«Я никогда не ставила двойку!» — секреты педагогики от заслуженного учителя
В начале октября в нашей стране ежегодно отмечается профессиональный праздник — День учителя. И в Хабаровске живёт немало замечательных представителей этой важной и нужной профессии. Среди них — Тамара Ивановна Зачеса, заслуженная учительница СССР. Ей недавно пошёл 86-ой год. И хотя походка у неё уже не такая уверенная, как раньше, глаза по-прежнему ярко блестят, особенно при воспоминаниях о насыщенной жизни.
Широкая, душевная улыбка, которая постоянно озаряет её лицо, говорит о светлой душе и добром сердце. И это само по себе хорошо объясняет успехи в педагогической деятельности. Побеседовав с ней, я смогла узнать и некоторые другие нюансы учительского мастерства.
Тамара Ивановна, с какого года вы являетесь заслуженным учителем?
— С 1969 года. Это почётное звание я получила за то, что работала в Казахстане при Целиноградском совхозе в школе-техникуме. Учила детей, казахских и немецких, сначала разговаривать по-русски, а затем и письму, и математике. Это была моя настоящая радость — делиться знаниями. Предварительно обучала детей заранее, чтобы они были готовы к школе.
Получается, вы делали это в свободное от работы время?
— Да, конечно! Уроки — это одно, а подготовка детишек, которые ни слова не могли сказать по-русски — совсем другое. Поэтому начинала с ними заниматься за два месяца до учебного года. И знаете, к учителям тогда относились с огромным уважением. Когда выходила из дома, пожилой казах, увидев меня, снимал шапку и кланялся до земли. Вот какое было уважение!
А как же вы попали в Казахстан?
— Я родилась в Алматы в 1939 году, но отец ушёл на фронт в 1942-ом, и не вернулся. Мама работала проводником, и я осталась на воспитании у дедушки с бабушкой. Со временем мы переехали в Акмолинск, который позже стал Целиноградом. Так началась моя самостоятельная жизнь. Ведь мне нужно было каждый день идти до школы семь километров.
И что же побудило вас стать учителем?
— Когда я училась в младших классах, с самого детства ощутила на себе очень доброе отношение со стороны учителей, потому что была как сирота. И глядя на них, всегда думала: «Вот вырасту и тоже буду такой же доброй учительницей!». А позже, когда уехала в Балхаш, чтобы продолжить учёбу после седьмого класса, начала вести занятия музыкой в детском саду в качестве подработки. Потом меня поставили учить малышей в первом классе. И дети всегда любили меня.
Это наверное благодаря тому, что вы учили с любовью?
— Конечно! Я каждого ребёнка любила, как своего. Никогда не ставила двоек, а говорила: «Подготовишься на завтра, приходи, и получишь пятёрку». Это был ещё один секрет моего успеха.
Многие современные учителя более жёсткие в своих методах. Считают, что надо ставить оценки по справедливости, кто какую заслужил... А у вас такого не было?
— Нет. Я давала шанс каждому ребёнку, чтобы они не ожесточались и могли исправиться. И они это чувствовали.
Это действительно важно — не ставить на детях клеймо. Спасибо вам большое за то, что делитесь своей мудростью.
— Пожалуйста! Главное — это любовь и внимание к детям. На этом и основывается настоящая педагогика.
А что бы вы пожелали современным учителям?
— Я бы посоветовала уделять больше внимания литературе в школе. Встречая своих бывших учеников, которые помнят меня, вижу, как важно прививать любовь к поэзии и литературе. Это расширяет кругозор детей и их словарный запас. Чего к сожалению часто не достаёт современным детям.
Вы довольны своим выбором профессии?
— Однозначно. Несмотря на некоторые трудности, я прожила прекрасную жизнь! Будучи женой офицера, мне приходилось часто переезжать на новое место жительства. И я везде находила работу учителя. Дети для меня всегда были всем!
Анна Лесив
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен