Динозавры, петроглифы, чжурчжэни: зачем школьникам история Дальнего Востока
Как модернизировать Большой Уссурийский остров, можно ли бороться с «черными археологами» и как, играючи, изучить историю Дальнего Востока – этими, порой совсем недетскими проблемами озаботились участники первого краевого исторического конкурса среди педагогов и школьников. И к некоторым идеям вполне могли бы прислушаться даже наши руководители! исследование Хабаровского края
Всё началось с учебника
Вдохновение приходит по разным причинам. В этот раз у школьников и педагогов оно появилось благодаря первому краевому конкурсу «История Дальнего Востока России в древности и средневековье». Казалось бы, что интересного могло происходить в такие далёкие времена на ДВ?
Об этом с лёгкостью могут рассказать хабаровские педагоги Марина Романова, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель в пединституте ТОГУ и Ольга Стрелова, доктор педагогических наук и профессор. Они посвятили этой теме целый учебник. Он называется точно так же, как и конкурс, и не случайно. Именно с опорой на этот материал многие участники создавали свои труды.
Помимо 29 детей в работу включились 27 педагогов. Все они живут в 11 населённых пунктах края. И многие из них приехали в Хабаровск на закрытие конкурса. Там же выступили призёры и победители. Их наградили памятными подарками от издательства «Русское слово», краевого регионального отделения «Русское географическое общество» и музея имени Н.И. Гродекова.
Если говорить о конкурсных работах, то популярными героями и сюжетами стали каменная черепаха на улице Шевченко, динозавры и доисторические времена, петроглифы и личины, Большой Уссурийский остров и настольные игры по дальневосточной истории.
Дети поработали в разных форматах, всё-таки современное поколение. Это были рисунки и поделки, мультимедийные презентации, проекты, настольные игры, творческие задания по учебнику, интерактивные карты и видеоролики. Педагоги тоже боролись за призы, но они разрабатывали методички и рабочие тетради для урочной, внеурочной деятельности. Что из этого вышло интересного?
Мечты об острове
Школьницы Марина Лобко и Света Шкарина из посёлка Эльбан Амурского района перебрали больше 800 памятников археологии в крае. Но для работы выбрали остров археологических сокровищ. Они разработали концепцию исторического музея на Большом Уссурийском острове.
Ученицы нарисовали проект здания, где будут экспозиции о жизни людей покровской культуры, о корсаковском могильнике, о повседневной жизни амурских чжурчжэней и о «городе мастеров». Они также подробно расписали предметы, которые будут находиться в четырёх залах учреждения. А после этого составили буклет будущего музея.
Нарисовать и придумать можно, конечно, всё, что угодно. Но шестиклассницы не останавливаются на достигнутом. Они планируют нарисовать 3D-макет внутренних помещений музея, чтобы поднять вопрос на более высоком уровне.
Если на минутку спустимся с небес на землю, то вспомним, что до музея ещё надо по какой-нибудь дороге доехать. Сейчас создано больше десятка концепций по развитию острова. И пока ни одна не получила команду «на старт». Кстати, врио губернатора края Михаил Дегтярёв недавно поднял вопрос о Большом Уссурийском острове и озвучил его на встрече с президентом РФ. На дорогу врио попросил три млрд рублей, а на отсыпку защитной дамбы – около десяти миллиардов.
Таким образом, каждый думает об острове на своём уровне возможностей. Мы же будем надеяться, что планы чиновника и школьниц из Эльбана дождутся своего часа.
Следить за объявлением подобных конкурсов можно на ресурсе: https://konkyrs27.wixsite.com/nashe-budushee.
От металлургии к настольной игре
А вот Егор Журавлёв из сельской школы Эворона Солнечного района задумался о значении металла в жизни общества. На примере развития металлургии древнего государства чжурчжэней школьник и построил свой исследовательский труд. На эту тему, по словам девятиклассника, нет полноценных доступных монографий. Поэтому он и его куратор систематизировали материал одними из первых.
Известно, что этот племенной народ жил в X-XV веках на территории современного Китая, КНДР и Приморского края России. Образцом для подражания у чжурчжэней стала китайская металлургия. Благодаря особым приёмам уже тогда умели железо выплавлять, ковать, шлифовать, науглероживать и сваривать. На высокий уровень цивилизации чжурчжэней указывает обмундирование воинов и их оружие.
В ходе работы у парня появились вопросы, на которые он планирует ответить в следующих исследованиях. К примеру, можно ли воссоздать процесс получения железа чжурчжэньскими металлургами, сравнить изображения воинов с данными археологов и выяснить - встречаются ли доспехи древнего народа на берегах Волги, если известно, что после разгрома империи эти племена кочевали с монголами.
Чтобы связать историческое исследование с современностью, Егор с одноклассницей разработал памятку по охране памятников в Хабаровском крае. Таким образом школьники попытаются пресечь деятельность «чёрных археологов», чтобы сохранить ещё не найденные образчики.
И последний нестандартный подход к конкурсной работе проявила Катя Кузнецова, ученица школы в городе Николаевск-на-Амуре. Она составила 12 вопросов на основе учебника истории Ольги Стреловой и Марины Романовой, нарисовала поле для настольной игры и придумала правила.
Затем она, предложив сыграть в эту игру, проверила знания у семиклассников. Они узнали новое и освежили известные факты в памяти. Игра будет применяться на других уроках в школе. Заметим, что познавательный формат настольной игры можно применять почти в любой области. исследование Хабаровского края
Такие конференции лишний раз дают понять, что молодёжь интересуется историей Дальнего Востока. Созданные для конкурса проекты школьники не бросают, а продолжат развивать. Вы можете ознакомиться с лучшими работами на сайте «Наше будущее – Хабаровский край». исследование Хабаровского края
Фото организаторов,
главное фото: петроглифы Сика-Аляна, travel.khv.ru
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен