Поющие во тьме: «шестое чувство» юных музыкантов
В 2022 году хабаровчан ожидает продолжение фестиваля «Рок над Амуром» (16+). Известен первый участник – вокально-инструментальный ансамбль «Шестое чувство». Его руководитель Роман Иванин учит музицировать воспитанников школы интерната №2 с нарушением зрения. Их обострённый слух и развитые музыкальные способности позволяют им выйти на большую сцену. Чем уникален коллектив и почему выбрали именно его? учитель музыки
Шанс появился из случайности
О том, что в школе-интернате 2 учатся и преподают исключительные люди, мы знаем не понаслышке. Оказавшись не в первый раз в учреждении, нас всегда встречают с распростёртыми объятиями. Поэтому, когда за день до музыкального фестиваля в арене «Ерофей» мы услышали, что на нём будут участвовать дети школы-интерната 2, мы незамедлительно связались с его руководством. Откуда появилась такая возможность?
Началось всё со случайности, как это бывает в жизни. С рабочей поездкой в учреждение приехал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв. Ему рассказали не только про оснащение по федеральному проекту «Современная школа» и национальному проекту «Образование», но и показали в действии ВИА «Шестое чувство». Главе региона очень понравился коллектив, поэтому он пригласил их в качестве зрителей на фестиваль «Рок над Амуром». Такой подарок с благодарностью приняли.
Ребят привезли на мероприятие, пригласили на сцену, вручили брендированные футболки и подарили медиатор для игры на гитаре от коллектива Сергея Бобунца, экс-солиста группы «Смысловые галлюцинации». Ученики также сфотографировались с певцом, а до этого детей пригласили подкрепиться вкусными угощениями. Губернатор края также пообещал, что коллектив попадёт на ближайший концерт группы Би-2. А в следующем году сможет выступить перед тысячной аудиторией на рок-фестивале.
Первым своими мыслями поделился Роман Иванин, руководитель ВИА «Шестое чувство». У него остались очень контрастные впечатления от произошедшего на сцене. Это из-за того, что он прежде не сталкивался с таким уровнем ответственности. Но он уверен, что справится с заданной планкой.
– Главное, что детям нравится! Мы работаем, мне самому интересно развиваться в этом направлении, учить детей, видеть как мы становимся одним большим музыкальным организмом. Это очень цепляет и вдохновляет! – сказал Роман Дмитриевич.
Молодой специалист окончил колледж искусств и в настоящее время учится на эстрадном факультете в институте культуры. Параллельно он является не только педагогом допобразования в школе-интернате 2, но и действующим музыкантом в кавер-группе Deep Ocean. А когда-то всё началось с аккордов известной песни.
Прочитать про Татьяну Новоженину, которая работает в школе-интернате 2 педагогом-библиотекарем можно по ссылке.
Любовь с первых аккордов
Помимо Романа Дмитриевича со мной в комнате находятся ещё два человека – Юлия Кукуруза, руководительница вокально-хоровой студией в школе-интернате и ученица восьмого класса, участница ансамбля Ира Цветкова.
Когда-то как Ира, Роман тоже учился в школе-интернате 2. Любовь к музыке у будущего педагога открылась после услышанных аккордов из песни британской рок-группы Deep Purple «Smoke On The Water». Их сыграл 11-летний друг мальчика. Роману это очень понравилось, у него получилось повторить на гитаре то же самое. К тому же его отец тоже занимался музыкой.
Однако, у парня не было наставника и гуру, который бы передал ему весь свой опыт игры на гитаре. Роман Иванин пришёл ко всему самостоятельно, и очень этим гордится. После 12 лет в школе-интернате, он снова вернулся сюда, но в новом статусе, приобретя необходимые знания для работы педагогом допобразования у детей.
ВИА «Шестое чувство» уже существовал до прихода Романа. Название появилось спонтанно в 2018 году, когда коллектив участвовал в конкурсе, и нужно было придумать как их будут представлять. Там уже был бас-гитарист, барабанщик, была создана ритм-секция. Вскоре к ней добавились клавишные инструменты. И эту базу Роман Дмитриевич стал развивать дальше. Дети потянулись к нему, преподаватели нашли «коллегу по разуму» – коллектив обрёл руководителя и «второе дыхание».
Дети в ансамбле равняются на двух значимых взрослых. Юлия Владимировна занимается вокальной составляющей, а Роман Дмитриевич учит игре на инструментах. И когда они объединяют общие усилия, то рождаются сильные творческие номера.
Сейчас музыкой занимаются около 30 детей. Не у всех получается одинаково хорошо, но все стараются и стремятся к большему. В коллектив принимают ребят от семи до 18 лет. Но по факту на занятия ходят чаще ученики от 12 лет и старше. Потому что именно в этом возрасте они активно начинают интересоваться музыкой.
Репетиции и уроки проходят в школе-интернате 2 как занятия по дополнительному образованию детей. Это один из шансов для детей с нарушением зрения найти себя в профессии музыканта. К примеру, в ансамбле «Шестое чувство» была очень сильная солистка, которая окончила школу и сейчас учится в курском училище на вокальном оперном отделении. Это редкий случай, когда девушка выбирает художественное классическое пение.
По словам Романа, они чаще играют эстрадно-джазовую музыку с элементами импровизации. Это предполагает свободу в выборе формы и стиле игры. Дети, которые плохо или совсем не видят, но с чувствительным музыкальным вкусом подбирают клавиши под свой внутренний, слышимый только им, темп игры.
Но не только джазом единен коллектив, они также любят исполнять в стиле рок и рэп. На прошедший День учителя ансамбль хотел сыграть композицию группы «Смысловые галлюцинации», но в итоге выбрал песню «Её глаза» группы Би-2. И у них ещё много планов впереди!
Как школа-интернат 2 распаковывала современное оборудование по проекту «Доброшкола», можно прочитать по ссылке.
Удачный тандем для коллектива
Пожалуй, самой заметной и одаренной участницей является Ира Цветкова. Она девочка скромная, а её голосок льется, как ручеёк. Она рассказала о том, что с самого раннего детства была связана с музыкой. Она вспоминает как брала на руки кошку и начинала с ней кружиться по комнате, напевая: «Мы – милашки, куклы-неваляшки».
С трёх лет она пела в хоре, с четырёх – училась играть на флейте. Сейчас она умеет обращаться с профессиональной поперечной флейтой. А когда стала учиться в школе-интернате 2, произошла судьбоносная встреча для Иры.
– Это самое чудное чудо из чудес, что мы познакомились с Юлией Владимировной! Я помню, что в пятом классе у нас сменился педагог музыки, то я не очень любила эти уроки. И потом пришла Юлия Владимировна, с которой мы учимся уже три года. Мы отрабатываем произведения, записываем их, отправляем на конкурсы, – делится со мной девушка.
Благодаря работе с Юлией Владимировной Ира Цветкова ездила выступать в московском Кремле, затем побывала во всероссийском центре «Орлёнок». А совсем недавно вернулась после турне детского музыкального фестиваля «Белый пароход» (6+), во время которого выступала в «Крокус Сити холле» в Москве и в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Девушка является лауреатом множества престижных премий, а в октябре полетит в Москву на международный благотворительный фестиваль «Белая трость» (6+), где будет выступать в «Русском театре» Надежды Бабкиной. учитель музыки
Она очень хорошо помнит день, когда её пригласили в ВИА «Шестое чувство». Это было перед Новым годом в 2020-м, когда она поговорила с Романом Дмитриевичем и стала ходить на занятия. Ей там очень нравится, она пробует себя в новых музыкальных жанрах.
– Музыка мне приносит огромные положительные эмоции, много счастья и вдохновения. Меня лечат эти занятия. Вся моя жизнь – это музыка, – с радостью делится самым драгоценным тотально невидящая Ира.
Тут в разговор вступает её педагог и друг Юлия Кукуруза. Женщина начинала свою музыкальную карьеру в качестве пианистки, потом продолжила хоровым дирижёром, а когда переехала в Хабаровск, то душа требовала аккордеона. Здесь у неё началась новая жизнь, противоположная той, что была когда-то. Она очень полюбила детей и с удовольствием работает в дружном коллективе. Любые её предложения находят отклик и поддержку. учитель музыки
Нюанс такого взаимного обогащения только в одном, что дети оканчивают школу и вступают во взрослую жизнь. Из-за этого коллектив часто меняет состав, и в музыке остаются только те, кто связывает с этим свою профессиональную жизнь. учитель музыки
На мой вопрос, что не хватает коллективу, педагоги отвечают, что им хотелось бы иметь в распоряжении комнату, обитую спецматериалом для профессиональной записи музыки. Детям есть что спеть, а взрослым есть, чему их научить. «Надо больше заниматься!», – заметил Роман Дмитриевич. Тогда и большие успехи не заставят себя долго ждать. учитель музыки
Фото спикеров и Ольги Цыкаревой
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен