Как стать современным учителем в школе и какими навыками нужно обладать?
В Хабаровске состоялась итоговая конференция краевого социального проекта «Стать современным учителем». Сделать так, чтобы школа стала пространством, куда хочется приходить и детям, и учителям, и родителям старается учитель и педагог дополнительного образования школы № 32 Хабаровска Дмитрий Верин-Галицкий. Мы уже писали о его проекте «Экология речи учителя», который дважды реализовывался при поддержке Фонда президентских грантов. Мы поделимся итогами нового проекта и несколькими техниками, как оставаться в ресурсе и не уйти в негатив.
Идею Дмитрия Вячеславовича подхватили единомышленники – учитель-коуч, учитель русского языка и литературы Татьяна Веденькова, учитель истории и обществознания кадетской школы имени Ф.Ф. Ушакова Ирина Дербина, психолог и сертифицированный позитивный психотерапевт Марина Бондарева. Специалисты объединились и придумали в 2021 году проект «Стать современным учителем». Он стал победителем краевого конкурса на получение субсидий на реализацию социально значимых проектов для социально-ориентированных некоммерческих организаций. На протяжении 2022 года проект «Стать современным учителем» реализовывался в Хабаровске и Хабаровском крае.
Экологичность и достоинство
Профессия учителя – человекоориентированная, нужно уметь взаимодействовать с учениками и их родителями так же хорошо, как и знать свой предмет. Дмитрий Вячеславович подобрал для этого подходящее слово – экологично. Именно так он учит относиться не только к работе, но и к жизни. Но экологичности мало. Важно, чтобы учитель умел сохранять достоинство. Именно этого пытаются лишить учителя. Так считает автор проекта и поэтому решил научить коллег навыкам, которые помогут минимизировать стрессовые ситуации, профессионально не выгорать и с честью выходить из любого конфликта.
Без партнеров в таком деле никуда. Ими стали муниципальное автономное учреждение Центр развития образования г. Хабаровска, «Краевой молодежный центр социального воспитания и здоровья» и Хабаровская краевая общественная организация «Учитель года».
Работа кипела в течение года. Увеличилась география, по сравнению с предыдущими проектами Дмитрия Вячеславовича. В этот раз, кроме хабаровских учителей, в дистанционном формате поучаствовали учителя со всего края. Центр развития образования предоставил площадки для проведения семинаров в районах Хабаровска. Два семинара в один месяц, два – в другой и потом организаторы проекта переходили к новому району.
Цикл четырех семинаров включал следующие темы: конфликты в реалиях школьной жизни; экологичное взаимодействие учителя с учеником как фактор профилактики конфликтных ситуаций; инструменты и установки экологичной коммуникации; влияние навыков экологичной коммуникации на профессиональный успех учителя и качество жизни. А с коллективами некоторых школ проводились семинары прямо в их образовательных учреждениях.
Также на протяжении 2022-го команда проекта проводила и записывала вебинары, тем самым предоставив возможность учителям из самых удаленных территорий края стать участниками проекта.
Сейчас все вебинары представлены на специальной странице сайта проекта и каждый желающий может познакомиться с ними. Из пятнадцати тем, с нашей точки зрения, самой интересной и болезненной для общества является та, которая отвечает на вопрос, почему мальчики становятся трудными учениками и что нужно делать, чтобы они такими не были.
Узнать все о проекте «Стать современным учителем» вы можете на сайте: https://stat-sovremennim-uchitelem.tilda.ws
А если ознакомиться со всеми вопросами, которые были подняты во время проекта, то такие знания полезны любому человеку, не только учителю. Как научиться разговаривать с другими людьми, чтобы не вызывать ответной реакции в виде обиды, агрессии или равнодушия? Кто бы ни захотел развить эмоциональный интеллект, чтобы добиться успеха? Как сохранять свои физические и психические ресурсы и не выгорать на работе эмоционально?
– Мы не можем всех заставить принять наши ценности и всех заставить пользоваться инструментами и установками экологичной коммуникации и множеством других методов. Но мы можем что-то делать, чтобы знакомить других людей с ними и показывать, что мы в них верим. Если у вас не получается пользоваться этими инструментами и установками, о которых мы рассказываем в рамках проекта, это не значит, что они плохие и что они не рабочие. Это означает всего лишь то, что вы ими не умеете пользоваться. Чуть желания, чуть усилия и веры в то, что они действительно работают, то все получится, – говорит мне Дмитрий Вячеславович.
Итогами проекта стали 24 очных семинара и мастер-класса, участниками которых стали более 500 педагогов. Также проведено 15 онлайн-вебинаров и девять групп психологической поддержки.
Дадим слово спикерам, которые выступили на итоговой конференции, посвященной проекту. Она состоялась в хабаровской школе №32. На ней присутствовали преподаватели и директор не только этой школы, но и другие работники из сферы образования.
В кругу единомышленников
Всегда интересно узнать, а чему конкретно научились люди во время проекта. Несколькими техниками поделилась спикер семинаров и вебинаров Татьяна Веденькова. К примеру, что нужно делать, чтобы договориться? Грамотно строить фразы, просто и ясно излагать мысли, не употреблять жаргоны, использовать особую интонацию, темп речи, делать паузы и не переходить на личные темы.
А чтобы сохранить спокойствие и держать себя в руках нужно не оправдывать никого и не списывать все на характер. Систематически следить за состоянием здоровья, например, наблюдаться у невролога, психолога или эндокринолога. Чувствовать разницу между подавлением и контролем. Отслеживать каждую ситуацию, а не от случая к случаю. А также ведение дневника эмоциональных состояний помогает быть чуть осознанней.
Следующим спикером проекта является Марина Бондарева. Она проводила группы психологической поддержки учителей. На них, естественно, соблюдаются правила уважения и конфиденциальности. Обсуждаются любые темы, связанные с работой. Происходит обмен опытом с участниками и специалистом. Учителя выражают сложные эмоциональные переживания и получают поддержку. При этом важно, чтобы встречи проходили на нейтральной территории и не с коллегами по работе, иначе быть полностью откровенным не получится.
– Нам как взрослым, имеющим опыт, приходится очень много выдерживать. Справляться с чувством тщетности, что не все может быть так, как нам хочется. И когда силы на исходе, случаются нервные срывы. А группы поддержки – это такое место, где можно себя выразить, прожить ситуации, получить поддержку, услышать обратную связь, что у кого-то было так же и снова вернуться на работу, – сказала Марина Юрьевна.
Своими наблюдениями о проекте «Стать современным учителем» поделилась Ирина Дербина. Будучи спикером на семинарах и вебинарах, она расширяла знания и открыла для себя и других новое понятие – индекс детского счастья. Оказывается, это измеряемая вещь, и субъективное счастье ребенка зависит от выбора, который ему предоставляют, и от уровня доверия, которое на него приходится. Как мало надо школьникам, чтобы они были счастливы...
В конце встречи Ирина Сергеевна провела интерактив с участниками конференции, чтобы они плотнее включились в тему и, действительно, пересмотрели то, как ведут себя в школе. Пожалуй, большую часть жизни люди проводят на работе и как сделать этот общий процесс комфортным и бесконфликтным нужно знать, наверное, всем. Вот бы побольше таких активистов, тогда и жить в такое непростое время станет чуточку легче.
Фото автора и Дмитрия Верин-Галицкого
- Как привить ребёнку уважение к старшим – читайте в нашем материале.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен