Полвека под крылом самолёта провёл хабаровчанин Николай Цепаев
«Гением малой авиации» называют Николая Цепаева в компании «ХабАвиа», где он трудится начальником смены цеха технического обслуживания воздушных судов. Это один из тех редких специалистов, кто может разобраться с самыми серьезными дефектами авиадвигателей. Коллеги ласково именуют его «дедушкой». Ведь в этом году опытный авиамеханик отметил двойной юбилей - 75 лет, 55 из которых, он провел на летном поле. авиамеханик
Интересно, что в авиацию Николай Владимирович попал совершено случайно, виной тому лесные пожары. В юности парень мечтал связать свою жизнь с морем, планировал поступить в мореходное училище на Камчатке. Так случилось, что в день, когда юноша должен был вылетать в Хабаровск, а после на Камчатку сдавать экзамены, в селе им. Полины Осипенко, откуда он родом, была сильная задымленность от пожаров. Самолет – единственная возможность выехать из отдаленного поселка. Улететь не получилось, но поступать после школы все равно нужно куда-то. На глаза попалось объявление в газете, что на механическом факультете сельхозтехникума в Биробиджане недобор. Туда и поехал. В ноябре пришла повестка в армию.
– Меня военком спросил, где я желаю служить. Сказал, что хочу в артиллерию, как мой отец. Он на меня так посмотрел, улыбнулся, и сказал: «У вас 10 классов образования, пойдете в авиацию». Отправили меня на учебу в Совгавань, в школу младших авиационных специалистов, а там зачисли в группу авиамехаников. После можно было выбрать, куда идти служить, и я поехал в Переяславку, на военный аэродром. Отслужил там два года, заработал звание «Лучший авиамеханик полка», – вспоминает Николай Владимирович – А когда с армии вернулся, был конец декабря, поступать куда-то уже поздно. Решил, поработаю пока в аэропорту, а там видно будет. Так до сих пор тут и тружусь.
Учиться впоследствии Николай Цепаев все же пошел. Окончил авиационное училище в Иркутске, а после, по совету преподавателей, которые очень ценили смышленого юношу, поступил в Киевский институт гражданской авиации. Все это время продолжал работать в хабаровском аэропорту, набирался опыта, рос в разрядах, изучал разные модели самолетов. К тому времени, как закончил ВУЗ, у молодого авиамеханика уже был 6 разряд. Его, как самого опытного, назначили инженером, а потом и начальником смены цеха технического обслуживания воздушных судов. И с тех пор он занимает эту должность вот уже 55 лет подряд. От кабинетной работы, несмотря на свой почетный возраст, Николай Цепаев отказывается.
– Предлагали должности повыше. Но начальниками в кабинетах высоких сидеть я не хочу. Я люблю с техникой работать, она меня понимает, я ее понимаю, – объясняет авиатор. – Я здесь чувствую себя на своем месте. авиамеханик
***
Однолюбом Николай Владимирович оказался не только в работе, но и в жизни. Со своей женой они вместе уже 49 лет. В следующем ноябре будут праздновать золотую свадьбу. Но тот ноябрь 1974 года, когда встретил свою любимую, говорит, помнит как вечера.
– Поехал в гости к своим родственникам в Киров. Зашел в ЦУМ и увидел ее - такая беленькая, стройная, а глаза какие красивые! И я пропал. Она работала в отделе парфюмерии до восьми вечера. Я дождался окончания рабочего дня и предложил проводить её до дому. Но в тот вечер она куда-то шла с подругой. Тогда я пришел на следующий день. Так завязалась дружба, – с улыбкой вспоминает Николай Владимирович. – Целый год мы переписывались, потом я планировал приехать, но по семейным обстоятельствам не получилось.
И только спустя два года они снова смогли встретиться. Тут уже свою судьбу Николай Цепаев не упустил, договорился через родственников о росписи в загсе, сыграли свадьбу. И уже в качестве жены увез свою белокурую красавицу на Дальний Восток.
У четы Цепаевых родилось двое детей. И они тоже связали свою жизнь с авиацией. Сын работает вместе с отцом начальником смены в хабаровском аэропорту, а дочь – в наземной службе воздушной гавани.
***
О самолетах Николай Владимирович может говорить часами. Сыплет терминами и поясняет причины и технические детали поломок, в которых несведущему человеку разобраться сложно, а глаза горят так, как будто он пересказывает захватывающий детектив.
– … вдруг перестала работать система ПРТ – предельный регулятор температуры в авиадвигателе. Без такой системы с подъемом на высоту повышается расход топлива – двигатель можно спалить, – увлеченно объясняет Николай Цепаев, и тут же вскакивает и показывает причины неполадок на схемах. Они, словно географические карты, развешаны по его небольшому кабинету, который расположен прямо на летном поле. Кажется, что он вслепую сможет найти любую деталь в сложном летательном механизме. А авиамеханик продолжает дальше рассказывать истории из своей практики. Их за полвека набралось немало.
– К Охотску подлетал самолет и заглох правый двигатель, на проверку послали меня и моего коллегу. Мы провели осмотр, сняли средства объективного контроля, там записываются все параметры. На земле опробовали – все нормально работает, никаких отклонений. Аппаратуру сдали в лабораторию, тоже замечаний нет, – авиамеханик рассказывает случай из практики. – Комиссия приняла решение отправить самолет в Хабаровск вместе с пассажирами. Мы с коллегой настояли, что самолет должен лететь без людей, полетели в нём сами. Как чувствовали – в пути заглохнет правый двигатель. И тут мне стало ясно, что дело именно в высоте. Но комиссия не сразу поверила нам. Тогда мы с напарником создали имитацию высоты полета и доказали, что наши догадки верны. Оказалось, заржавела одна из пружин в топливной системе. Двигатели тогда заменили.
Страшно представить, что могло бы произойти, если бы не настоял тогда Цепаев на дополнительной проверке. Но о плохом Николай Владимирович старается не говорить, объясняет, что просто свою работу нужно выполнять по совести.
Именно благодаря таким гениям авиатехники, как Цепаев, наши самолеты поддерживаются в исправном состоянии – так отзываются о нем в «ХабАвиа». Он один из тех, кто разбирается с самыми серьезными дефектами авиадвигателей и систем. При необходимости, он, как доктор Айболит, летит туда, где самолет ожидает его лечения. В июле летал в Охотск, в августе в Николаевск. Это потом, когда неисправность устранена, кажется все просто и понятно. А когда идет анализ и поиск причины, разобраться сходу непросто. Но Цепаеву и его коллегам удается справиться с задачей порой за час. И самолет может лететь дальше. Через его руки проходили Ил-14, Як-40, Ан-24/26 и L-410.
– Сегодня приходят ребята очень талантливые, хорошо обучаемы, относятся серьезно к нашей профессии. С таким приятно работать, – рассказывает Николай Владимирович. – Помимо знаний, в нашем деле есть такой нюанс – нельзя ничего скрывать. Если что-то не получилось, обязательно нужно доложить. Сотни человеческих жизней зависят от того, как мы выполним свою работу.
Фото автора
- «О, Владимировна! Ты пришла!». Как работает женщина участковый в Хабаровске - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен