Зелёная «копейка» и другие машины мечты Евгения Тараканова
Профессия хабаровчанина Евгения Тараканова всегда была связана с дорогами и автомобилями. Сейчас он на пенсии, и его хобби по-прежнему связано с этими двумя вещами. Увидеть его коллекцию автомобилей, наверняка, захотел бы каждый увлеченный техникой мальчишка, как и взрослый человек, выросший в Советском Союзе. Ведь встретить разъезжающие по городу «Жигули», «Москвичи» или мотоцикл «Урал» уже в диковинку. советские машины
– Первый автомобиль, который я приобрел, и с которого все началось – это зеленая «копейка» (так непрестижный ВАЗ-2101 «Жигули» именовали с конца 80-х годов в народе. – Прим. Ред.), – вспоминает Евгений. – А началось с того, когда я понял, что пора внукам рассказать и показать модели отечественного автопрома. Мое детство прошло в городе Сковородино Амурской области. Тогда самой крутой машиной считалась «Волга».
– Самый первый раз в своей жизни я самостоятельно проехал на ГАЗ-63 уже в четвертом классе, – говорит Евгений Тараканов. – Тогда я помогал шоферу ремонтировать этот грузовик, и он предложил мне сесть за руль! Потом в моей жизни были ГАЗ-69, а грузовик ЗИС-5 мы с одноклассниками целый год ремонтировали, а потом катались по школьной территории. Потом были мотоциклы, внедорожник «Нива», а «Волгу» купил старую и сам ремонтировал, ну а потом уже пошли иномарки - микроавтобусы, седаны, а теперь и джип, на котором я путешествую по стране.
***
У каждого его автомобиля своя история.
Обладателем ГАЗ-69, известного в народе как «газик»-вездеход, стал по чистой случайности – знакомый сказал, что продает машину, которая давно стоит у него на консервации. Евгений купил его и решил переделать, а поскольку такие машины в городе еще были, то и с запчастями проблемы не будет, решил он. Поменял двигатель на японский. Для этого специально купил «донора», с которого взял еще мосты и другие агрегаты. Да так и «увяз» в этих ремонтных делах. советские машины
Подготовил документы, сделал согласование по изменению конструкции. И начал ездить.
Хотел участвовать на ней в гонках-«тасках», но не рискнул в силу возраста. А на «таски» ездил посмотреть и понял, что все-таки это развлечение больше для молодых людей – кувыркаться в грязи, разбивая машину…
***
Зеленые «Жигули» 1981 года выпуска Евгений купил специально для внука. Машина была в нормальном состоянии. Правда, без тормозов и глушителя, но заводилась хорошо. Однако авто требовало ремонта, в том числе и косметического. Вместе с внуком и начали восстанавливать. Сделали ее уже современнее, парень-то молодой, чтоб не стыдно было перед друзьями. Диски купили литые, электронное зажигание, бампер заказывали аж из Ачинска. Ну а в целом кузов остался нетронутым, некоторые места подкрасили и машина на ходу. советские машины
В итоге «Жигули» после реставрации приобрели прежний блеск и лоск. Несмотря на годы, советский автомобиль все также уверенно держится на дороге. Ездят на нем всей семьей на природу, на городские мероприятия.
Еще для интереса Евгений хотел купить другие «Жигули» – ВАЗ-2103. Такая машина продавалась в Благовещенске. Но когда приехал забирать, сильно разочаровался – днище сгнило, машина требовала много вложений, да и по цене с хозяином не сошлись.
Ехать обратно без покупки желания не было, решил он поискать другую машину и нашел … «Жигули» ВАЗ-2101 (опять «копейка»)! Машина еще старше прежней – 1975 года выпуска. Зато все было в ней родное – даже зеркала и радио… Купил.
Евгений открывает капот и с гордостью показывает мне особенности первого поколения «копеек».
***
А в 2017 году увидел он объявление: в приморском Спасске выставлен на продажу «Москвич»-универсал. Хозяйка продавала машину со слезами на глазах. «Москвич» был дорог ей как память о муже. Небольшой пробег – всего три тысячи километров – свидетельство бережного отношения к этой «ласточке».
– Это ж была моя мечта молодости! – признается мне Евгений, стоя посреди огромного гаража, в котором царит идеальный порядок. – В 1987 году эту модель только начали выпускать, и я тогда только мог мечтать о такой машине. И вот спустя столько лет я стал-таки ее обладателем. Привез «Москвич» на грузовике, почистил, кое-что подправил, какие были неполадки - устранил. И вот она стоит тут у меня – на полном ходу, можно хоть сейчас ехать! советские машины
***
Пополнилась коллекция Тараканова и моделью советского мотоцикла «Урал». Мне кажется, для настоящего байкера – это просто ностальгия по молодости. Мотоцикл 70-х годов выпуска, родная краска, ни одной царапины и ржавой детали. Привезен три года назад из Еврейской автономии.
– С мотоциклами у меня своя история, – продолжает Евгений. – Еще будучи студентом, я подрабатывал шофером и мечтал купить мотоцикл «Ява». В Хабаровске его было не достать, а в Москве были специализированные магазины. Решили мы с товарищем в 78-м году в столицу слетать – специально за «Явами». Благо, тогда студентам были скидки 30% на самолет, и мы могли себе позволить билет туда и обратно. Искали мотоцикл конкретно с квадратной фарой, так было модно! Однако там не нашлось такого...
– Но мы решили полететь еще дальше, в столицу Советской Эстонии - в Таллин. На такси объехали там все магазины – нет таких мотоциклов! Вернулись в Москву, а там все мотоциклы, которые были, тоже раскупили, - до сих пор сокрушается Евгений. – Остались только марки «Чезет», это что-то из серии «Явы». Выбора не было, и я его купил. Оказалось, хороший мотоцикл! Долго на нем катался, потом, уже будучи женатым, продал его, родители добавили денег, и я купил автомобиль «Нива». А вообще в моей жизни были еще несколько «Восходов» и даже чехословацкий мотоцикл...
«Урал» Евгений купил для коллекции. Иногда выезжает на нем и сын, хотя у него есть японские мотоциклы. Но, по словам Тараканова, сын и на этом с удовольствием катается. «Урал», конечно, с японским и близко нельзя сравнивать. А чтобы его завести, еще нужно как следует попрыгать… советские машины
– Коллекционирование старых советских машин для меня в первую очередь ностальгия, молодость вспоминаешь, – признается хабаровчанин. – Один раз в год я на них по очереди выезжаю в город, далеко ведь на них не уедешь. И меня переполняют эмоции. Едешь по городу, так люди шеи сворачивают, сигналят!
Евгений Тараканов выезжает на своих авто на ретро-выставки, которые проводятся в городе. А после парада на 9 мая всегда проходит выставка техники, где он участвует со своими единомышленниками, бывает, устраивают и автопробеги.
По словам Евгения, содержание автомобилей обходится недорого. Ведь они для выходного дня – сел, прокатился, настроение улучшилось. Единственное обязательное условие – машины должны стоять в сухом гараже. В остальном владение необременительно. А удовольствия – масса!
Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен