Воспитание чувств: как стать глазами невидящего, знает библиотекарь Татьяна Новоженина
Когда Татьяна Новоженина пришла в школу-интернат 2, то сразу поняла, что здесь нельзя работать плохо. Дети с нарушением зрения требуют особого подхода, а добиться доверия у них довольно сложно. Поэтому Татьяна Борисовна старается стать для детей коллегой, помощником и другом. Она рассказала о воспитании детей через книгу, о проектах, в том числе, радио. Уж такого досуга в школе точно не ожидаешь. школа-интернат Хабаровск
Я стала их глазами
Татьяна Новоженина работает в КГБОУ ШИ 2 больше 12 лет. Сначала она была заведующей библиотеки, а теперь она педагог-библиотекарь в информационно-библиотечном центре. После переименования у нового структурного подразделения стало больше работы. С этого учебного года Татьяна ведёт курс внеурочной деятельности для учеников начальных классов по духовно-нравственному воспитанию.
– Через книгу показываю мир с его добротой, красотой. Учу их быть добрыми, терпимыми и позитивно относиться к жизни, - говорит моя собеседница.
Наша героиня родилась и выросла на Сахалине, в городе Макарове. Там был невелик выбор, где продолжать учёбу. Поэтому в 17 лет Татьяна переехала в Хабаровск, поступила в хабаровский государственный институт культуры и отучилась на менеджера информационной библиотечной деятельности. Она устроилась библиотекарем в ЦБС (Центральная библиотечная система). Но проработала там недолго, филиал сократили, и она ушла в библиотеку для слепых.
Молодого специалиста научили основам общения со слепыми людьми, которые читают книги с помощью шрифта Брайля, иначе мыслят, воспринимают и ощущают мир.
– Там я познакомилась с выпускниками нашей школы для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, которые задали мне новый фронт работы. Незрячие учились в институтах на логопедов, олигофренопедагогов и психологов. И я стала их глазами, когда мы с ними осваивали фонды научной библиотеки. Моя ученица Анна Коржова окончила пединститут с красным дипломом. Я была очень рада, как будто его мы получили с ней вместе, – вспоминает с улыбкой Татьяна Борисовна.
Книги для зрячих в научной библиотеке особенные студенты читали с помощью тифлофлешплеера. Это специальное устройство для чтения «говорящих» книг в тифлоформате. По итогам работы собралась хорошая подборка литературы по разным областям знаний, которую Татьяна оформила в электронную базу данных.
В 2007 году уже опытного работника отправили в командировку в столицу на обучение. Там Татьяна бесплатно в течение трёх месяцев получала образование по специальности «Тифлобиблиограф». Были экскурсии, лекции, встречи с творческими незрячими людьми… Тогда Татьяна Новоженина поняла, как «видят» мир слепые люди с позиции тифлопсихологии.
Психология (не)зрячего
После обучения в Москве Татьяна перешла работать в школу-интернат 2. Здесь жизнь оказалась более динамичной, чем в спокойной библиотеке, куда приходят люди с уже сформировавшимися запросами и мировоззрением. А в школе Татьяна участвует в формировании этого мировоззрения, в развитии ребёнка с помощью книг.
– Я быстро адаптировалась на месте, здесь была полная взаимовыручка, любовь и понимание. Я поняла, что не смею работать плохо, спустя рукава, – рассказывает Татьяна. – Любому человеку - пришёл он за книгой или советом - надо улыбнуться. Я отношусь к детям с уважением, зову всех по имени-отчеству - что первоклассников, что выпускников школы. А когда мы с каким-нибудь ребёнком работаем вместе над проектом в течение года, то я начинаю называть их по именам. Это значит, что мы уже команда, не можем подвести друг друга или предать.
Отвечая на мой вопрос, какие дети учатся в школе-интернате, и как с ними получается общаться, Татьяна признаётся, что у незрячих людей очень трудно добиться доверия. Они стесняются и закрываются. А если кто-то забегает в библиотеку, чтобы проплакаться от обиды, то Татьяна Борисовна найдёт нужные слова поддержки.
– Я объясняю, что им никто навредить не хочет. Никто не проснулся с мыслью утром: «А не сделать ли мне этому человеку плохо». Тот человек, который тебя обидел, может быть, сделал это не со зла, не подумал, что обидит. Может, просто невнимательность. Он кинул слово, а тебя зацепило, и ты страдаешь. А на самом деле, это проблема, надуманная тобой, её нужно просто отпустить. Не было вселенского заговора против тебя. Поверить в себя и в свои силы, позитивно посмотреть на жизнь – это всем надо, а нашим деткам особенно.
Тихие просмотрщики
Но основная цель, зачем дети приходят в школьную библиотеку, остаётся чтение. Книжный фонд комплектуется регулярно и грамотно, по словам Татьяны. Здесь есть обычные книги, с укрупнённым шрифтом, а также написанные с помощью шрифта Брайля. Однако, благодаря федеральным программам «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа», обучение учеников переходит в интернет-пространство.
– Открылся доступ к электронным базам данных всероссийских библиотек, а также на «Литресе» (библиотечный каталог современной литературы в электронном формате – прим.авт.). Мне, зрячей, сложно объяснить слепому человеку, как ориентироваться в интернете. Поэтому я сотрудничаю с библиотекой для слепых, где два незрячих специалиста – Евгения Сосновская и Валерия Михайлова – помогают им постигнуть пространство всемирной паутины. Ещё мне в этом помогает наш выпускник Игорь Веселков, – рассказывает моя собеседница.
В интернете много соблазнов, поэтому, как считает Татьяна, дети откладывают книгу в сторону и уделяют время приложениям YouTube, «Тик Ток» и WhatsApp. Проблема в том, что школьники не знают, что сказать в своих соцсетях, потому что они ничем не наполнились, мало читали и стали эдакими тихими просмотрщиками.
– Я постоянно ищу на интересных детям платформах конкурсы, чтобы заинтересовать их чтением. Сейчас нашла краевой престижный конкурс, где нужно по сказкам Андерсена написать фанфики (любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений – прим.авт.). А для того, чтобы написать фанфик, надо внимательно прочитать произведение. Конкурсы и викторины детям интересны, они хотят выигрывать, получать грамоты и подарки, – говорит Татьяна Борисовна.
О трёх проектах
За свои годы работы в школе-интернате 2 Татьяна Борисовна развила три направления внеурочного досуга детей. И первое из них – издательское дело. Для этого пригодился запылившийся на складе аппарат для «выпучивания» картинок.
– Три года назад ко мне подошли дети с просьбой самостоятельно издать книгу о машинках. Мы готовили её два года. Дети прошли все этапы создания книги. Мы печатали её с использованием шрифта Брайля, исправляли по семь раз каждую точку. А затем с этим проектом в 2018 году победили на краевом конкурсе в номинации «Лучший информационно-библиотечный центр» среди коррекционных учреждений, – вспоминает Татьяна.
За победу педагогу-библиотекарю выдали денежную премию, которую она потратила на следующий проект для своих учеников – радиорубка. Татьяна закупила всё необходимое, осталось найти помощника, кто научит пользоваться спецтехникой. Поначалу им стала радийщик с «Востока России» Индира Эктова, но она переехала в Москву, и дети остались без преподавателя.
В школе-интернате 2 ищут волонтёра-радийщика, который поможет детям создавать свой уникальный контент.
Однако радио «Да» продолжает работать. Дети придумали свои рубрики: спорт для незрячих, мода, бабушкины сказки. Записанные передачи транслировались в коридорах школы. Выпускник Игорь Веселков выкладывает готовые выпуски в соцсети «Вконтакте». школа-интернат Хабаровск
Начинающие журналисты даже готовили радиопередачи о приезде невидящего дзюдоиста Виктора Руденко. Когда-то парень учился в школе-интернате 2, а теперь он – чемпион мира в командных соревнованиях, которые прошли в Германии. Такие примеры очень вдохновляют слабовидящих школьников. школа-интернат Хабаровск
Третий проект Татьяны называется Клуб юных читателей «Помоги увидеть мир». Она ведёт шесть групп школьников, с которыми читает, обсуждает, сочиняет и разыгрывает сценки по известным произведениям. школа-интернат Хабаровск
На своей работе, которую Татьяна считает самой обычной, в 2019 году она победила в краевом конкурсе «Лучший информационно-библиотечный центр» в Хабаровском крае. школа-интернат Хабаровск
Вне рабочей стихии педагог-библиотекарь подаёт хороший пример своим трём детям и десятимесячной внучке. Татьяна Борисовна выращивает в домашней оранжерее фрезии – ароматные маленькие гладиолусы. Также любит активный отдых:кататься на лыжах, плавать в открытом бассейне зимой и летом, ходить дикарями в походы, прыгать зимой в прорубь. Глядя на Татьяну, понимаешь, что детям из школы-интерната 2 очень повезло со старшим наставником.
Фото автора и Т. Новожениной
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен