Как понять учителя, или Педагоги заговорят с детьми на одном языке
Когда что-то в жизни не так, то принято искать причину в себе. Еще сложнее помочь эту причину найти в работе преподавателя. Разобраться в конфликтах между родителями, детьми и учителями помогает Дмитрий Верин-Галицкий, педагог-организатор регионального модельного центра допобразования. Для этого он отправился в село Восточное, где представил свою программу «Экология речи учителя». Как она помогает учителям? речь учителя
Речь учителя: грант для идей
В сфере образования Дмитрий Вячеславович уже более 30 лет. У него за плечами большой педагогический путь в роли учителя физики, информатики и педагога-внешкольника. В шутку он называет себя неправильным информатиком, потому что гуманитарные идеи в сфере воспитания и детско-родительских отношений занимают его больше, чем точные науки. При этом надо ещё совмещать роли мужа и отца троих детей. речь учителя
Впервые о возможности получить грант он узнал в учебном центре «Команда 27» (ныне «Молодёжный ресурсный центр»), где кандидатов на безвозмездную субсидию учат оформлять грантовую заявку.
– Моя жена Екатерина, находясь в декрете, узнала, что в «Команде 27» будут учить, как оформить заявку на получение гранта, а потом предложила мою идею подать на два гранта – краевой и президентский. Мы выиграли президентский грант в 2018 году, а через год ещё один грант с той же темой, – рассказывает Дмитрий. – Чтобы подать документы на получение господдержки, нужно не только их грамотно оформить, но и либо иметь свою некоммерческую организацию, либо найти организацию, которая готова взять тебя с твоей идеей под крыло. Первый сезон проекта «Экология речи учителя» у нас была именно такая ситуация. Затем мы зарегистрировали свою организацию. И второй сезон проекта уже проводим под своим флагом автономной некоммерческой организацией «Рука-в-Руке».
Лично для себя Дмитрий Вячеславович понял, что грант – это возможность делать то, что нравится, и не бесплатно. Потому что когда делаешь что-то на волонтёрской основе, то очень быстро опускаются руки, поскольку мы всё-таки живём в материальном мире. речь учителя
– У меня есть идеи, которые я знаю, что они важны. И я могу их представить так, чтобы другие люди тоже увидели их значимость, но для себя. В таких случаях грантовая тема действительно помогает, – закончил Дмитрий.
От претензии к служению
Тренинг «Экология речи учителя» проходит при поддержке фонда президентских грантов. Проект включает девять четырёхчасовых встреч с учителями школ Хабаровского края и итоговую конференцию участников проекта. Сам он называет свою программу для учителей интерактивным семинаром с элементами тренинга.
– Один из признаков нашего времени – здоровый образ жизни. Все понимают его по-разному – с позиции спорта, правильного питания, отказа от вредных привычек. Но есть ещё один подход – это здоровое мышление, которое управляет нашим поведением. У учителей основной инструмент педагогической деятельности – речь. Этому и будет посвящена наша встреча, – начал свою программу Дмитрий.
В основном, работа направлена на осознание феномена претензии в жизни и педагогической деятельности. Ну и, конечно же, учителя знакомятся с конкретными инструментами педагогического общения без использования языка претензии. речь учителя
Во время тренинга слово «претензия» звучало многократно. Дмитрий заметил, что чаще всего именно с этой позиции учителя общаются в школе с учениками: «Смирнов! Тебе что, трудно бумажку с пола подобрать?!», «хоть кто-нибудь бы обернулся и стулья поправил!», «я тут наизнанку выворачиваюсь, а ты тут с телефоном в обнимку!», «Петров! Миллион раз тебе говорила о деловом стиле! Что за штаны на тебе?! Они что, деловой стиль?». И таких примеров из повседневной жизни школы можно привести ещё больше.
Высказывания Дмитрий выбрал из своего многолетнего опыта работы в школе. Многим в аудитории были знакомы эти восклицания и вопросы. Все эти слова – претензия, то есть личное недовольство, когда ученик сделал не так, как хочет учитель. Сотрудники школы села Восточное приводили свои примеры претензий, отвечали на вопрос, как они связаны с гордыней. Выяснили легко, что гордыня – эгоизм, высокомерие, когда ставишь себя выше других.
Проблемы были видны на поверхности, но что с ними делать? Дмитрий Вячеславович объяснил, что противоположностью гордыне является служение. Даже тут учителя интуитивно предложили свои варианты «служения» – смирение, принятие, уважение и доброта. речь учителя
Связаться с Дмитрием Верин-Галицким можно по телефону 8-914-193-37-59 или по электронной почте: klub_argo@mail.ru. Ресурс для изучения: http://статьчеловеком.рф
Я вас понимаю!
Общие слова ведущий тренинга перевел на конкретный язык действий. Ведь, пожалуй, именно в поступках определяется человек. Оказывается, чтобы убрать претензию из жизни и прийти к служению, надо распознавать слова претензии и убирать их усилием воли. Некоторые тяжело вздохнули, мол, легко сказать. Тогда Дмитрий предложил учителям сформулировать свои правила общения без использования языка претензии. Директор школы похвалил коллег и предложил плакаты повесить в коридорах школы. Чтобы дети читали и выполняли рекомендации. Но Дмитрий заметил, что таким образом на поведение детей не повлияешь.
– Сложность в том, что мы можем влиять только сами на себя. Как только мы начинаем меняться сами, то и отношение детей к нам тоже поменяется. А если жить с претензией, то она разрушает, ведет к обидам, а затем к болезням, – объясняет аудитории Дмитрий. речь учителя
В ходе семинара Дмитрий поделился, что одним из верных способов выхода из конфликта с родителем или коллегой являются волшебные слова: «Я вас понимаю». Агрессивное настроение сразу охлаждается. Идеи коуча пришлись учителям по душе, появился повод для размышления.
– Я окунулась в свои педагогические проблемы, осмыслила своё поведение и мне приятно для себя самой, что во многом я поступаю правильно по отношению к своим ученикам. Убедилась, что я и мои коллеги допускаем типичные ошибки. И у нас есть много решений, чтобы этого не делать, – сказала одна из присутствующих.
– Ваша тема мне близка и по душе. У меня всегда в голове анализ моих действий и слов. Я постоянно с этим живу, иногда мне от этого плохо. Сейчас я поняла, как с этим справляться, – добавила её коллега. речь учителя
В планах у Дмитрия Вячеславовича провести в этой школе семинар для родителей. В его арсенале есть семинары по коммуникации с детьми, о воспитании мальчиков, о том, как мотивировать детей и просто стать хорошим родителем. Редко, когда можно встретить такого человека с трепетным отношением к детству. А чтобы лучше познакомиться с другими идеями Дмитрия Верин-Галицкого, можете прослушать его видеолекцию на видеохостинге YouTube «Как сделать нашу речь более экологичной, а жизнь более счастливой».
Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен