Память, говори! Курсы для развития мозга у пенсионеров
Что такое память? Это нейронные цепочки, которые, если их не использовать, то они разрушаются. Чтобы этого не допустить у людей старшего поколения, хабаровчанка и психолог Екатерина Верин-Галицкая разработала вебинар и курсы «Развитие памяти 55+». В них входят и лекции, и занятия, и упражнения, и настольные игры, и книги. Все средства хороши, когда хочется оставаться здоровым и телом, и головой.
Энергозатратный мозг
До того, как начать работать с пенсионерами Екатерина Верин-Галицкая получила высшее экономическое математическое образование, преподавала ментальную арифметику детям. А потом решила, что методику можно взять за основу курсов для людей старшего поколения. Для этого она получила высшее психологическое образование и разработала авторский курс «Развитие памяти 55+». По этой же теме она читает лекцию. Она и стала основой для недавнего вебинара, который Екатерина провела в формате онлайн. В нём участвовало около 24 человек из разных городов страны.
В вебинаре поднимались темы о работе когнитивных способностей – внимание, память, мышление и воображение. А также, какие есть благоприятные факторы для развития мозга. Екатерина дала рекомендации, какие можно почитать книги на эти темы, и в какие настольные игры играть как одному, так и всей семьёй.
Екатерина Александровна начала с того, что процесс старения заложен природой. Доказано, что процесс старения мозга начинается с 20 лет, но за счёт избыточного количества нейронов, данные процессы становятся заметны только в 50, 60 или 70 лет. Тем не менее, пусть это и естественный ход жизни, но на темп старения и активность мозга можно влиять.
– Мозг можно представить, как шкаф, в котором много разных полочек. Везде на них стоят или лежат разные книги, папки и листы. А информация в нашей голове не систематизирована. У нас задействованы разные части мозга, и информация хранится в них разрозненно, и что, когда в какой момент «всплывёт» в памяти – непонятно, – продолжает знакомить Екатерина с главным предметом данного вебинара.
К тому же, в отличие от статично стоящего шкафа в квартире, данная система в нашем мозгу очень энергозатратна. Порядка 25% энергии, в целом, которую мы тратим, израсходуется на работу мозга. Поэтому если у мозга есть возможность «схитрить» и сэкономить энергию, то он это сделает. Отсюда в жизни есть привычки и знакомый «автопилот», когда в одном и том же повторяющемся деле не включается мыслительный процесс.
В любом случае, наш мозг работает с информацией, которую 80% человек получает визуально. Связываем все факторы воедино и получаем, что умение создавать в голове образы помогает развивать образную память и ассоциативное мышление. И человеку это посильно.
Ассоциации против рутины
С одной стороны, привычки и «автопилот» охраняет мозг от перегрузок. Но, с другой стороны, это мешает осознанности. Сможете ли вы ответить на вопросы: о чём была последняя книга, которую вы прочитали? Или что ели на завтрак, и какого вкуса была пища? Когда человек обращает внимание на повседневные мелочи, то это отгораживает его от рутины, наполняет жизнь смыслом и, конечно, развивает память и мышление.
Некоторые возразят и скажут: а зачем мне надо обращать внимание на проходящих мимо людей, и что за цветы распустились на клумбе около подъезда? Но это есть хорошая привычка замечать и обращать внимание.
Екатерина Александровна приводит три метода от повседневной забывчивости. Первый метод фокусировки – сознательное включение внимания на то, что хочешь запомнить. То есть, например, повторять постоянно имя человека, с которым только что познакомился.
Второй метод называется «Римская комната». Он заключается в том, что ту информацию, которую мы хотим запомнить, мы размещаем либо в комнате, либо в помещении, либо проводим по известному человеку маршруту.
Третий метод ассоциативного мышления, когда к имени человека придумываешь ассоциацию. К примеру, девушку зовут Алиса. Это имя героини из сказки Льюиса Кэрролла.
Есть четыре правила ассоциативного мышления: 1) когда мы хотим что-то запомнить, мы подключаем эмоции; 2) когда мы запоминаем, то очень важно объекты связывать между собой с помощью движения; 3) подключать органы чувств при запоминании; 4) невероятность истории– чем невероятней история, тем она лучше отложится в памяти.
Если это кажется сложно, так именно в этом и сесть суть развития. По словам Екатерины, если мы берёмся за что-то новое, и у нас получается не так ловко, как хотелось бы, то это зона развития. Мозг напрягается, значит, надо продвигаться дальше.
Настольные игры для всех возрастов на развитие реакции, памяти и внимания: «Дуббль» (можно играть одному), «Кортекс», «Головоноги» и любые мемори-карты.
Развитие памяти: тело и мозг работают вместе
Как известно, просто так ничего не заработает. Когнитивные тренировки входят в состав комплекса упражнений. Поэтому к занятиям на память надо подключать тело. Екатерина называет благоприятные факторы, которые могут повлиять на развитие мозга.
– Активная жизненная позиция. – Открытость новому. Понятно, что с возрастом есть определённые привычки и желания. Очень сложно менять то, что устоялось годами и работает точно, как часы. Но надо с чего-то начинать, например, пойти в привычный магазин новым путём, попробовать заменить любимый продукт новой маркой. Открытость новому формирует новый когнитивный багаж. – Физическая активность в любом возрасте. Можно начать с зарядки по утрам. – Управление стрессом. Когда человек находится в стрессе, то память практически не работает. За всю жизнь нужно найти методы, у каждого человека они свои, как управлять стрессом, переключать внимание. Для этого ответьте на вопросы: что вас радует? Что вас может наполнить позитивной энергией? – Многозадачность. Мозг тратит энергию на переключение от одной задачи к другой. Обычно чувствуешь, что дмозгел сделал мало, а устал сильно. Если есть возможность, то лучше важные дела не прерывать ради выполнения каких-то мелких. развитие памяти – Качественный сон. С возрастом некоторых людей мучает бессонница, поэтому надо знать, в какое время удобно засыпать, чтобы большее количество часов было отдано сну, а не бессоннице. – Общение с «правильными» людьми. У каждого есть свое понимание «правильных» людей, но смысл сводится к позитивным людям, которые «вытягивают наверх», а не «тянут вниз». развитие памяти – Сбалансированное и правильное питание. Для мозга полезны орехи, фрукты, овощи, Амега-3, Амега-6.
В сентябре у Екатерины Александровны начинается онлайн-курс, во время которого все жизненные процессы людей старшего поколения будут приводиться в порядок. Кредо курса можно назвать таким: «Чем больше мы владеем своим телом, тем лучше работает мозг». А до осени есть время позаниматься самому и подготовить свой мозг к занятиям в группе. развитие памяти
Фото автора
Записаться на сентябрьский курс «Развитие памяти 55+» можно по телефону: 8-909-852-03-60 или на странице в социальной сети Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации) – @damozg. В курс входит 10 занятий в записи, 2 живых вебинара, 2 промежуточных контрольных встречи для индивидуальной проработки и рекомендаций. развитие памяти
Упражнение 1. Придумать больше десяти способов применения деревянного кубика.
Упражнение 2. Составить список из 10 пар слов, которые не связаны между собой (стол и попугай, дерево и космос и т.д.). Убрать список и на каждую пару слов придумать один образ, в котором сочетаются эти два слова. Попытаться запомнить все пары слов. развитие памяти
Упражнение 3. Попросить человека вырезать из газеты 20 слов. Запомнить их. А потом к ним добавить одно слово, которого не было. Вам нужно найти 21-е новое слово. развитие памяти
Рекомендация книг от Екатерины Верин-Галицкой:
- Гэри Смолл и Джиджи Ворган «Омоложение мозга за две недели» (методика на две недели, что нужно делать каждый день, чтобы тренировать мозг).
- Дэйл Бредесен «Нестареющий мозг» (врач описал природу болезни Альцгеймера и как её избежать).
- Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по луне» (Художественная книга про журналиста, который решил участвовать в чемпионате мира по памяти).
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен