В камерном театре «Триада» после очередного показа спектакля «Страсть» (12+) в журнале отзывов появилась запись: «Хочу быть таким актером, как Павел Данилкин…» павел данилкин

Он родился и вырос на Сахалине, там же окончил школу. О театре применительно к себе никогда всерьез не задумывался, хотя с удовольствием участвовал в школьной самодеятельности. Когда пришла пора, проницательная мама предложила сыну поехать в Хабаровск, где выбор учебных заведений не в пример больше. И вскользь упомянула институт искусств и культуры. Чтобы не огорчать родителей, Павел согласился зайти в творческий вуз, но поставил условие: поступать будет исключительно в институт железнодорожного транспорта. При этом втайне мечтая учиться на менеджера по туризму и спорту. павел данилкин

К счастью, все разрешилось самым неожиданным образом. Павел, как и обещал, заглянул в институт культуры и… остался! Интересно, весело, вокруг ребята, такие же, как он, увлеченно занимаются чем-то непонятным, но притягательным. Так что железная дорога, подмигнув огнями уходящего поезда, навсегда исчезла за горизонтом, а Павел, сдав на «отлично» вступительные экзамены, был зачислен на режиссерское отделение и перешел из разряда абитуриентов в студенты. павел данилкин

Павел в центре с ружьем

Встреча с мастером

- Занятия по пластике у нас в институте преподавал художественный руководитель тетра «Триада» режиссер Вадим Гогольков. Он нас муштровал, гонял до седьмого пота! А в конце первого курса предложил мне влиться в труппу театра. То есть без отрыва от учебы стать актером, с окладом и прочими привилегиями. Это был шанс! Потому что, если бы не Гогольков, неизвестно где бы я сегодня работал. Вскоре мастер приступил в театре к репетициям спектакля по пьесе Александра Володина «Две стрелы»(12+), где мне в качестве дебюта досталась роль Шамана.

Замечу, что такой роли в пьесе Володина нет, Гогольков сам придумал для молодого неопытного актера образ юного Шамана, вступающего в должность. Персонаж из массовки, даже без текста, чтобы дебютант ощутил сцену, почувствовал дыхание зала. Вместо традиционного бубна удалось раздобыть национальный музыкальный инструмент, похожий на длинную дудку, внутри которого что-то шуршало: то ли духи веселились, то ли ветер шумел в кронах деревьев. «Ничего, - ободряюще произнес Вадим Сергеевич, - будет еще у тебя алмазная роль!». павел данилкин

Это было в 2009 году - время первого опыта, первых ролей, время овладения профессией. Случались и сомнения в себе, однажды Павел хотел уходить из театра. Но что-то остановило, иногда пустяка достаточно, чтобы раскрылись внутренние ресурсы, и ты вновь поверил в себя.

Когда рушится четвертая стена…

Несмотря на плотную занятость в текущем репертуаре театра, а также преподавательскую деятельность в институте, Данилкин не останавливается. Роли комические, драматические, клоунские…Он словно продолжает искать ту единственную «алмазную» роль, что когда-то посулил мастер. павел данилкин

Наверное, только в романе бывает, что актер, сыгравший главную роль в премьерном спектакле, на следующее утро просыпается знаменитым. На самом деле, путь к овладению профессией, а тем более, признанию, прихотлив и непредсказуем, а аплодисменты и крики «браво» далеко не всегда показатели подлинного успеха. Так случилось с ролью Германна в спектакле-фантазии «Страсть» (12+) по повести Пушкина «Пиковая дама» (16+). Спектакль, который 30 лет идет в театре, пережил третью редакцию и, похоже, расставаться с «Триадой» не собирается.

- До того, как меня назначили на роль Германна, ее довольно успешно играли другие исполнители, первое время меня постоянно сравнивали то с одним, то с другим. А я долго не понимал, что и зачем играю, просто выполнял требования режиссера. Пытался применять приемы, которыми пользовались мои предшественники, а они не работали, не ложились на мою индивидуальность.

Так продолжалось довольно долго, пока я не догадался подключить к практике теорию и подходить к освоению роли через метод физических действий: представлял, как Германн держит в руках карты, как тасует колоду и так далее. От этих, казалось бы, простых движений приходило понимание всех «почему?» и «зачем?». И тогда рушилась так называемая «четвертая стена», между актером и зрителем, появлялась уверенность. Сейчас я отношусь к роли осознанно, каждый шаг вперед делаю с удовольствием, совершенно не переживая по поводу того, кто и как играл до меня. Спектакль, он ведь только сегодня, сейчас, а все, что было сделано до тебя кем-то другим - миф, сказка, дунул, и нет ничего.

И летит спектакль, подхваченный музыкой композитора Дмитрия Голланда, как тройка горячих лошадей, в метель сквозь петербургский морок туманных улиц – все дальше, дальше, всё вперед!

Моцарт в процессе

«Маленькие трагедии» (12+) - спектакль новый, над ним в театре долго трудились, много репетировали, учили стихи, писали музыку, занимались пластикой, что-то отменяли, потом возвращали.

При распределении ролей Павлу Данилкину достался Моцарт. Кошмар! Гений по определению, к тому же, на пороге бессмертия, уж и реквием написал - как такое играть?!

павел данилкин

Принцип режиссера Вадима Гоголькова в том, чтобы ничего не навязывать актеру, а идти от его индивидуальности. То есть, предлагать исполнителю ЧТО (делать, играть, придумывать). А уж КАК (сыграть или придумать) – это его актерское дело. Пробуй, фантазируй, подключай воображение, разумеется, в рамках предлагаемых обстоятельств роли и пьесы.

Павел рассказывал, что на репетициях Гогольков основное внимание уделял Сальери (Илья Ли), его огромным сложным монологам, предваряющим появление Моцарта в спектакле.

Спрашивается, что же оставалось актеру Данилкину? Или режиссер решил отдать Моцарта на откуп исполнителю? Хотя - Вадим Сергеевич часто повторял слово «легкость». Откуда ее брать, как играть легкость эту, непонятно, но это уже кое-что.

- Я до сих пор ищу, думаю... Пока в этой роли мне нелегко, - признается Павел.

Но Гогольков верит в актера, он убежден, что роли, подобные Моцарту или Германну, писаны для талантливых актеров.

- Павел внутренне очень подвижный актер, - поясняет режиссер, - сколько раз я наблюдал на репетициях: стоит мне предложить изменить что-то в сцене, и актер становится другим. Мгновенно, непостижимо! Так родились его Козлевич и Фунт в «Золотом теленке» (16+), абсолютно разные персонажи, противоположные друг другу, в одном спектакле. Талант, он виден сразу!

Те же и …

… преподаватель гимназии, муж Маши, надворный советник Федор Ильич Кулыгин из пьесы А.П.Чехова «Три сестры» (16+).

павел данилкин

Обычно этого человека, который «всем доволен… доволен», представляют шутом гороховым, недалеким, лебезящим перед начальством, к тому же обманутым мужем. Смешным и жалким. Казалось бы, какой интерес или даже сочувствие к такому могут возникнуть? А вот у Павла Данилкина это самый интересный и загадочный персонаж в спектакле, умный, с достоинством «маленького человека», который хочет подняться над уродливостью окружающей жизни, потому что ведь другой не будет.

- Кулыгин - это про мудрость, которая прорастает в человеке сквозь боль и оскорбление, - уверен актер.

В пьесе есть фраза, которую Кулыгин повторяет, якобы цитируя начальника местной гимназии (не верьте, он сам ее выстрадал): «Главное - форма. Что теряет форму, то кончается». Кажется, эти слова актер взял за исходную точку образа. Кстати, они могут быть применимы и к другому персонажу, который ассоциативно приходит на ум: маленькому человечку Карандышеву из пьесы Островского «Бесприданница» (16+). Так что данилкинский Кулыгин - это Карандышев, который вопреки обстоятельствам сумел подняться над собой и сохранить достоинство.

Что же касается «алмазной» роли, думаю, ее блестки, рассыпанные во многих ролях, однажды сольются в единый бриллиант невиданной чистоты и искусной огранки.

Светлана Фурсова Фото Дарьи Марьенко


  • Красота и ценности «Вице-мисс России 2022» из Хабаровска Дарьи Немаевой - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен