С Еленой Науменко мы познакомились в волонтёрском театре кукол «Волшебный мир». Именно благодаря её умелым рукам здесь появилось более десятка сложных в изготовлении тростевых кукол и такой необходимый для спектаклей реквизит.

— Я вхожу в группу Дальневосточного института содействия общественному развитию (АНО ДВИСОР), посещаю лекцию по здоровью. Однажды в чате общения появилось сообщение, что вновь образованному волонтерскому театру кукол требуются художники-декораторы. Я пришла, заполнила анкету. Сказала, что умею шить кукол. Но в то время кукол шил другой мастер. Зато очень срочно нужно было делать декорации. А я и срисовать могу, если надо. И, как говорится, работа закипела. Когда же театр получил грант на постановку спектакля про эмоции, изготовление кукол-эмоций поручили мне, — рассказала Елена.

Поначалу мастерица работала над созданием декораций в группе из пяти художников под руководством главного художника Людмилы Счастливой. Реквизит был сложный, объёмный, реалистичный. Куст, дерево, ёлка, мальвы, большой плоский передний план с озером, камышами и травкой для сказок «Колобок» (0+) и «Теремок» (0+).

Для сказки «Как любовь эмоции подружила» (6+) создавали много реквизита. А Елена занялась куклами. Изготовлению тростевых кукол она нигде не обучалась. Рассмотрела уже имеющихся готовых кукол: из чего сделано, как всё скроено, как крепятся руки, голова, трости и гапит... И сделала первую куклу-эмоцию на тростях — персонаж Радость.

— Таких больших кукол я до этого никогда не делала, — вспоминает она. — Задача была поставлена такая: у куклы должна быть большая голова, чтобы эмоцию увидели из зала. Мне понравился дизайн анимационного фильма «Головоломка» (6+). По образу тех Эмоций я и сделала своих персонажей — всего шесть кукол. Сейчас в театре идёт «Сказка за сказкой» (0+). В этом спектакле кукол тоже поручили изготовить мне. Я сделала Полкана, Дашу, Старика, Зухру, Айогу и соседскую девочку.

Тростевая кукла Айога - слева, Тростевая кукла Даша - справа

Наверное, именно про таких, как Елена Науменко, говорят: «В куклы не наигралась». Хотя с куклами в руках она с самого детства. Девочке исполнилось 12 лет, когда бабушка подарила ей альбом с выкройками мягкой игрушки. Мастерица говорит, что процесс шитья игрушек затянул так, что это увлечение она пронесла с собой через всю жизнь.

Правда, образование она получила совсем не связанное с творчеством. Но выйдя на пенсию, стала посвящать любимому делу всё своё свободное время.

— Мой отец был профессиональным военным, поэтому мы часто переезжали, — делится Елена. — Жили в Сергеевке, в Уссурийске, в Хабаровске. Здесь я окончила школу, железнодорожный институт, по образованию я — инженер железных дорог, и уехала в Комсомольск-на-Амуре. В 2001 году вернулась и работала в Дирекции управления движением до декабря 2016 г. Сейчас на пенсии.

Рукодельница рассказала, как делала свои первые игрушки, придумывала и рисовала выкройки. Первой мягкой игрушкой по самодельной выкройке стал львенок из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню» (0+).

— Когда я купила ноутбук, подключила интернет и увидела какую красоту можно делать своими руками, то решила попробовать чуть ли не всё подряд, — улыбается кукольница. — Вышивала лентами, расписывала камушки, шила интерьерных кукол. Куклы меня особенно захватили, до сих пор их шью — либо по выкройкам из Интернета, но переделываю их под свою задумку, либо сама рисую, опыт позволяет.

Однажды, в 2019 году, Елена увидела на геткурсе мастер-классы по созданию реалистичного котёнка. Стала учиться онлайн. За месяц учёбы сшила рысёнка и тайского котёнка. Зверушки из искусственного меха получились настолько удачными, что рысёнка купили ещё на стадии пошива. А потом и котёнок нашёл своего хозяина. Постепенно со своими интерьерными куклами и меховыми зверятами стала выходить на ярмарки, участвовать в конкурсах.

— Детям очень нравятся котята, но родители не спешат покупать. Считают, что дорого, цена не детская, — говорит мастерица. — Но ведь труд очень кропотливый. Знакомым показывала все особенности котёнка: сама делала глазки; носик и подушечки на лапках — из запекаемой пластики, весь котенок подвижный за счёт проволочного скелета. Знакомые поражались: как у тебя терпения хватает на такую мелкоту? А мне очень нравится делать все эти детальки, наблюдать, как прямо на глазах оживает игрушка.

Сегодня у рукодельницы немало заказчиков. Иногда просто покупают игрушку, но бывает, что просят сделать интерьерную куклу, максимально похожую на будущего владельца. Одна из таких кукол вернула Елену к ещё одному её любимому увлечению — восточным танцам.

— В общей сложности восточными танцами я занимаюсь 12 лет. Но был перерыв, времени не хватало, — рассказывает она. — Однажды у меня купили уже готовую куколку в подарок молодой женщине. И внешность игрушки удивительно совпала с внешностью хозяйки. По удивительному стечению обстоятельств она оказалась тренером по восточным танцам студии «Гюльчатай». И я вновь начала заниматься танцами, вот уже больше трёх лет. И три года вожу сюда свою внучку, очень талантливую девочку.

Бабушка и внучка вместе участвуют во всех фестивалях. Побывали в Благовещенске, во Владивостоке. Готовятся к хабаровскому фестивалю «Звезда Востока» (12+). Руководители студии уважительно называют Елену «домашний тренер». Все сложные элементы она отрабатывает с внучкой дома, повторяет танцы. И играет в конкурс. С настоящим награждением.

Совсем недавно мастерица сделал для себя ещё одно открытие. Совершенно случайно в магазине увидела фабричных пупсиков. Правда, немного странных — у звериного тела из ткани были человеческая голова и ручки. Купила одного — голубого бегемота, выпорола из тела виниловую голову и виниловые ручки до локтя, сшила тело ребёночка, одела его... У внучки теперь это любимая игрушка. Она назвала его своим младшим братом Лёшей и с рук не спускает. Посмотрела на это бабушка и сделала внучке подарок на день рождения — Лёша обзавёлся комбинезончиком, переноской-кенгуру и кроваткой.

Первая работа так понравился, что следом появились на рабочем столе ослик и фламинго. Один стал озорником, прямо пацан с улицы, а вторая куколка — милая спящая лялечка. Кукольница подкрасила щёчки и губки, приклеила реснички — и вот уже в руках милые чудесные детишки!

— Я люблю всех своих кукол и зверушек! Они для меня все живые, — продолжает Елена. — Мне нравится видеть, какую радость они приносят своим владельцам, видеть их восторг от работы. А в нашем театре я сама восторгаюсь, когда вижу их в опытных руках кукловодов. Обожаю присутствовать на репетициях, наблюдать, как рождается спектакль. Это так интересно! Сначала смотрю интерпретацию актёров, а потом слушаю замечания режиссёра. Сравниваю, как девочки сказали, и как режиссёр это видит. В такие минуты я чувствую свою причастность, ощущаю себя частью театра, частью актерской труппы. И это здорово!

В ТЕМУ:
Твёрдость духа и сила воли хабаровской пенсионерки Людмилы Журавлевой

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен