От Евгения до Сокиркина: путь художника к самому себе
Интересно, сколько людей откажется от путёвки на Мальдивы в пользу путешествия по закоулкам собственной души? А если для познания себя вам понадобятся только белый лист бумаги и цветные карандаши? художники Хабаровска
Хабаровский художник Евгений Сокиркин объяснил нам свой метод арт-терапии, рассказал о жизни и заработке творческого человека. Мы встретились в финальный день его третьей персональной выставки «Киберпанк 2020» в музее современного искусства «Артсерватория».
О льве, татуировках и деньгах
– Как ты пришёл к рисованию?
– С детства мечтал стать художником, любил рисовать и руками поделки делать. До седьмого класса хорошо рисовал на уроках ИЗО, а потом это дело сошло на нет. Начался спорт, мальчиковые дела. И на втором курсе универа внутренний импульс побудил меня куда-то выплеснуть чувства и эмоции, и я попробовал срисовать какого-то льва. Он до сих пор недорисованный где-то лежит. И с того момента стал постоянно рисовать. За год втянулся очень сильно, и всё, решил, что буду над этим работать. Хотя по образованию экономист. Пять лет отучился на факультете экономической безопасности. Хотел на втором курсе перевестись на «Архитектуру» или «Дизайн», но послушал негативные отзывы ребят и решил, что у меня на экономике есть много свободного времени. И это время буду посвящать творчеству. Я не занимался в художественной школе. Это было моей принципиальной позицией ранее – не учиться, а пробовать делать всё от себя. Мне казалось, что из этого должно что-то выйти.
– То есть ты понял, что это твоё призвание, и ты будешь этим заниматься?
– Спустя год-полтора рисования я получил первые деньги за портреты. Это меня очень сильно мотивировало. Я понял, что это можно развить. Но, честно говоря, не представлял, каким образом. Ведь я параллельно работал в банке, в колл-центре.
Через девять месяцев уволился, сказав себе: почему я работаю на какого-то дядю и трачу своё время на него? Буду заниматься творчеством. И следующие семь лет я просто рисовал.
– Как ты стал татуировщиком? Чем зарабатываешь на жизнь сейчас?
– Первые несколько лет я зарабатывал портретами. Потом выросла конкуренция, и я понял, что надо с этим завязывать. Одногруппники предлагали мне пойти в татуировщики. У меня не было татуировок, я этим вообще не интересовался. Потом по счастливой случайности мой друг записался на сеанс к одной татуировщице. Но у него не получилось попасть к ней, и он предложил купить для меня оборудование, чтобы я сделал ему тату. Я эту татуировщицу знал, она взяла меня в ученики. Сначала я рисовал на теле то, что меня просили. А потом продвигал свои эскизы. Сменил одну стилистику на другую. Сначала были неровные линии, кривые контуры. Это было необычно. Я так проработал два или три года, наработал клиентскую базу. А потом в моей жизни появились цветные карандаши. Попробовал перенести на человеческую кожу текстуру карандаша, и у меня получилось. Основной заработок сейчас мне приносят татуировки. Периодически продаю одежду, стикеры, холсты – все творческое приносит мне доход, медленно, но уверенно.
– Удаётся выжить только на заработки от картин, татуировок, мерча?
– Когда я рисовал портреты, то зарабатывал только на карманные расходы, материалы, холсты. Потом, когда начал жить отдельно от родителей, татуировка стала приносить нормальный доход. В целом, я мог жить и не жаловаться, даже откладывать. Но 2020 год был очень тяжёлым для меня. Ни у кого не было денег, и татуировка была последней, о чем люди думали. Я уже реально думал пойти на работу, но постепенно всё выровнялось. Зарабатываю гонорарами, стабильного дохода у меня нет. Но есть периоды, когда могу выручить достаточно, чтобы прожить несколько месяцев без работы. Сейчас пока всё хорошо в этом плане.
О глазах, неудаче, киберпанке
– Твои граффити в виде глаза украшают многие уголки Хабаровска, люди присылают тебе фотографии. Как ты на это реагируешь?
– Мне понравилось выражение одного журналиста: «Жень, твои глаза повсюду!». Меня эта фраза очень сильно зацепила. Захотелось это увеличить в масштабе. Раньше я боялся, что это вандализм, но сейчас понимаю, что это ничего серьёзного не значит в рамках города. Это инструмент для диалога со зрителем. Человек видит «глаз», у него срабатывает отклик, и это очень клёво.
– Расскажи о своих работах, что их объединяет?
– Всё моё творчество объединяют эмоции. Сначала я рисовал просто с идеей, не вкладывая конкретных чувств, позднее понял, что каждая работа – эмоциональный прорыв такой, который мне необходимо выплеснуть, а далее научился понимать, что хочу передать на самом деле.
В основе моего творчества символы, которые я несу – это глаза и руки. Как выяснил для себя, это была большая, очень долгая арт-терапия, которую я проходил.
Спустя время стал «перечитывать» свои работы, пытаясь понять, что я хотел выразить. Сначала было непонятно, потом страшно, а после как-то всё само собой начало осознаваться. Это произошло спустя семь лет.
– Вспомним твои первые две персональные выставки. Какие у тебя были впечатления после них, что они тебе дали?
– Первая выставка дала мне организационный опыт, она называлась «Линия – чувство». Накопилось много холстов, мне хотелось показать их людям. Выставка была стихийной, длилась всего два дня. Она проходила на ул. Доватора, 24-А, раньше там было творческое пространство. До этого я участвовал в смежных проектах. Поэтому первая выставка для меня была очень значима. Сильно переживал, никому ничего не рассказывал, что я изображал. У холстов даже не было названий. Выставку организовал на свой день рождения, никто не знал об этом. Это было в 2018 году.
Осенью 2019 года мы открыли вторую выставку «Блик» в «Артсерватории», в старом помещении. Честно говоря, мне сотрудничество не понравилось. Это был детально проработанный проект, но я не смог его реализовать так, как хотел, ввиду сжатых сроков, возможностей площадки и собственной неумелости. Мне до сих пор очень обидно, что не раскрыл свой проект до конца.
-Переживал несколько месяцев: провалился в себя, а где-то зимой нарисовал новый холст. Это опыт. Я тогда решил, что надо сначала доделать все работы, а потом организовывать выставку, а не наоборот. Сейчас никуда не тороплюсь, делаю проект «Уровни» второй год, параллельно работая над другими вещами. Могу сказать, что на самом деле для меня значили эти выставки, потому что это все моя большая арт-терапия. Первая выставка «Линия – чувство» про мой «чёрный период». Это мои первые попытки эксперимента с абстрактным включением в творчество. Само название говорит о том, что это выплеск эмоций.
Выставка «Блик» была про эту маленькую детальку (показывает татуировку у себя на руке). Мне хотелось визуально вместить весь смысл в один блик. Эта деталька попадает в большой механизм и начинает менять его постепенно, изменяя в целом всю конструкцию. С точки зрения психологии, когда в тебя попадает какая-то новая эмоция, мысль, идея, то она постепенно в тебе начинает заводить новые процессы. Впоследствии для тебя открывается новый взгляд на вещи. Если первая выставка была про эмоциональную сферу в творчестве, то «Блик» – это про конкретную вещь, которая в меня когда-то попала. Мой следующий проект «Уровни» – большой итог всему этому.
– «Уровни» тебя самого, получается?
– Тут, скорее всего, уровни глубины. Хочется посвятить будущую выставку человеку как организации и сказать о том, что мы все глубже, чем кажемся.
– Расскажи подробней о своей последней, третьей выставке «Киберпанк-2020», которая недавно завершилась в «Артсерватории».
– «Киперпанк-2020» – это отдельный проект. Я никогда не понимал пейзажи, не находил в них никакого отклика внутри себя. А потом попробовал нарисовать закаты в период «Блика», в 2019 году. Нарисовал заправку – ярко-зелёная на фоне чёрного неба дождливая дорога, всё блестит и сияет. С того момента начал собирать материал, что-то фотографировать, мне хотелось запечатлеть атмосферу в моменте. Я понял, что мне нравится рисовать пейзажи, световые объекты. Если руки и глаза – это про что-то внутреннее и эмоции, то здесь это взгляд на окружающий мир.
-У меня были отобраны фотографии для работ, общая концепция была готова, и «Артсерватория» предложила мне провести выставку. Я нарисовал, скажем так, городское пространство, где уточнил, что киберпанк – это не про будущее, а про здесь и сейчас. Скорость развития технологий увеличивается, а то место, где мы находимся, выглядит так же. Такая была идея. В этот раз мне всё очень нравится, как получилось реализовать выставку. Случилась моя первая коммуникация со зрителем перед картинами. Прихожу сюда без настроя – каждая экскурсия для меня стресс, я сажусь и думаю: «Хоть бы никто не пришёл», а потом приходят люди, рассказываю им, потом общаемся, и у меня случается внутренний подъём, отклик очень классный. Я делал ставки на одни работы, а людям нравится «Процесс», но для меня это был эксперимент. Я раньше этого очень избегал, думал, что работы должны «говорить» сами за себя. Очень рад, что люди приходят.
– Чем ты занимаешься сейчас?
– У меня начался новый творческий период. Заканчиваю проект «Уровни». Уже всё собрал, осталось доделать только некоторые моменты. Где-то в глубине души я уже давно закончил с этим проектом, он меня немного тормозит. Хочется делать что-то новое, не только в художественном плане. Экспериментирую со звуком, сочиняю музыку. Это новый инструмент самовыражения для меня. Изучение внутреннего чувства ритма. В будущем надо как-то объединить все свои умения во что-то огромное. Но пока я к этому иду.
Инструменты, количество, Дэвид Линч
– Где можно посмотреть твои картины и эскизы?
– Пока только в соцсети Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации). Думаю, что когда закончу проект «Уровни», то выложу их в другом месте, но это неточно. художники Хабаровска
– Чем ты рисуешь и на чём?
– Рисую всем. Сложнее сказать, чем я не пробовал рисовать. Со всем, что может оставить уникальный отпечаток, я экспериментировал. В плане инструментария – это валики, кисти, шпатели, краски, карандаши, холсты, бумага, картон, разного рода стеклянные поверхности, пластик. Для выставки «Киберпанк-2020» принципиально не использовал кисти. Всё нарисовано карандашами, мелками, красками, маркерами, картонками, шпателями.
– Сколько примерно картин ты нарисовал?
– Около ста холстов, не считая тех, которые не хотел показывать, а портретов, наверное, около трёхсот. художники Хабаровска
– Я давно хочу попробовать рисовать. С чего бы ты посоветовал мне начать, когда передо мной пустой лист?
– Принять тот факт, что это просто лист, и есть ещё целая куча листов. Одна из ключевых вещей, которая меня всегда тормозила, мысли о результате и дальнейшей судьбе работы. Если хочешь что-то выразить, и есть вдохновение – неважно, что получится, нужно чувствовать только процесс.
– Поделись, как на твое творчество повлияла книга Дэвида Линча «Поймать большую рыбу»?
– Мне нравится Дэвид Линч, особенно его музыка. Потом нашёл его книгу, решил почитать. Там очень много рассказывается про медитацию. Линч показал, как можно прийти к себе, а потом это из себя немного показать другим. Он говорит, что человеку в принципе ничего не нужно, кроме него самого. Сейчас я регулярно это практикую. художники Хабаровска
– Что бы ты порекомендовал творческим людям: почитать или посмотреть для поиска себя?
– Порекомендовал бы посмотреть работы и почитать биографию Жана-Мишеля Баския. В своё время меня он очень вдохновил. Его работы похожи на рисунки маленьких детей, только на больших холстах. И есть у меня одна книга, одна из сильных вещей, которую я прочёл за последнее время – это роман «Источник» Айн Рэнд. Ещё она автор книги «Атлант расправил плечи». «Источник» – это толстенная книга про архитектора, у которого был твёрдый внутренний стержень внутри, хотя вся система шла против него. Главный герой как будто с самого начала был убеждён, для чего он здесь. художники Хабаровска
– В Инстаграме ты пишешь про своё творчество: «Это всё переросло в определённую арт-терапию, с помощью которой я могу познавать себя, и всё, что вокруг, ну или почти всё». Каким ты видишь себя сейчас?
– Через творчество, спустя долгое время, я узнал себя. Сейчас чувствую себя собой, впервые за долгое время. художники Хабаровска
Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен