«Мы никогда ничего не делили»: Денис Желтоухов о бывшем солисте музыкального театра Владиславе Павленко
19 июля 2011 года, десять лет назад, в городе Пльзень, в Чехии, проходя курс пилотирования на легкомоторном самолете, разбился ведущий солист хабаровского музыкального театра Владислав Павленко. денис желтоухов хабаровск
Театр манил его всегда. Сильнее влекло только небо. Бесконечное, синее небо – такое же бесконечное, как его мечта. денис желтоухов хабаровск
- Не знаю, почему он так хотел летать, - делится воспоминаниями друг и партнер по сцене Денис Желтоухов. – Но если абстрагироваться от того, что Влад погиб, то ушел он счастливым человеком, осуществив свою мечту.
Нелюбимая роль
Гибель ведущего артиста хабаровского музыкального театра Владислава Павленко стала настоящим потрясением для всех жителей краевого центра. Артист, любимец публики, ушел на пике карьеры. Ему прочили большое режиссерское будущее, и сам Влад не раз говорил, что готов попробовать себя и в этой ипостаси. Увы, не случилось. Ушел слишком рано. Накануне ему исполнилось сорок лет.
После многие находили некую мистическую связь с тем, что самой «звездной» ролью артиста, принесшей ему «Золотую маску», стала роль Гладышева в спектакле «Самолет Вани Чонкина». Роль, кстати, нелюбимая, рождавшаяся вопреки.
- Почему он так не любил эту роль? – спрашиваю Дениса.
- Я думаю, что в каком-то смысле Владимир Оренов наступил ему, если можно так сказать, на горло. В плане того, что Владу пришлось делать вещи, несвойственные ему по психотипу. Кривляться, ломаться. Там-то, в образе, оно органично, но ему от этого было некомфортно. Пришлось через преодоление выполнять поставленную перед ним актерскую задачу. И до последнего ему было сложно с этим образом ужиться.
О том, чего стоила Павленко роль Гладышева, знал только он и друзья - партнеры по спектаклю Денис Желтоухов и Татьяна Маслакова. Ни зрители, ни критики нелюбви не заметили. Напротив, отзывы были восторженные и, как признание коллег, награда одного из самых престижных в стране театральных фестивалей. денис желтоухов хабаровск
О дружбе и театре
Денис Желтоухов и Владлен Павленко были не просто партнерами по сцене. Их связывала многолетняя дружба. Трудно было понять, что общего между такими двумя разными людьми. Но разбить эту крепкую мужскую дружбу не смогло ни время, ни интриги.
- Принципы, на которых держалась наша дружба, были выработаны годами. Посредством жизненного и мужского опыта. Мы были дружны и когда были холосты, и уже семьями, - рассказывает мой собеседник, ведущий солист ХМТ, народный артист Хабаровского края Денис Желтоухов. – Совместная работа никогда не мешала нашему общению вне сцены. Мы могли по причине недопонимания на работе, мягко говоря, разругаться в хлам. Но при этом отчетливо понимали, что, выходя за дверь с надписью «Служебный вход», будем совершенно спокойно общаться и обсуждать планы на вечер, не вспоминая эту ссору. Мы его долгими годами выработали, этот принцип дружбы. Работа не должна мешать личным взаимоотношениям.
Дружба двух таких разных артистов зародилась на студенческой скамье. В Хабаровске Владислав Павленко, уроженец Магнитогорска, проходил срочную службу в штабном оркестре ВВО. Как-то, во время очередной увольнительной, он пришел в музыкальный театр. И понял, что хочет служить здесь. Еще будучи на военной службе, Влад прошел прослушивание и был принят на должность артиста хора. Через полгода, отслужив срочную, он пришел сюда работать на постоянной основе.
- Дослуживал Влад в армии уже будучи артистом и музыкального театра тоже. Его отпускали на репетиции. А потом в спектакле «Цыганская любовь» Легара ему дали роль простака Каэтана. И с этого началась его карьера. Когда в театре внезапно заболел Стас Боридко, а он играл тогда все ведущие партии простаков, Влада в срочном порядке начали вводить в спектакли. И как раз через полгода отец набирал курс в институте культуры. Мы оба пришли туда учиться, и там наше знакомство переросло в крепкую дружбу, - вспоминает Денис. – Нам судьбой было подарено, что мы никогда не конкурировали ни в жизни, ни на работе. Играли в одних спектаклях, но разные роли. Мы не делили женщин. Мы научились друг друга понимать. денис желтоухов хабаровск
- У вас были свои фишки, понятные только вам?
- В этом смысле мы достигли такого мастерства, что понимание происходило на интуитивном уровне. Мы понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Это и есть дружба. В спектакле, где мы были заняты, было очень легко продвигаться по сценарию. Режиссеры любили с нами работать, с нашей троицей - я, Таня Маслакова и Влад, потому что мы позволяли себе на спектаклях импровизировать. В контексте спектакля, разумеется, всегда делали это грамотно, что нравилось и публике, и режиссерам. Сегодня уже десять лет, как нет Влада, и это так и осталось невосполнимой потерей.
- Вы ведь с Владом очень разные?
- Мы очень разные. Он часто в шутку говорил: «когда мы доживем до пенсионного возраста, ты будешь директором театра, а я худруком». Потому что директор должен орать на всех и добывать деньги, а художественный руководитель отвечать за творческий процесс, - смеется Денис. - Возможно, что так оно могло и быть. денис желтоухов хабаровск
Два бойца
- А была у Влада любимая роль?
- Любимая? – переспрашивает Денис и уже через секунду молча показывает на афишку знаменитого спектакля «Два бойца». - Любимая роль - это точно, сто процентов. Это прям детище. Мы очень много приложили к этому спектаклю усилий, много придумывалось, над аранжировкой думали. Идея Влада сделать дабл-трек в нескольких номерах, когда играет фонограмма и одновременно «живой» оркестр. Такой голливудский или даже бродвейский вариант. Это было технически сложно, тогда никто здесь такого не делал. И вообще мы много ночей не спали, чтобы сделать этот спектакль таким, каким он получился. Это был интересный творческий проект и процесс. Хотелось бы, чтобы у каждого артиста в карьере такой спектакль был.
- Как Влад относился к своему успеху?
– В плане славы он был человек скромный. Спокойный и скромный. Ему не нравилось, когда какой-то ажиотаж вокруг него. В 2005 или в 2006 году мы были во Владивостоке на гастролях. Они были очень удачными: много номеров, интерес зрителей и прессы огромный. И он жутко нервничал. Я тоже, кстати, не люблю излишнее внимание. В этом мы похожи. И вообще Влад был такой внутренне собранный, дисциплинированный. Он ведь человек военный. До последнего служил также и в ансамбле песни и пляски округа по контракту. И это выработало в нем некую форму поведения и отношения к жизни вообще. Это определенная закалка. Он был человек невероятно терпеливый и терпимый, в отличие от меня. Иногда он видел в артисте то, чего не вижу я, что человеку нужно время, чтобы раскрыться. У него была такая режиссерская способность - видеть.
- Влад, насколько мне известно, хотел в дальнейшем заняться режиссурой?
- У него были для этого все задатки. И довольно талантливо он смотрел на вещи. Но… Его детское желание парить в небесах… По большому счету все началось с парапланеризма. И на эту тему мы не раз ругались с ним. Он мог перед спектаклем летать на парапланах. Мне это не очень понятно было с точки зрения актерской ответственности. «Если что-то случится, а ты один на роли?», - спрашивал я его. Но ответов было немного или они сводились к тому, что это безопасно. Но я этого «безопасно» не видел.
Небо, самолет, судьба
- Откуда вообще у Влада это желание - летать?
- Не знаю, - разводит руками Денис. - После школы он хотел поступать в летное училище, но не прошел медкомиссию. У него было высоковатое давление. Летчиков у него в роду не было. Поэтому даже не знаю, почему он так хотел летать.
- Вы никогда не говорили о том, что он хотел поставить как режиссер?
- Нет. Не говорили. Но я знаю, что ему очень нравился американский мюзикл «Оклахома». Он очень много смотрел его, идея в его голове явно присутствовала.
- Есть что-то фатальное в его гибели?
- Какой-то фатализм, наверное, есть. Совпадений странных очень много. Я стараюсь не думать об этом, потому что сразу становится тяжело, возвращаешься назад, в тот день. В сорок лет он осуществил свою мечту. И что-то его тревожило в последнее время. Какие-то мысли. Это ощущалось везде. И на посиделках, и на репетициях. И даже в Хабаровске, находясь уже в зоне вылета, он вдруг сказал, что не хочет лететь. Там, в Чехии, он, конечно, был счастлив! Мы созванивались по скайпу, и он рассказывал с восторгом о том, что делал, чему научился. Его категорически не устраивала ценовая политика на сигареты в Чехии, - смеется Денис. – А вот о том, что там с ним происходило в летной школе, он говорил с удовольствием. Но совпадений многовато. Вы знаете, что в это день в Пльзене погибли два Влада Павленко? Оба обучались в летных школах. И оба разбились на самолете. Поэтому сначала мы долго не могли разобраться, что происходит. Когда позвонили туда в посольство, нам сказали данные другого погибшего, который обучался в соседней летной школе. Совпадение, конечно, мистическое.
- Сегодня в театре, в новых постановках, есть роль для Влада Павленко?
- Конечно. Влад был колоссального уровня артист. Я думаю, что в любом театре посчитали бы за честь, если бы такой артист появился в труппе. Он мог играть и комедийные, и драматические роли. Десять лет прошло, а мы до сих пор не можем войти в колею.
- Денис Игоревич, в СМИ появились публикации о том, что могила Влада находится не в лучшем состоянии…
- Да, я видел. Но думаю, что прежде, чем публиковать такие материалы, стоило хотя бы позвонить в театр и уточнить, в чем суть проблемы. Там действительно приподнялась плита. В прошлом году был проведен капитальный ремонт. Но проблема в том, что под плитой корень дерева. Чтобы его убрать, необходимо заказывать спецтехнику. Она должна плиту приподнять, нужно выкорчевать корень, потом залить бетоном. Все это время, пока бетон будет застывать, кран должен держать плиту. Это как минимум четыре-пять часов. Оплата почасовая. У театра просто нет таких средств. Сейчас руководство думает, как нам с этой проблемой справиться. Будем решать. Но, полагаю, что решать ее надо на более высоком уровне.
- Спасибо за беседу.
Екатерина Дроздова Фото из архива музтеатра
- Путь от врача до художницы: Ольга Бельды и её жизненное кредо - по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен