«Деньги, деньги, деньги, рублики. Франки, фунты-стерлинги да тунгрики...», — напевала я, выходя из малого зала Хабаровского музыкального театра после спектакля «Сватовство Гусара». Одну из главных ролей — ростовщика Потапа Ивановича Лоскуткова — в этой постановке блестяще исполняет артист МХТ Дмитрий Олейник. Он играет так, что не влюбиться в его героя, пусть даже и отрицательного, просто невозможно.

А ведь мальчишкой, бегая по приморским улицам с друзьями, Дмитрий даже не мечтал о большой сцене.

Будущий артист родился 60 лет назад во Владивостоке. Здесь же окончил школу и институт. Он рос в морской семье. Родители — радисты, работали на больших кораблях. В море и пересеклись их пути.

— Я не сказал бы, что у нас были деспотичные родители. Однако воспитывали нас не то чтобы в спартанских, но довольно таки в жёстких ежовых рукавицах. Особенно мама, — вспоминает детство Дмитрий Яковлевич. — У меня две старшие сестры. И вот в результате такого воспитания мы сплотились и частенько друг друга прикрывали.

Когда Дмитрий окончил восемь классов, встал вопрос: а куда дальше? И мальчик решил пойти по стопам отца, к тому времени уже имевшего звание Заслуженный связист РСФСР.

— Было тогда во Владивостоке знаменитое ГПТУ № 5, где как раз готовили связистов для флота, — продолжает рассказ Д. Олейник. — Там в приёмной комиссии работал мой отец. Он мне и говорит: ты у меня не поступишь. Занимайся, чем хочешь, только не этим делом. Не знаю, почему он так решил. Ничего не объясняя, просто закрыл мне туда проход. В результате я сам решил пойти в девятый класс, да ещё и школу сменил.

А в новой школе симпатичного паренька, умеющего играть на гитаре, тут же привлекли к внеклассной работе. Так в школьной театральной постановке Дмитрий впервые оказался на сцене. Фортуна сделала свой выбор, и после окончания школы будущий артист уже не сомневался — поступать будет только в театральный.

— Родителей эта новость шокировала. Ну что такое театр? Разве артист — это профессия? — рассказывает актёр. — Когда нам аттестаты вручали, родителям давали слово. И мама тогда при всех сказала, что не одобряет мой выбор. Я до сих пор не могу сказать, почему она позволила мне поступить на театральный. Наверное, все-таки чувствовала, что я все равно сделаю по-своему.

Несмотря на неодобрение родителей и большой конкурс, Дмитрий с первого раза поступил в Дальневосточный институт искусств на театральный факультет.

Как вспоминает Дмитрий Яковлевич, театральный курс очень тяжёлый, выдерживают его далеко не все. Поступал он с двумя друзьями и уже после второго курса остался один. Чтобы освоить нелёгкую науку, сутками пропадал в институте. А когда появлялся дома, родители просто были рады уже тому, что видят сына. На старших курсах студенты участвовали в театральных постановках института. И Дмитрий приглашал их на просмотры. Они с удовольствием приходили, смотрели... Нет, родители не говорили, что он был прав, поступив туда, куда хотел. Но несколько раз, как похвала и признание, прозвучало: «Ты молодец!».

Успешно окончив институт (председателем государственной экзаменационной комиссии был уже тогда известный Александр Михайлов), молодой актёр отправился в Омск, получив по распределению место в городском ТЮЗе. Поработать там, правда, не пришлось — призвали на службу. Служил сначала в Князе-Волконском, а потом в ансамбле Краснознамённого Дальневосточного военного округа. И уже перед демобилизацией однокурсники, работающие здесь, предложили остаться в Хабаровске.

Дмитрий Олейник пришёл служить в ТЮЗ в 1987 году и сразу попал в спектакль «Ромео и Джульетта», получив роль Меркуцио.

— Замечательный был спектакль, его громили все, кто хотел, — говорит Дмитрий Яковлевич. — Аркадий Исаакович Раскин, который его ставил, подошёл к постановке несколько нестандартно, сделал вольную трактовку. Там были какие-то люди в мотоциклетных шлемах, звуки моторов, мотоциклов... Объяснял он это просто и логично. Шекспир написал пьесу в 1500 каком-то там году, а действие происходит вообще в 1301-ом. Поэтому Шекспир, естественно, не мог знать, как выглядела средневековая Верона. То есть описывал своё представление об Италии. И мы делаем так, как мы себе представляем, как они там жили. Поэтому и громили спектакль, как могли. Но, тем не менее, ходили и смотрели, потому что было интересно.

А потом случился известный в то время «театральный бунт» и коллектив ТЮЗа «раскололся» на две части. К тому моменту Дмитрий проработал в театре чуть больше года и ушёл вместе с полюбившимся режиссёром в организованный им Белый театр. Дмитрий Яковлевич с теплотой вспоминает те годы работы. Но был момент, когда в творческом споре актёр и режиссёр не поняли друг друга. И он вновь вернулся в ТЮЗ.

Именно здесь он тогда и встретил её — единственную и навсегда любимую Ольгу. Это случилось в 1992 году. Она преподавала в институте культуры на кафедре хореографии и ставила спектакль в ТЮЗе. У каждого из них была семья, подрастали дети-одногодки. Но друг без друга они уже не могли. Расписались Дмитрий и Ольга только через несколько лет после первой встречи, а в этом году отметили серебряную свадьбу.

За несколько лет в театре юного зрителя актёр сыграл немало ролей. По его словам, спектаклями Бог не обидел. Среди них и «Дни Турбиных» (16+) по Булгакову, и «Лазоревый дождь» (12+) по рассказам Шукшина, и «Хокусай» по произведениям Акутагавы...

— А потом по независящим, вернее, зависящим от меня, но непреодолимым причинам мне пришлось театр оставить, — сожалеет Олейник. — И вот тут я убедился, что актёрское образование позволяет овладеть практически любой профессией, где не надо точных знаний. Я работал от водителя до начальника редакционно-издательского отдела. И издательским делом занимался, и овладел профессией видеомонтажёра. Десять лет был индивидуальным предпринимателем, занимались видеооформлением мероприятий. Потом это предприятие развалилось.

Ещё с одной ступенью творческого пути Дмитрия Олейника знакомо подавляющее большинство хабаровчан. С 1995 по 2003 годы он был «дядей Димой» — ведущим известной всем телевизионной программы «Песенка за песенкой».

В те годы Дмитрий Яковлевич возглавлял редакционно-издательский отдел КНОТОК. И совершенно случайно познакомился с режиссёром программы «Песенка за Песенкой» Ларисой Трапезниковой. Когда передача осталась без ведущего, Лариса Алексеевна, недолго думая, предложила эту роль Олейнику. И он до самого закрытия программы раскрывал таланты маленьких исполнителей.

Как бы не складывалась жизнь, но артист — всегда артист. В 2012 году Дмитрий Олейник пришёл в Хабаровский музыкальный театр. Правда, сначала в рекламный отдел. На сцену вышел в 2018 году. И опять-таки по воле случая.

Накануне 23 февраля из театра уволился один из артистов. Срочно искали замену в спектакль «Севастопольский вальс». В это время жена Дмитрия Олейника, заслуженный работник культуры России Ольга Козорез уже служила в театре главным балетмейстером.

— Она ко мне подходит и говорит: помоги, сыграй в спектакле, — делится актёр. — Видимо, чувствовала, что мне очень хочется на сцену. Жила в душе некая такая тоска. Наверное, поэтому и работал я всегда в сферах, очень близких к культуре. Ну, а после этого спектакля меня взяли в труппу театра.

С тех пор сыграно немало ролей. Зрители знают Дмитрия Олейника по многим спектаклям. А в прошедшем сезоне, помимо текущего репертуара, мы встретились с актёром и на трёх премьерах: «Сватовство гусара»(12+) — ростовщик Лоскутков, «Первый бал Наташи Ростовой»(16+) — генерал-фельдмаршал Кутузов и «Винил»(12+) — следователь. В его «копилке» и серьёзные герои, и комедийные личности. И ни один не похож на другого.

— Я, наверное, везунчик. Мне всегда везло, — считает Дмитрий Олейник. — Я всегда приходил куда-то очень вовремя. А в театре музыкальной комедии ещё и возраст стал моим плюсом. Некому было играть такие вот возрастные роли. И они достались мне...

В ТЕМУ:
От классики до «Неоклассики»: чем живёт Хабаровский музыкальный театр

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен