Николай Темурканович Дарчиев переехал на Дальний Восток еще в 1970-е годы. Он обосновался в Тамбовке, селе в Амурской области. Теперь для Къола, так его зовут на осетинский манер все близкие и родственники, это местечко стало вторым домом — маленькой Осетией, в которой чтут национальные традиции по сей день. Как же живется приезжему с далеких краев на дальневосточной земле?

— Николай Темурканович, как вы решились на переезд?

— Пока я служил в армии, узнал, что мои родители купили старый дом и переехали из гор ближе к городу, в село Црау. Так что после дембеля я вернулся уже в совсем другое место. Ремонт в нем был староват и меня, как амбициозного юношу, это не совсем устроило. Поэтому решил помочь родителям с обустройством дома, для чего нужны были деньги. Так как работы в Осетии было немного, ничего не оставалось, как уехать куда-нибудь на заработки. Так и решился на переезд.

Николай Темурканович Дарчиев

Почему решили уехать от дома так далеко?

— Это было не моим решением. В СССР практиковали вербовку — это когда ты приходишь в специальные пункты и тебя оттуда направляют на работу в разные уголки страны по жеребьевке, грубо говоря. Мне досталась Амурская область. Сюда я приехал на заработки не один, с другом, который позже вернулся в Северную Осетию.

А вам не хотелось вернуться домой, к семье?

— Сначала я не хотел возвращаться без денег, а потом встретил свою будущую жену Татьяну. Постепенно начали обживаться уже тут, так что, посоветовавшись с женой, решили остаться уже в Амурской области на обустроенном месте. А спустя время ко мне стали приезжать друзья и родственники, тоже на заработки. Кто-то из них остался в Тамбовке, кто-то вернулся в Осетию.

Часто вы навещали потом родственников?

— Ездили несколько раз семьей. Связь поддерживаем по сей день. Постоянно созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками, передаем гостинцы через родственников, которые едут в Осетию или в Амурскую область.

Сейчас у вас тут тоже своя маленькая Осетия?

— Да, мы не забываем своих традиций. Поддерживаем связь с соотечественниками, которые тоже приехали сюда. Регулярно собираемся семьями на национальные праздники.

Есть ли какие-нибудь традиции, которые продолжаете соблюдать вдали от дома?

— Конечно! Благодаря нашим обычаям мы поддерживаем связь с родиной, отдаем дань уважения старшим. Это очень важно для нас — не забывать кто мы и откуда родом. Например, отмечая национальные праздники, подаем три осетинских пирога, чтим старших.

Почему обычно подается всего три пирога?

— Каждый пирог имеет свое значение. До принятия христианства они символизировали Воду, Солнце и Землю. Позже три пирога стали олицетворять единство Бога, Солнца и Земли. Кстати, пирогов может быть не только три, но и больше — пять или семь. А вот два пирога делают только на похороны, так как умерший больше не видит Солнца, а значит пирог, олицетворяющий его, теряет свое значение.

А какие национальные праздники отмечаете?

— Сейчас ближайший праздник — Хетаджы бон. Его отмечают каждый год, во второе воскресенье июля. Этот праздник посвящен покровителю мужчин, защитнику воинов, который по преданию спас Хетæга. Этот юноша был сыном кабардинского князя, который принял христианство. Родные обозлились на него за это. Хетæг бежал, чтобы выжить. А когда преследователи стали нагонять, покровитель мужчин помог ему укрыться в лесу и спас от неминуемой гибели. Спустя год жизни в роще, мужчина перебрался в горное село Нар, где положил начало известному роду Хетагуровых.

Как обычно вы отмечаете Хетаджы бон?

— Мы собираемся семьями за общим столом. Вообще в Осетии любое застолье связано с нашими верованиями. Мужчины режут барана или бычка и варят его. Это считается жертвоприношением — благодарностью богу за мир, процветание, блага, которые он нам дает. Женщины пекут пироги и накрывают на стол. Когда все расселись, мы нарезаем пироги, произносим молитву, тосты и приступаем к еде.

А есть какой-то застольный этикет, который необходимо соблюдать?

— Как я уже сказал, любое застолье связано с нашими нормами жизни, верованиями и обычаями. Следование этим традициям для нас значит поддерживать связь с предками, с нашим прошлым, с нашей Родиной. Поэтому негласные правила, которые мы соблюдаем каждый раз, садясь за стол, являются не просто формальностью, а несут особый смысл.

А почему старший произносит несколько молитв перед тем, как выпить?

— У каждой молитвы есть свое значение. Первая молитва, которую произносит старший, посвящена Богу. Вторая молитва всегда адресована Святому Георгию — Уастырджи (Уасгерги), покровителю мужчин, воинов, Осетии-Алании. Третью молитву старший произносит за тот повод, по которому все собрались. Потом уже говорят тост за здоровье, за близких, за тех, кого уже нет с нами. Всего в Осетии существует более 72 тостов.

Есть ли кроме этих традиций какие-либо правила, которые обязательно нужно соблюдать за осетинским столом?

— Нельзя перебивать старших, когда они говорят молитвы, нельзя пить вне очереди, нельзя приходить пьяным. Если старшие встают, всем остальным тоже нужно встать. Когда произносят тост или молитву, тоже нужно встать. Молодые могут поддерживать тост, произнесенный старшими, возгласом «Амен Хуцау!» или «Амен уад!». Также не принято за осетинским столом наливать самому себе. Нельзя нарушать порядок произнесения тостов и молитв.

Къола, а что вы можете сказать подрастающему поколению?

— Нужно помнить о своих корнях и чтить традиции своей нации, ведь это определяет вас как человека.

Виталина Абехтикова

В ТЕМУ:
Через всю страну, чтобы увидеть Дальний Восток

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен