Как получать удовольствие от преподавания в школе и хорошо зарабатывать
Хабаровчанка Дарья Прокопьева – молодая учительница, которая зарабатывает около 50 тысяч рублей в месяц. Её доход складывается из нескольких видов преподавания китайского языка. В рамках проекта OpenSpace, который проходит в торгово-развлекательном центре «Броско Молл», она рассказала, почему любит свою профессию. профессия учитель
Организаторами мероприятия стало сообщество молодых учёных OpenSpace. Они предлагают площадку для общения на научно-популярные темы – устроить лекцию или дискуссию на интересующую тему. Для этого нужно связаться с организаторами в соцсетях Инстаграм или «Вконтакте» и предложить свою идею. На первой встрече участники говорили о биткоинах, а на второй ведущий Евгений Поздняков и молодой педагог Дарья Прокопьева устроили интервью-дискуссию на тему «Моя профессия – учитель».
Молодая девушка знает китайский язык на пятом уровне из шести возможных по стандартам HSK (квалификационный экзамен по китайскому для неносителей языка – прим.авт.). Но, окончив ПИТОГУ по специальности «Лингвистика», Дарья не захотела стать переводчиком, а выбрала работу в школе. Предлагаем разобраться в нюансах её призвания.
Спонтанность или Судьба
– Я знаю, что ты из Иркутска. Расскажи, почему Дальний Восток, почему Хабаровск, и почему педагогический университет?
– Так сложилась судьба. Когда я выпускалась из школы, то было сложно сориентироваться, какой будет моя будущая профессия. И тогда мы с моим молодым человеком, а сейчас уже мужем, решили поехать в Хабаровск. И я решила, что раз Хабаровск, значит, китайский язык. На тот момент это казалось логичным решением, да и сейчас я так думаю.
– То есть никакой предыстории с китайским языком у тебя не было? Всё получилось спонтанно?
– Вообще не было предыстории! Сейчас я сама себе удивляюсь, как я стала учить китайский язык, не имея о нём представления. Просто решила окунуться во что-то новое, абсолютно сложное. Как бы такой вызов себе поставила. Забегая немного вперёд, скажу, что я об этом не пожалела, и это решение было правильным.
– Ты два раза была на стажировке в Китае, как туда попасть? Как это отразилось на твоём уровне китайского языка?
– Обе стажировки, на которые я ездила, были полугодовыми. Всё это произошло, благодаря университету, который стимулирует студентов, чтобы они изучали и ездили в страны изучаемых языков. Я думаю, что эти стажировки стали одним из важных факторов, почему я продолжила изучать китайский язык, почему он мне понравился. Но я видела, как другим студентам, которые со мной ездили, было тяжело. Надо пробовать, а потом решать – нравится или нет.
«Хочу только с вами!»
– Те, кто поступает на специальность «Востоковедение», по большей части понимают, что они станут переводчиками. Эта профессия представляется чем-то высокооплачиваемым. И ты, зная китайский на высоком уровне, всё-таки решила преподавать. Почему?
– У меня есть опыт работы и письменным, и устным переводчиком. Исходя из этого, я сделала вывод, что мне больше нравится преподавание. Там больше творчества, чем в переводческой деятельности.
Есть романтическое представление о переводчиках, что они постоянно путешествуют, каждый день в новой стране, общаются с людьми, переводят и при этом зарабатывают огромные деньги. Конечно же, это не так. Я думаю, что 70–80 процентов работы переводчика – это письменные переводы. А это означает, что ты сидишь и смотришь в компьютер целый день и переводишь тексты.
Монотонная работа не для меня, и это главный фактор, почему я не пошла в переводчики, мой выбор пал в пользу профессии учителя.
– Как началась твоя карьера преподавания? Где ты работала?
– Начала работать в качестве репетитора, потому что это была самая удобная профессия, которую можно было совмещать с учёбой. Потом работала в одной из языковых школ в Хабаровске. На данный момент я работаю в двух общеобразовательных школах. И ещё у меня есть репетиторство.
– Есть ли в твоей практике случаи, когда ты почувствовала себя гордой, что пошла в профессию не зря?
– Самое главное, что меня заставляет гордиться – это когда ученики возвращаются ко мне. Например, мы занимались, потом по каким-то причинам у нас занятия закончились. Но ученики возвращаются с такой формулировкой: мы хотим только с вами заниматься. Это оценка моей работы. Самый яркий пример – люди переезжают в другой город, но они продолжают занятия со мной.
Как не «выгореть» на работе
– На твой взгляд, хороший преподаватель – это человек, который даёт знания сугубо по заданному предмету, или всё-таки это человек, который стремится развить личность ученика в целом?
– Конечно, который стремится развить личность. Особенно, если мы говорим о детях, то это однозначно. Что касается личностного развития, то я всегда радуюсь, когда ребёнок готов со мной поделиться, спросить совета или просто, чтобы его выслушали. Потому что иногда бывает так, что родители отмахнулись, а друзья тоже не особо готовы слушать проблемы.
А учитель может стать таким человеком, который поможет в чем-то, даже просто тем, что послушает.
– Подытожим: идеальный учитель – кто он?
– Это тот, кто не устал. Если учитель устал, то у него не горят глаза, ему не хочется работать. КПД (коэффициент полезного действия – прим.авт.) этого занятия будет нулевым, а иногда отрицательным. Главное умение учителя – поддерживать себя в работоспособном состоянии. У меня девиз такой по жизни: я делаю только то, что мне нравится.
– Что делать преподавателю, чтобы не устать?
– Есть несколько способов набираться энергии, например, общаться с коллегами. Ещё один хороший способ: подзарядить свою батарейку от детей. У меня бывает такое, что я иду в не очень хорошем настроении на урок, а после него - такой прилив сил! Это дорогого стоит, потому что нечасто случается.
Делай – тогда будет
– Что служит причиной угасания человека в профессии учителя?
– У каждого свои причины, нельзя выделить единой, потому что если бы она была, тогда было бы легко решить эту проблему. Мне кажется, во-первых, неумение распределять себя в плане своей энергии. Многие учителя, отработав несколько лет, просто выгорают. Потом, наверное, материальный фактор. Но я хочу сделать упор на том, что нужно самому что-то для этого делать. Конечно, вы придёте в школу, и у вас там будет зарплата 20 тысяч рублей, и вы начнёте жаловаться... Вы что-то делайте, чтобы увеличить свой доход! Нужно самим находить эти возможности, многие люди этого делать не умеют.
– Актуально ли мнение, что перспективные молодые люди не хотят идти по преподавательской стезе из-за низкой зарплаты. Это действительно так?
– Есть такой стереотип, и такое мнение не безосновательно. Это достойно оплачиваемая профессия, если ты в ней работаешь, то ты и зарабатываешь. Поэтому советую всем не слушать других, особенно негативные отзывы. Просто человек мог попасть не в ту школу, не в тот коллектив, и вообще, может, не в ту профессию.
Давайте слушать положительный опыт и сами пробовать!
– Сколько ты зарабатываешь?
– Многие считают, что профессия учителя высоко духовная, что говорить о деньгах как-то ужасно. Я считаю, что нет. Мой доход на данный момент в среднем 50 тысяч рублей в месяц. Для начинающего учителя по сумме всей моей занятости это вполне себе неплохо. Я рассматриваю это как старт, дальше – больше. И сейчас я ещё учусь в магистратуре.
Деньги тоже важны и нужны
– Могут ли идеалистические факторы, как возможность воспитать человека, превзойти материальные факторы в нашем современном молодёжном обществе?
– Думаю, что нет. Сейчас у нас такое общество, его ещё называют обществом потребления, которое сконцентрировано на деньгах. Я ничего не вижу в этом плохого, это просто очередной этап развития общества. Например, каких-то 30–40 лет назад, может быть, деньги были не так важны. Потому что сейчас ты можешь на них гораздо больше себе позволить – поехать за границу, купить что-то себе. Поэтому я думаю, что деньги очень важны. Нацеливаться надо, что я хочу здесь зарабатывать и делать действия, с этим связанные. А не ждать, что тебе сразу выпишут зарплату огромную, такого не будет. Идеалистические факторы тоже не менее важны, потому что не всё в этой жизни оценивается деньгами. профессия учитель
Деньги ещё можно вкладывать в своё образование – это мой потенциал.
– Что нужно сделать, чтобы поднять общий престиж карьеры учителя?
– Я считаю, что наше мероприятие этому хороший пример. Надо как можно больше показывать хороших случаев. На Youtube (видеохостинг в Интернете – прим.авт.), если наберёшь такой запрос «учитель в общеобразовательной школе», то 90 процентов видео будет о том, «как я проработал три года в школе и уволился». То есть негативных примеров очень много, но я считаю, что и положительных примеров тоже немало. Нужно на них обращать внимание молодёжи, даже в вузы их приглашать для общения со студентами. профессия учитель
Такие позитивно заряженные люди, как Дарья Прокопьева, встречаются редко. Самое время взять лучшее и поверить в то, что, если делаешь какое-то усилие, всегда получишь результат. профессия учитель
Фото автора и Андрея Гавриша
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен