«Моя задача — воодушевить». Ольга Гранкина о любви к рисованию
В народной пословице говорят, если сильно захотеть «можно и козла научить рисовать». Так ли это и как втянуть ребенка в рисование мы узнали у педагога по живописи Центра «Диалог» Гранкиной Ольги Альбертовны.
— С детьми мне всегда было интереснее, чем со взрослыми. Интереснее общаться, чему-то их учить. Они все по-другому воспринимают, не так как взрослые. Не скажу, что легче с ними, но для меня интереснее, — рассказывает Ольга.
Ольга Альбертовна работает с детьми довольно долго, более 20 лет. Первый опыт был ещё когда она училась в институте: в Культурно-спортивном комплексе создала небольшой кружок, набрала группу детей младшего школьного возраста.
— Очень интересный опыт! — делится педагог. — Я написала даже свою небольшую программу. К сожалению, это длилось недолго, но мне очень нравилось. Второй интересный опыт у меня был, когда работала учителем рисования в Школе №17. Я экспериментировала, — ходила на уроки с магнитофоном, включала и подбирала детям музыку во время урока. И, честно говоря, нарушала часто правила — есть определённая школьная программа, но мне казалось, что некоторые темы надоели, неинтересны. И я меняла их на свои, чтобы увлечь детей.
Именно этот школьный опыт стал для Ольги Альбертовны отправной точкой и основой её занятий в будущем.
— Я экспериментировала в школе много, — рассказывает педагог. — Дети не рвались рисовать. Они были долго без учителя и были совсем не замотивированы. Не носили с собой ничего, кроме фломастеров. И чтобы понять, как их втянуть, придумала, а потом оказалось, что это уже кто-то придумал до меня (смеется). С помощью фломастера рисовали хаотичные пересекающиеся линии и потом получившиеся островки нужно было раскрасить цветами. Я долго хранила папку с этими рисунками, у каждого был свой индивидуальный стиль, — у кого-то угловатые резкие линии, у кого-то плавные, и своя цветовая гамма. После мы усложнили задачку и искали в этих линиях фигуры. Не сложно, но в то же время необычно, и детей увлекало сильнее. А после уже ребята втянулись, и я в полную силу, так сказать, развернулась, — рисовали натюрморты под Вивальди, выходили во двор рисовать, использовали необычные техники. В общем, всё, что как-то могло ребят завлечь, использовала в своей работе по максимуму.
Ещё один способ привлечь ребёнка к творчеству педагог называет выставки. Когда ребенок слышит, что работы будут висеть на выставке и их многие увидят, юные художники больше воодушевляются и стараются. Ведь их работы кто-то увидит, будет восхищаться и одобрительно кивать головой. Это всегда подстегивает ребенка делать больше. При этом, как говорит Ольга Альбертовна, большой разницы между детьми 20 лет назад и сейчас нет.
— Мне как человеку из прошлого века, конечно, жалко, что современные дети не смотрят наших мультиков, зачастую не знают о Великой Отечественной войне. Но я понимаю, время уже другое. Стараюсь погружать их в такие «забытые» темы по-своему, в творческом формате.
А вот о детских способностях педагог высказывается чётко. Бывают дети со средними способностями, и их большинство, а бывают яркие, но таких очень мало. Абсолютно любого ребёнка можно научить, и он будет отлично чертить или класть тени на рисунок. Но для выдающегося результата нужен «огонёк».
— Обычно, как и в любом творчестве, генетика играет роль. — объясняет Ольга. — А ещё дети ярче воспринимают этот мир. Но с возрастом у них появляются взрослые комплексы и страхи, и они боятся ошибиться. Плюс новый жизненный опыт и шаблоны перебивают полёт фантазии. Всё это тормозит творческий процесс. Радует, что это ещё есть у детей. Поэтому мне и нравится индивидуальный подход — не так, что «здесь нарисуй кружочек, здесь добавь палочки и получится солнышко или котик». А чтобы ребенок проявлял себя и свой непосредственный детский взгляд на мир. Моя задача — воодушевить, дать в руки «удочку», научить технике и базовым знаниям композиции. То, от чего можно оттолкнуться и дальше дело пойдет.
При этом педагог отмечает различия между мальчиками и девочками. По её мнению природа заложила в девочках системность и аккуратность, и единицы выходят за грань обычного в рисовании. Мальчики же в большинстве смелые, но с ними труднее, они менее усидчивые и сложнее найти подход.
— В любой профессии рисование принесет пользу, говорит педагог. — Глаз точный, руки, мозги тренируются. Ведь чтобы построить конструкцию, нужно представить её в голове, а потом точно переложить на бумагу. Многие думают, рисовать это «мазня» и порча бумаги, а ты не просто так сидишь, у тебя включается всё внутри. И я призываю ребят всегда хотя бы попробовать походить на занятия. Так можно и новое для себя найти, а может и своё призвание обрести, когда-то скрытое внутри!
Наталья Кялундзюга, методист ЦРН «Диалог»
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен