсте, декорирована поталью. Я её рисовала для дочки. Здесь я представила её в виде прекрасной девушки, уже когда она будет большая, выйдет замуж. Цветы на платье — трое моих детей. А я и есть этот единорог, который убережёт от всего дурного, подарит любовь и нежность, — раскрывает художница философский подтекст картины.

— Правда, — продолжает она, — первоначально эта картина выглядела по-другому. Сначала я хотела нарисовать лотосы, но мне не понравилось, как краска потекла. Я стала её замазывать. А потом думаю: конь! Пришёл конь, пришла девушка и выросли цветы.

Как выяснилось, горит своим делом Ольга Соломатина чуть ли не с рождения. Когда ей было два года, бабушка вручила карандаши и бумагу со словами: «Всё, рисуй!». Так она и почувствовала художницей. Правда, не совсем, на мой взгляд, обычной. Среди её работ не только единороги, но и русалки, ангелочки, коты и даже Шамаханская царица!

Ольга признается, что свои картины создаёт в состоянии сильного вдохновения. А если отталкивается от положительной или отрицательной эмоции, то рождается целая серия.

И любит экспериментировать. Например, одна из её картин написана на оргстекле, а в другой использована трафаретная техника. В чём же секрет такой работоспособности и откуда столько желания пробовать что-то новое? Ведь любому творческому человеку тяжело творить без внутреннего или внешнего генератора. Ответ хабаровской художницы оказался простым и сложным одновременно.

— Надо просто ничего не делать. Если совсем нет сил рисовать — ну никак не идёт, хоть ты тресни. Надо пойти стопку блинов напечь… на улицу выйти, побегать в парке. Или сесть позалипать в кино. У меня мало свободного времени, поэтому кино посмотреть не получается. Но, как правило, после двенадцати ночи открывается какой-то канал, ты уже лежишь, почти спишь, и вдруг возникает мысль: «А не пойти ли мне порисовать?». И понимаешь, время пришло.

Но есть у Ольги и другой двигатель творчества — её муж.

— Отнёс, привёз, прибил, повесил, закрепил. Без него я бы здесь не стояла, — признаётся она.

И действительно, каждому творческому человеку нужен тот, кто его направит. Потому что художнику для счастья нужно немного, чтобы ему позволили рисовать и не отвлекали от творческого процесса. А непосредственная продажа работ интересует скорее живописцев-ремесленников, людей более приземлённых, от искусства далёких. Творцы же, как правило, с трудом совмещают дела денежные и духовные, делится своими мыслями Ольга Соломатина.

Что-то дальневосточное

— Самое интересное, что когда я начинаю продавать, то прекращаю рисовать прямо сразу, ничего не приходит. Когда начинаешь гнаться за модой и рисуешь что-то попсовое, то людей это не очень цепляет. Но когда ты «забиваешь» на общественные мнения, думаешь: «Хочу нарисовать сердце на круглом холсте и на чёрном фоне», заморачиваешься всякими штришками. Через неделю картина уходит в частную коллекцию. А сейчас мне очень нравится именно дальневосточное что-то. Оно меня очень вдохновляет. Может это старость, не знаю, — с улыбкой говорит молодая художница.

Правда, всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ольга обмолвилась, что в Хабаровске своё творчество представляет только на «Амурфесте» (0+), так как иных неформальных площадок для художников в краевом центре, по её словам, нет.

Зато она сотрудничает с Владивостоком уже три года, и именно там можно увидеть не только постоянную экспозицию ее картин, но и найти открытки, постеры и сумочки её авторства. В Хабаровске же ситуация несколько иного характера.

— Я много раз пыталась связаться с директорами магазинов, — говорит Ольга. — Ещё тогда работал магазин у нас, недалеко от «Тайн ремесла». Но теперь там художественный салон. Вот я туда звонила лет пять назад. Но со мной, если честно, поговорили не очень. «Вы кто? Вы член Союза художников? Нет? И что вы хотите?». «Ой, девушка, извините, я ничего не хочу. До свидания», ответила я. Ну и больше я с ними не общалась. А приморчане, там ведь туризм на уровне, они заинтересованы в эксклюзивности.

И всё же Ольга Соломатина не теряет энтузиазма. В этом году она собирается выставиться в галерее «Лист», а недавно заключила договор с Утёсом, отправив туда несколько сумочек и открытки.

— Здесь, в Хабаровске, я участвовала в краевых выставках, молодёжных. Но так как я уже не молодёжь, меня туда не пускают. Да и если ты сам не организатор выставки… — Художница неожиданно замолкает. И продолжает после некоторого раздумья: Знаете, я бы с удовольствием выпускала полиграфию. Яркую, интересную, если бы были каналы сбыта. Это же всё заказывается и покупается в типографиях у дизайнеров, а к художникам почему-то не обращаются. В больших городах, на западе России, я знаю, это практикуют. А мы тут бьёмся, как рыба об лёд.

Нужна площадка

Меня подобное положение дел в Хабаровске удивило. Ведь знаю, в крупных городах такой проблемы у художников не возникает — неформальных площадок для того, чтобы показать себя, предостаточно.

В Санкт-Петербурге есть «Хокку» и «Гнездо», в Екатеринбурге — «Невинные гады», в Казани — «Смерч» и «Красная вишня», в Новосибирске — «Роща», в Нижнем Новгороде — «Волчок»… И этот список можно продолжать долго. Правда, именуются они не фестивалями, как хабаровский «Амурфест», а арт-маркетами. И отличаются от обычного фестиваля тем, что на них собираются художники, не скованные одной тематикой. Каждый приходит с тем, что у него есть: и это могут быть не только картины или открытки, но и значки, постеры, брелки…

Более того, сейчас среди художников есть популярное явление — своп-карточки. Нарисованные и отпечатанные самими художниками, они могут использоваться для обмена (на товар или на другую карточку) или же быть проданными. И это привлекает не только покупателей-коллекционеров, но и помогает художникам пообщаться друг с другом. Увы, в Хабаровске я лично не знаю ни одного арт-маркета.

И всё же не стоит говорить о том, что попыток провести арт-маркеты в Хабаровске не было. К примеру, раньше у нас был «Базарный день» (0+), но он не проводится уже третий год. В 2022 году закрылась и площадка, в которой в последний раз проводился арт-маркет, из-за долгов по аренде и выгорания руководства. О ней я узнала от Ольги Соломатиной, которая с грустью вспоминает время, когда площадка ещё существовала.

— Вот у нас было такое хорошее явление, как «Артсерватория» на улице Толстого. Она там несколько лет просуществовала и загнулась. Поддержки нет…

Но, конечно, это не означает, что помощи нет вовсе. Евгения Мясникова, основатель «Артсерватории» говорит обратное.

— Не нужно сюда притаскивать, что власть не помогает. Были гранты, субсидии, но постоянное финансирование у нас отсутствовало. А начинала я с кредита. Мы пытались сделать проект самоокупаемым, но у нас не получилось. Через год после первых проб и ошибок случился ковид, локдаун, и мы не работали шесть месяцев. После — ограничения, QR-коды, еще один кредит, чтобы покрыть долг по аренде… — перечисляет она причины неудачи.

Без ограничений

И всё же факт остаётся фактом: площадка закрылась, а арт-маркет больше по какой-то причине не проводится. Можно было бы посоветовать художникам искать иные площадки для своих работ, если с неформальными возникают трудности. Но и здесь, со слов Ольги, есть препятствия.

— Как-то, знаете, не получается в других местах размещаться. Всё на стадии разговоров. Вот «Тайны ремесла» — центровой наш, сувенирный, туда взяли только мои открытки с тигром. Говорят: «Нам нужно всё дальневосточное, про Хабаровск». То же самое на «Утёсе». Туда взяли часть открыток с дальневосточной тематикой и пару сумочек с тигром и с рыбкой. А что-то другое выставлять получается только в галерее «Лист». По продажам, правда, не очень. Но зато людям очень нравится, — отмечает Ольга.

Именно поэтому «Амурфест» можно назвать местом, где художник может заявить о себе без ограничений. Тем не менее существует ряд трудностей, с которыми приходится столкнуться участнику, чтобы там оказаться. Например, зарегистрировать ИП. Это проще, конечно, чем договариваться с магазинами, но всё же это отнимает большое количество времени.

Если сравнивать с арт-маркетами в других крупных городах России, то кроме самого художника и его творчества ничего не требуется (не считая оплаты аренды помещения).

У каждого мероприятия, конечно, свои правила: кто-то приглашает художников за несколько месяцев вперед, кто-то исключительно принимает заявки на участие. Но, конечно, «Амурфест» в первую очередь фестиваль, поэтому сравнивать его с арт-маркетами не совсем корректно.

И всё же очень хотелось бы, чтобы неформальных площадок для художников становилось больше, потому что творческих людей в Хабаровске много.

В ТЕМУ:
Хуторок в палатке: как пытаются возродить дальневосточное казачество

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен