Эта история началась давным-давно, в далёком средневековье. В те времена, когда нанайцы были сильными воинами и воевали в войсках чжурчжэней. Именно тогда и родилась среди них стратегическая игра — апокачи.

Шли годы, менялись столетия. Забывались воинствующие предки и вместе с эпохами постепенно уходили их быт и культура, терялись игры. И только в трудах этнических исследователей можно найти затерявшиеся следы.

Так могло случиться и с апокачи. Но сегодня эта настольная интеллектуальная игра известна далеко за пределами Хабаровского края, благодаря руководителю Центра нанайской культуры «Бури» Леониду Сунгоркину. Именно он с командой единомышленников по крупицам восстановил древнюю игру.

Проявил к ней интерес и бывший губернатор региона Михаил Дегтярёв и отправил Леонида Сунгоркина в Москву на выставку ВДНХ. Там на открытии стенда Хабаровского края и прошёл первый российский мастер-класс по игре в апокачи.

— Это была такая поддержка для нас, — вспоминает Леонид. — Михаил Дегтярёв на игре сказал, что апокачи — это гордость, брэнд Хабаровского края. То, что нас отличает, и это надо обязательно развивать.

Как рассказал руководитель «Бури», впервые об этой игре он услышал в детстве от своей бабушки, которая ещё при царе родилась.

— У нас дома, наверное, как и в каждой семье, всегда хранилась шахматная доска, где вперемешку лежали шашки и шахматы — и, как это часто бывает, неполные комплекты. Поэтому ни в то, ни в другое я играть так и не научился, — вспоминает он, — а бабушка моя рассказывала, что у нанайцев была своя игра, которая называлась апокачи. Только вот правил игры она не знала, поскольку играли в апокачи только дети да мужчины.

Сама игра очень отдалённо напоминает шашки. Поле расчерчено на квадраты, у каждого игрока по шесть или девять (в зависимости от величины поля) фишек — «солдат». Они равнозначны по значимости, здесь нет «королей» или «королев». И только радом с доской стоит ещё один воин — «тотем», которого по желанию игрока можно вывести на поле. Задача — определёнными ходами по линиям клеток срубить всех «солдат» противника и завоевать его «землю».

Идея возродить игру апокачи пришла в 2013 году, когда при театре «Триада» работал театр коренных народов «Бури». Взрослые приходили на репетиции и приводили с собой детей. И детей нужно было чем-то занять. Вот тогда-то на театральном собрании Леонид и предложил возродить нанайскую игру.

— Я начал искать людей, кто мог бы рассказать об апокачи, — продолжает Леонид. — Обратился к руководителю Федерации шахмат Хабаровского края Павлу Бордюхову и в российскую Федерацию этноспорта. Съездил в Москву, где встретился с основателем Федерации Алексеем Кыласовым, чтобы узнать, а как развиваются не только спортивные, но и интеллектуальные национальные игры. В общем, искал тех, кто мог мне помочь узнать об апокачи как можно больше.

К тому времени театр «Бури» распался, возникли другие жизненные проблемы. Игра отошла на второй план, чтобы напомнить о себе уже в национальном Центре. И два года назад Леонид Сунгоркин вместе с Павлом Бордюховым с новыми силами приступили к изучению первоисточников.

— Информация об игре очень скудная. Находили отрывочные источники, но нам предстояло даже с названием определиться, — продолжает Сунгоркин. — У исследователя культуры и быта коренных народов Дальнего Востока Льва Шернберга, который один из немногих наиболее полно описал игру, упоминается название Апокан — шапочка. Есть только предположения, почему. Может быть, играли в эту игру шапками, расчертив клетки прямо на земле. Может быть, раз фигуры называются солдатами, имелся в виду военный шлем. Где-то указано название «апока», где-то «апокан», для кого-то это «апокачи» и так далее. Расхождения названий объясняется тем, что на территории Хабаровского края существовало девять диалектов нанайского языка. Поэтому говорить, что игра должна называться только так, а не иначе, нельзя. Мы взяли вариант «апокачи» как более звучный.

На сегодняшний день есть понимание классической игры. В истории осталось описание, как ходят «солдаты» и как рубят. С этого начинается обучение — как ходить и как рубить. Но зачастую на доске возникает немало ситуаций, которые не отмечены ни в одном источнике. Разобрав немало различных комбинаций, организаторы составили свой свод правил, главное условие которого — чтобы было понятно детям. Ведь, по сути, эта игра всегда была предназначена для подростков — будущих воинов.

Сегодня в апокачи играют во многих хабаровских школах, есть свои команды. А в Нанайском районе прошли первые в истории не только Хабаровского края, но и России, соревнования, посвящённые 90-летию района.

— Сегодня работает проект «Апокачи — детям», по которому мы обучаем ребят, в том числе и в Нанайском районе, — говорит Леонид. — Наш спонсор ООО «Амур Минералс» помог с изготовлением учебных комплектов. Благодаря этому в 11 учебных заведениях Нанайского района появились игровые наборы апокачи, чтобы дети могли тренироваться.

Проект поддержали глава Нанайского района Николай Сафронов, руководитель районного управления образования Надежда Бельды и директора школ. В каждой школе — участнице проекта нашлись педагоги, кого заинтересовала национальная игра. Они прошли обучение апокачи и приступили к подготовке детских команд.

Первое место заняла команда средней школы № 1 с. Троицкое; второе — команда из Центра внешкольной работы и две команды из школы с. Дада; третье место досталось команде школы № 1 с. Найхин. Павел Бордюхов выступил экспертом в организации соревнований, а главным судьёй назначили педагога из Троицка, шахматиста, тренера победившей команды Александра Маслеева.

— Играя в апокачи, мы сделали упор и на развитие нанайского языка, — продолжает Сунгоркин. — Например, в том же Нанайском районе дальнейшее судейство будет проходить только на национальном языке, а соревнования будем проводить в селе Дада, где сейчас в школе делается упор на сохранение родного языка. И в саму игру постепенно вводим нанайские термины.

В первую очередь — это счёт на языке нанайцев от одного до десяти. Каждая фишка имеет свой номер. А так как здесь нет главенства и званий, фигуры получили название байби, что в переводе с национального языка означает рядовой, обычный, простой.

— Игра апокачи по мере своего роста и развития должна подталкивать людей к языкознанию, к познанию нанайского языка. Потому что всё, что мы в игре видим, так или иначе связано с национальной культурой. А для того, чтобы игру сделать более углубленной в нанайский язык, нужно переходить на качественно новый этап — компьютерный.

На сегодняшний день компьютерная игра существует пока ещё на листе бумаги. Есть её описание, готовятся правила. По задумке авторов здесь будут не просто «солдаты», а воины определённого клана со своим тотемным животным: лиса, собака, медведь и т.д. Названия кланов — только на нанайском языке. У каждого клана будет своя определённая задача, свои вожди, шаманы, своё вооружение. Кланы воюют между собой, захватывая «земли». Любой, купивший игру, сможет создать свой клан, пригласив туда игроков. И не важно, в России находится игрок, в Китае или Канаде — для всех термины будут только на нанайском языке.

— Мы хотим сделать игру, где людей можно было бы не просто разделять на команды, а создать социальную сеть, когда человек регистрируется, у него идёт подсчёт его результативности игр, как, например, у шахматистов, — считает Леонид. — При этом человек, погружаясь в игровую атмосферу, начинает учить нанайский язык. Это даст возможность его возродить, сделать живым.

Есть у организаторов апокачи ещё одна мечта. Вывести игру на международный уровень и провести соревнования в Китае. Там в провинции Хэйлунцзян проживает народ хэчжэ (нанайцы). И у них есть своя игра, очень похожая на наши апокачи.

За поддержкой Леонид Сунгоркин обратился к врио губернатора Хабаровского края.

— Правительство Хабаровского края готово оказать всестороннюю поддержку в развитии интеллектуальной нанайской игры апокачи. Вам необходимо совместно с краевой Федерацией шахмат предоставить план развития этой дисциплины в министерство спорта Хабаровского края, — ответил Дмитрий Демешин.

— Мы с Павлом Бордюховым разработали предложения для министерства спорта. И в первую очередь, это ввести игру апокачи в график соревнований, чтобы можно было провести не только краевые соревнования, но и выходить на международный уровень, — говорит руководитель «Бури».

Кстати, международные игры — не утопия. Разыскивая сведения по апокачи, Леонид Сунгоркин обращался ко многим этнографам. Особенно плотно команда работала с английским этнографом, научным сотрудником Манчестерского университета Малли Стельмашик. И недавно в международном журнале коренных народов «AlterNative» (12+) вышла статья о совместных исследованиях. Про апокачи заговорили не только в России и Великобритании, но и в Испании, и США.

— Через апокачи мы можем привлечь внимание к нашей культуре. И если мы смогли только одним своим желанием поднять из небытия игру, то почему бы не посмотреть на подобные игры других коренных народов? Это станет толчком к международному познанию своих традиций и внесёт огромный вклад в сохранение культурных ценностей коренных народов мира, — считает Леонид Сунгоркин.

  • Каждый желающий может прийти на мастер-классы, которые проходят в центре «Бури» в удобное для всех время. Также игру можно приобрести для себя. Адрес: ул. Авроры, 14 (остановка «Магазин39»);
  • Предварительная запись на мастер-класс (6+) по телефону: 8-914-409-62-27.
В ТЕМУ:
Красота нанайского узора на дальневосточной земле

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен