За мудрым взглядом и обаятельной улыбкой этого 93-летнего мужчины прячется удивительный талант и неисчерпаемое терпение, благодаря которым он видит красоту в самых бросовых вещах. Борис Гричевский уже более 30 лет создает миниатюрные скульптуры из морских и речных ракушек.

С творчеством Бориса Мануиловича Гричевского я познакомилась в хабаровской синагоге. Там в одном из залов, в двух больших стеклянных шкафах притаился целый мир: махонькие цветы замысловатых форм и размеров, семейство малюсеньких пингвинов, а напротив — целый зоопарк, возглавляемый горделивым жирафом, забавные крохотные человечки и диковинные птицы размером меньше спичечного коробка.

Глядя на выставку миниатюрных скульптур из ракушек, я восхищалась фантазии мастера. А как же удивилась, когда узнала, что автору этого великолепия 93 года! Мое журналистское любопытство долго не давало мне покоя. Очень уж хотелось познакомиться с этим ракушечным «левшой». И вот нам наконец-то удалось встретиться.

Все началось с крокодила

— Где-то в середине 80-х годов мы с женой поехали в Приморье. Отдыхали в районе Седанки, — начал свой рассказ при встрече Борис Гричевский. — Я гулял по берегу залива, который в то время был очень богат ракушками. Сейчас, увы, там такого уже нет. Я бродил по берегу, подбирал их, разглядывал и бросал в воду. А те, что очень понравились, взял домой. Привез тогда полный чемодан. А когда стал рассматривать свою морскую добычу, неожиданно увидел в одной из ракушек голову крокодила. Ну, раз есть голова, надо найти и туловище, — промелькнула такая мысль. Так и началось…

А потом из привезенной с морского побережья кучи ракушек, на мужчину «смотрели» рыбки, мышки, лошадки… Одно за другим, и так не заметно получилась целая коллекция. По примерным подсчетам, с тех пор он смастерил уже несколько сотен самых разнообразных изделий. Многие сфотографировал и хранит снимки в специальных альбомах. Очень уж хрупки ракушечные творения.

Любопытно, что раньше, по словам Бориса Мануиловича, к творчеству он не имел никакого отношения. В детстве, правда, как-то нарисовал портреты Сталина и Лермонтова На этом, пожалуй, все.

Пока разглядываем альбом с фотографиями его работ, Борис Мануилович рассказывает про свою жизнь: о военном детстве, о том, как учился и как выбирал профессию. А рассказать есть о чем. Он ребенок войны, родился на Украине, а потом волею судеб оказался на Дальнем Востоке.

Несколько лет назад написал книгу, основанную на воспоминаниях о жизни с самого детства, насколько он себя помнит. Она называется «Ветвь Берестовая (обрывки воспоминаний)». Берестовая — это фамилия его мамы. К сожалению, о папиной ветви (Гричевского) воспоминаний практически не осталось.

— Родился я на Украине, и до 1941 года мы там проживали. А потом была эвакуация. Потом еще одна. В итоге мы с мамой оказались недалеко от Сталинграда, а папа служил в это время в этом городе. Мне тогда было 10 лет. Когда появилась возможность, мы ездили к нему на поезде. Когда освободили Украину, вернулись в Николаев. Папа умер в 1945 году, за 14 дней до Победы. А в 1947 году приехали люди и стали агитировать евреев переехать в Биробиджан. Мама не хотела, но родственники ее уговорили, и мы поехали с ними. Так я оказался на Дальнем Востоке, — рассказал Борис Мануилович. — Уже тут закончил с отличием железнодорожный техникум, а потом поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта.

По профессии наш собеседник инженер-мостовик. Начинал работать мостовым мастером, потом старшим инженером проектной мастерской, дорос до ее руководителя и завершил трудовую деятельность заместителем директора института «Гражданпроект» в Хабаровске.

Когда работал, своим хобби занимался по выходным или в отпуске. А как вышел на пенсию, времени на любимое занятие стало больше, появились новые идеи. Для комфортной работы над своими поделками он оформил небольшую мастерскую на балконе — наждачный круг, верстак, а для каждого вида ракушек — свой шкафчик. Так проще подбирать нужные детали.

У мастера есть специальный инструмент, который он выбирал опытным путём. В его арсенале можно найти разнообразные маленькие щипчики, кисточки, сверла и шлиф-машинку. Все это помогает аккуратно обрабатывать и придавать форму каждой ракушке.

Работа тонкая, сродни ювелирной: сначала Бориса Мануиловича формирует основную структуру, используя более крупные части ракушек. Затем постепенно добавляет мелкие детали, аккуратно приклеивая и шлифуя их. Часами, днями, а иногда даже неделями он трудится над одной фигуркой, чтобы достичь совершенства.

Ракушка ракушке рознь

А тот первый чемодан ракушек, с которого и началось увлечение, разошелся на поделки очень быстро. Потом привозил их из каждой поездки. А теперь уже все друзья и родственники собирают и привозят для Бориса Мануиловича ценный материал из своих путешествий.

— Но мне не каждая ракушка подойдет. Особенно ценны обломки, мелкие части, кусочки, обкатанные морем, — объясняет мастер. — А люди, наоборот, стараются привезти ракушки большие, красивые, ровные. Но я всему рад. Они же старались, собирали для меня. Все храню, пригодится.

Интересно, что самые лучшие ракушки для поделок, по мнению пенсионера, можно найти именно в Приморье. А те, что привезенные с Черного моря — не то. Кстати, и на нашем Амуре, если постараться, можно найти ценный материал. Так, к примеру, появилась коллекция пингвинов, — один рыбу ловит, другой на лыжах катается, третий на санках. Основа — небольшие черные речные раковины, которые наш собеседник нашел, гуляя по амурскому берегу.

Как рождается чудо

Процесс создания нового произведения начинается с тщательного отбора материалов. Борис Мануилович открывает чемодан со своим «богатством», внимательно рассматривает каждую ракушку, держа ее на свету, и только потом решает, какая именно форма будущего произведения скрыта внутри.

Чаще всего, признается наш собеседник, он сразу «видит» будущее изделие в россыпи ракушек. Взгляд цепляется за какой-то кусочек, и в голове появляется образ. А иногда происходит наоборот.

— Увидел как-то в журнале белочку. И так она мне понравилась, захотел сделать похожую. Стал подирать детали, шлифовать, вырезать, — рассказывает мужчина. — Увлекся и не заметил, как получилась целая серия из лесных животных.

Все свои поделки Борис Мануилович раздаривает близким и друзьям. Говорит, никогда не пытался их продавать.

— Нет у меня коммерческой жилки. Да и делаю это для своего удовольствия, а не для заработка, — улыбаясь, говорит мужчина и признается, что возможность делиться своим творчеством и видеть, как оно радует других, и есть настоящая награда за его труд.

И каждый раз, когда он вручает очередной подарок своим гостям, сердце его наполняется теплом. Вот и я уходила от Бориса Мануиловича, бережно держа в руках миниатюрный цветочек. Теперь он стоит у меня на столе, напоминая о том, что счастье порой скрывается в простых мелочах.

В ТЕМУ:
На подиум в 87: хабаровчанка стала участником модного показа в Китае

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен