С седьмого июля 2022 года в должность директора Хабаровского краевого академического музыкального театра в результате победы в конкурсном отборе, проведённом министерством культуры Хабаровского края вступил 37-летний Сергей Сергеевич Юнганс. сергей юнганс

О грядущих переменах и планах на будущее, акцентах в руководстве и премьерах в новом театральном сезоне, делится Сергей Юнганс. сергей юнганс

– Ваш послужной актёрский и режиссёрский список достаточно весом. География вашего творчества от России до Европы – велика. Вы актёр, окончили Казанское театральное училище. Вы и режиссёр – за плечами Екатеринбургский государственный театральный институт и топ-менеджер, выпускник Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Вами поставлено более 25 спектаклей в театрах Алма-Аты, Екатеринбурга, Омска, Севастополя, Чебоксар. Прошли стажировку в качестве режиссёра в театрах Польши, Франции, Турции, Германии, Сербии и Гонконга. К нам прилетели из Якутска, где успешно с 2019 до 2022 руководили Государственным театром оперы и балета Республики Саха (Якутия). Почему такой географический разброс?

– География так велика, потому что режиссёр – это специалист, которого приглашают осуществить постановку спектаклей в другие города и даже страны. Уверен, что моё образование и опыт, помогут мне руководить музыкальным театром. Зачастую директоров театров воспринимают как хозяйственников, людей, которые занимаются эксплуатацией здания, только материально – технической базой. Мне очень нравится такой пример, когда директора школ, как правило имеют педагогическое образование, а главные врачи больниц, медицинское. Все они практики. Так и я, действующий режиссёр и директор театра. сергей юнганс

– Будете ли вы совмещать работу директора, менеджера театра с постановками спектаклей?

– Я не планирую ставить все спектакли в театре, это и не нужно. Ведь это достаточно сложная и тяжёлая работа. Постановкой должны заниматься другие люди. Я буду ставить, но пока не скажу конкретно что, поскольку нужно анализировать и смотреть репертуарную палитру. Но однозначно, я буду держать руку на пульсе и продюсировать те проекты, которые есть и будут в нашем репертуаре.

Сегодня директор театра – это продюсер, в самом широком смысле этого слова. Моё абсолютно искреннее убеждение, в том, что только тогда, когда мы понимаем творческую и экономическую составляющие, художественную ценность и потенциально экономический успех мы можем принять то единственно правильное решение – а стоит ли нам это делать? Когда нам это делать? В какой очерёдности? Может быть нужно подождать?

– Хабаровский зритель и служители музыкального театра несколько лет были под руководством Константина Александровича Зайнулина, который оставил о себе и добрую память и яркие постановки. Он покинул театр по собственному желанию. За несколько дней до вашего ухода из театра оперы и балета Саха (Якутия) вам вручили государственную награду за вклад в развитие культуры и искусства региона, но вас это не остановило. Вы тоже уволились по собственному желанию и отправились в Хабаровск. Вас невольно будут сравнивать с предшественником. С каким сердцем вы покидали Якутский театр, в котором было так много сделано и работалось по сердцу с людьми, которые по душе? Как вас отпускали и как вы вообще расстаётесь с теми людьми с которыми было хорошо?

– Я прекрасно понимаю, что век руководителя не бесконечен. Когда-то настанет такой момент, когда век руководителя заканчивается. Причём, любого руководителя, любого уровня. Но цель у всех руководителей одна, и я не являюсь исключением – сделать театр ярким, успешным, процветающим. Но механизм у каждого разный. сергей юнганс

Для меня это было сложное решение. Я был в Якутии «варяг», приехал из другого региона в национальную республику. Понимаете, вопрос в том, что каждый из нас принимает для себя то решение, которое он принимает – уйти или остаться. До меня в Якутии работали другие руководители. Никто не умоляет их заслуг перед театром. Они все работали на то, чтобы сделать театр лучше и успешнее. сергей юнганс

Так как было в Якутии при моём руководстве там уже не будет. Так как было при разных руководителях Хабаровского Музыкального театра работающих до меня, тоже уже не будет.

И здесь, я бы сказал, очень важный момент, как и в семейных отношениях. Нужно научиться перелистывать страницу.

Когда мы расстаёмся с любимым человеком, разводимся, теряем парня или девушку, я думаю, самый лучший способ – влюбиться заново и перелистнуть страницу минувшего. Потому что сыпать соль на рану – это терзать самого себя. Сравнивать одного руководителя с другим, это право каждого, но всё же важно понимать, что любой новый руководитель – это другая личность с иным мировоззрением, подходам к работе, и методами достижения целей.

– В каждом театре есть свои традиции, уклад, характер. Театр – это живой организм, состоящий из творческих личностей, руководить которыми ох как нелегко. Ваши приоритеты в руководстве?

– Знаете, у любого руководителя в сердце есть две стороны. Одна сторона – это руководитель, а другая – это человек. Я как человек сочувствую и сопереживаю каждой ситуации, происходящей в коллективе и каждому члену коллектива театра. Но как руководитель, я всегда экспертно стою в стороне и смотрю на ситуацию с точки зрения интересов коллектива. Я никогда ни с кем в коллективе не дружу. Я со всеми в одинаковых, ровных, хороших отношениях. Я уважаю и бережно отношусь к каждому. И поэтому, все те решения, которые будут приниматься в театре, они будут направлены на то, чтобы сделать процессы в театре успешными для коллектива.

Ведь зачастую конфликт интересов принято сопоставлять с управленческими должностями, руководителями учреждения. Но бывает и так, что конфликт интересов есть и творческий. Приняв ту или иную сторону в конфликте, мы удовлетворяем ту или иную творческую амбицию, но при этом наступаем на интересы других людей. Вот этого не будет. Будет так, как выгодно учреждению, театру, коллективу в его стратегии развития, а не в угоду каким-то группам или течениям. И это самое главное.

Все решения будут приниматься взвешенно. Да, изменения будут. Представьте себе если бы театр не менялся, и мы с вами бы до сих пор сидели в античном амфитеатре под открытом небом и перед нами бы декламировали античные артисты в масках. Если проследить ретроспективу любого театра страны, каким он был в самом начале 90-х и сегодня, то каждый увидит разницу, потому что театр меняется.

Набор должностей в штатном расписании меняется, процессы пересматриваются, сегодня нам необходимо понимать, что перед нами будущее и мы должны предугадать те шаги, которые помогут нам сегодня построить фундамент, плацдарм для нашего будущего. Это очень сложный аналитический процесс, но я буду думать о коллективе.

– Можно услышать о планах на ближайшее будущее и перспективу. Откройте завесу?

– Думаю, что завеса приоткроется в конце августа, когда мы встретимся с коллективом после отпуска. А сегодня я могу вам сказать только то, что в будущем театральном сезоне переходящий по наследству спектакль оперетта «Марица», премьера которого планировалась с января по июнь, непременно состоится. Уже готовы декорации, готовы костюмы. Премьере быть!

Остальные названия я вам не озвучу, но это будет классическая оперетта, музыкальный спектакль для детей, мюзикл вероятнее всего иностранного автора и мюзикл российского автора.

– В Якутске вами была произведена реновация репертуара в сторону детей и молодёжи. В Хабаровске вы продолжите эту политику?

– Очень важную роль в будущем репертуаре нашего театра будут занимать спектакли для детей. Я совсем недавно стал задумываться, а чем собственно отличается ребёнок от взрослого? Мне кажется, что чистотой восприятия. Когда я прихожу на спектакли, в кукольный театр, в филармонию или в цирк, и какие-то настоящие спектакли меня увлекают как ребёнка, то я забываю о том, что я взрослый. Иногда определённые спектакли меня очень радуют, с одной стороны, а с другой вызывают определённую тоску и понимание, что детство уходит.

Детство никогда не вернёшь. И поэтому, говорить о том, что эти спектакли только для детей, а эти только для взрослых, нельзя. Я с огромным удовольствием хожу на спектакли для юного зрителя, потому что я считаю, что театр должен огромное внимание уделять именно спектаклям для детей.

Спектакли для детей должны быть красивее, сочнее, добрее, духовнее, и сделаны качественнее чем для взрослых. К сожалению, не всегда театры придерживаются этого мнения. Моё мнение такое – только заронив в ребёнке зерно веры и любви к искусству, мы можем воспитать того зрителя, который придёт в театр молодым, в среднем и в зрелом возрасте. Потому что любовь к искусству, театру, к музыке и живописи должна формироваться и прививаться с детства.

Я понимаю, что в Хабаровске есть театр Кукол, Театр Юного зрителя, театр Драмы, но они драматические, а у нас театр музыкальный. Мы сами должны воспитывать своего зрителя. Нашего, другого зрителя, такого, который будет способен воспринимать достаточно сложное и несколько отстранённое и поднятое над жизнью театрально-музыкальное искусство.

Миссия театра и в этом — формирование профессионального зрителя в ребенке.

– Вы впервые в Хабаровске?

– Да, и мне здесь очень нравится. Мне очень нравится место, где находится театр. Можно выйти в обеденный перерыв и увидеть белок в парковой зоне, пруды, гуляющих счастливых людей, а они повсюду. Здесь потрясающая атмосфера и какая-то необыкновенная аура, поэтому я стараюсь ходить пешком, чтобы ощущать красоты.

Когда-то мой педагог в театральном училище по музыкальной литературе спросил: «А вы смотрели кинофильм «Цирк?». Я ей честно сказал, что нет. И она ответила: «Вы счастливый человек! Вам ещё это обязательно предстоит!». Я думаю, что я – счастливый человек, и обязательно увижу все красоты Хабаровского края, познакомлюсь с замечательными людьми и самое главное, что я открыт для встреч и знакомств.

Мне нравится город, он зелёный, солнечный, тёплый, и у меня очень хорошее интуитивное чувство, что в Хабаровске живут открытые, светлые, чистые и добрые люди. За первую неделю пребывания в городе и из общения с горожанами, я это увидел и понял. Думаю, потому хабаровчане такие, что имеют некую оторванность от основной центральной части России. Уверен, что и в театре сохранилась особая уникальная традиция старой актёрской школы. Здесь сохранилась традиция какого-то настоящего человеческого общения. Эта традиция чуть-чуть из моего детства, которое было счастливым. Каких-то классических взглядов, в хорошем смысле советского воспитания.

Нет здесь человеческого пафоса и снобизма присущего большим центральным Российским городам.

– Какие задачи перед вами поставило министерство культуры Хабаровского края?

Устойчивое развитие театра.

– Ваши пожелания Хабаровскому зрителю в общем, служителям театра в частности и себе?

Зрителю желаю интересоваться репертуаром музыкального театра и ходить на все премьеры семьёй и с друзьями. Служителям театра, набраться сил на плодотворный, яркий и успешный предстоящий театральный сезон. А в отношении себя, ведь намного интересней, когда тебе желает кто-то, а не ты сам.

– Тогда я хочу пожелать вам удачи, любви и успеха!

Огромное спасибо! Я пришёл с благими намерениями и буду делать всё, чтобы сделать жизнь в театре лучше, комфортней, и чтобы зритель Хабаровского края любил театр, ходил к нам, и театр был успешным.

P.S. – Сергей Сергеевич, вы к нам надолго?

Надолго!

– Надолго – это хорошо!

Татьяна Ванина Фото Яны Ковалёвой


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен