У хабаровского пилота Татьяны Шипиловой первым делом – самолёты
У второго пилота «Хабаровских авиалиний» Татьяны Шипиловой своё видение на эту тему.
Татьяна родом из Новосибирской области, но в марте 2022-го переехала в далекий Хабаровск и в качестве второго пилота присоединилась к команде «Хабаровских авиалиний». На данный момент она — единственная девушка-пилот в региональной авиакомпании.
Сказать, что такое случилось впервые в истории хабаровской авиации, было бы неправдой. Еще раньше в местной авиации среди водителей воздушных фрегатов были женщины-пилоты. Например, Валентина Пивоварова, которая выполняла рейсы в качестве второго пилота на Як-40.
Также вторым пилотом краевая авиакомпания приняла Анжелику Парфенову. Но позже она решила осуществить свою давнюю мечту — стать космонавтом — и уехала в Москву, где в составе группы энтузиастов стала участником годового эксперимента по имитации экспедиции к Луне. А вот Татьяна не променяла полеты на самолете ни на что другое, и за свою любовь к небу получила признание у своих коллег.
В 2021 году авиакомпания приобрела два новых самолета L-410, и ей потребовались пилоты. Кандидатов отбирали со всей страны. На Дальнем Востоке нет лётных училищ, большинство из них находится на западе страны, пришлось собрать стопку резюме.
Отбор был самый строгий. Взяли тогда четверых выпускников. И среди них — Татьяну. Никаких разделений или предпочтений по гендерному признаку при трудоустройстве она не заметила, требования ко всем были одинаковыми.

Свой первый рейс девушка совершила в мае того же года в Богородское. А сегодня летает практически по всему Хабаровскому краю. Самый дальний её перелет в Аян составляет около четырех часов, самый короткий — в Чегдомын — занимает полтора часа.
— Первый полёт — это всегда непросто, но в то же время волнительно и интересно, — вспоминает Татьяна. — Я благодарна своему командиру Александру Владимировичу Евтушенко, он очень грамотный и опытный пилот-инструктор, помогал мне. С ним я выполняла рейсы в первые 100 часов налёта.
Прикоснуться к облакам
К своему первому рейсу девушка шла не один год… С 8-го по 11-й класс училась в Сибирском авиационном кадетском корпусе им. А.И. Покрышкина, где помимо общеобразовательных предметов преподавали и профессиональные дисциплины: аэродинамику, навигацию, авиационную метеорологию и парашютную подготовку.
Самое любимое и долгожданное в учебе у всех курсантов — это прохождение лётной практики: прыжки с парашютом, полеты на двухместном учебно-тренировочном планере «Бланик» L-13 и на спортивно-тренировочном самолете Як-52.
— Осознание того, что хочу управлять самолетом, ко мне пришло во время первого вылета с инструктором в конце девятого класса, — делится Татьяна. — Мне было так спокойно и комфортно в небе, особенно когда прикоснулась к облакам. Открыла окошко в кабине и, высунув руку, ощутила такую свежесть и приятную влагу на ладони.
Курсантов учили самостоятельно взлетать, выполнять полёт по кругу и заходить на посадку. А во время экзамена им следовало справиться с заданием без инструктора.
— Непросто было побороть волнение, при этом хотелось доказать себе и инструкторам, что мне это под силу, — вспоминает день экзамена пилот. — Успешно прошла все этапы экзаменационного задания. И 25 августа 2016 года, выйдя из кабины, я почувствовала, гордость и ответственность за самолет.
Навстречу мечте
После окончания одиннадцатого класса она решила поступать в Краснокутское летное училище гражданской авиации Саратовской области, на что её родители отреагировали спокойно и с пониманием.
Близкие знали, что лётное дело Татьяну не один год привлекало и она давно определилась с профессией. Уважали выбор дочки и переубеждать не стали. Также её поддержала сестра, которая работала бортпроводницей.
Лётную практику Татьяна проходила на однодвигательном самолете Cessna-172S и лёгком многоцелевом двухмоторном самолёте L-410. Общий налет по окончании учебного заведения составил 150 часов. Также она имела золотой знак ГТО, третий разряд по планерному спорту и десять прыжков с парашютом.
— Обычно молодые девушки мечтают о профессии бортпроводницы. Почему вы выбрали другой путь и какие качества свойственны пилотам? — спрашиваю у Татьяны.
— Бортпроводникам требуются мягкость, обходительность, гибкость. Конечно, многое зависит от личностных качеств, — отвечает она. — Пилот же должен обладать более бойким, где-то даже мужским характером. Есть люди, которым больше нравится общаться, другим — взаимодействовать со сложным механизмом, становиться с самолетом единым целым и получать наслаждение от того, что это получается. Мне ближе второе.

Пилотирование — женское дело?
Профессия пилота не так уж проста, требует физический усилий. В начале 2000-х девушек неохотно принимали в лётное училище. От них требовалось приписное свидетельство, которое выдает военкомат при постановке на воинский учет. Когда это требование аннулировали, понадобилось еще несколько лет, чтобы перестроить систему.
После таких обновлений девушки, влюбленные в небо, наконец начали пробивать прежний заслон и готовиться к поступлению.При этом скидок им никаких не давали. Здоровье пилотов, будь ты парень или девушка, должно быть отменным или близким к идеальному.
Особенно обращают внимание на показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, респираторной, слуховой и зрительной функций, нервно-психическую устойчивость, концентрация внимания и др. А эти характеристики не зависят от полового признака.
Когда смотришь на хрупкую Татьяну, с трудом представляешь, как ей удается контролировать управление рычагами и штурвалом. Но она уверяет, что на самом деле всё не настолько сложно.
— На современных самолетах есть так называемые триммеры, которые забирают на себя часть нагрузки от встречных воздушных потоков, — поясняет второй пилот. — И потому управлять новыми самолетами проще, чем воздушными судами более старых конструкций. Тем не менее усилие все равно требуется приличное.
Книга и юмор выручают
От своей работы Шипилова получает удовольствие, особенно от полётов. Если предстоит долгий рейс, накануне предпочитает почитать книгу, чтобы расслабиться и настроиться на нужную волну.
В профессии пилота много серьезных и ответственных моментов, но без легкости и юмора в ней порой не обойтись.
— Когда пассажиры слышат мой женский голос от лица пилотов (а самолет небольшой, все слышно), то нередко доносятся из салона фразы: «Ох, а мы долетим до места назначения?» Или: «Вау, девушка-пилот!» Я к такой реакции за три года привыкла и отношусь даже с юмором, что очень помогает.
В таких случаях еще и поддержку от командира ощущаю. Недавно на такие комментарии пассажиров он иронично ответил: «Да-да, и сдавать обратные билеты поздно. Так что пристегивайтесь — взлетаем!»
А еще Татьяну вдохновляют моменты, когда пассажиры по прилёте своими аплодисментами благодарят лётный состав за выполненный рейс. После полётов на север края экипаж обратного рейса возвращается в краевой центр уже поздно, зимой — как правило, уже затемно. Но дома её всегда ждет любимец — кот Максик, который не отходит от хозяйки ни на шаг и всегда готов дарить любовь и тепло.

— Что бы посоветовали будущим авиаторам? — интересуюсь у собеседницы.
— Начинающему пилоту я бы сказала: «Верь в себя! Никогда не сравнивай себя с другими, даже если они в чем-то лучше тебя. Каждый день стремись узнавать что-то новое. Ну и обязательно доводи начатое до конца!»
Постскриптум
Почти 20 лет существовал документ, содержащий в себе перечень из 456 видов трудовой деятельности, к которой могли быть допущены исключительно мужчины. Но в 2019 году этот список был сокращен до 98 профессий, а вскоре снова планируют его уменьшить.
На сегодня в российской гражданской авиации работают менее 2% женщин. В российских авиакомпаниях трудоустроены примерно 250 пилотов женского пола с лётной лицензией. При этом их количество в профессии постепенно увеличивается. В прошлом году, например, четверть обучающихся в Сасовском лётном училище гражданской авиации — девушки.
Но не всё меняется так быстро… Пока одежда всех пилотов подгоняется под мужские стандарты. И женщины-авиаторы при 30-градусных морозах на севере ходят в огромных куртках «Аляска», которые впору крепкому рослому мужчине. А ушить до меньших размеров на женщин невозможно. В них пилотессы смотрятся, как в доспехах, зато им тепло. В некоторых авиакомпаниях планируют предусмотреть пуховики для женщин.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен