Зачем кондуктор рвёт билет: расскажут в музее хабаровского трамвая
А вы знаете, что в Хабаровске есть музей, где хранится история создания городского электрического транспорта? Среди экспонатов: форма вагоновожатых, компостеры и касса самообслуживания, система управления первым городским трамваем. Ну что, поехали? муп гэт хабаровск
Пятого ноября муниципальному предприятию «Городской электрический транспорт» исполнится 65 лет. Эту дату отсчитывают со дня пуска в Хабаровске первого трамвая. В 1956 году пятого ноября вагон Рижского завода впервые отправился по маршруту «Железнодорожный вокзал» - «Трамвайное депо». Трамвай вмещал сто пассажиров. В этот день электротранспорт работал бесплатно.
— Я тогда ещё не родилась, но сотрудники депо, потом, когда пришла к ним работать, рассказывали, что люди все были очень рады, это настоящий праздник был, — говорит Людмила Незамова, водитель трамвая МУП «Городской электрический транспорт». — И в первых трамваях не было сиденья водительского, вагоновожатые стояли. А ещё в кабине было холодно зимой, отопление не было предусмотрено. И, чтобы ноги не отмёрзли, водители трамвая нагревали кирпичи и клали в ноги. Это теперь и кресла удобные, и печка под сиденьем, а раньше суровые условия работы были.
Людмила Незамова – одна из старейших водителей трамвая в МУП «ГЭТ». Пришла в депо в начале восьмидесятых, уже почти сорок лет держит в руках контроллер – устройство, которое даёт ход вагону или останавливает трамвай. Говорит, что сначала думала уволиться – работа у вагоновожатых не простая, на смену нужно вставать в пять утра, ложиться после полуночи, в зависимости от графика работы. Да ещё и маленький ребёнок на руках. Но потом втянулась, работа понравилась. муп гэт хабаровск
—Ну, зима прошла - вроде бы легко стало, — вспоминает Людмила Незамова, водитель трамвая МУП «ГЭТ». — Кто-то может подумать: работа у нас скучная, весь день по рельсам туда – сюда. Но нам пассажиры не дают скучать. Раньше, когда без кондукторов работали, много с пассажирами общались. Я сначала на «двойке» работала, многие заглядывали в кабину, здоровались. Пошутишь с ними, подзадоришь, и день незаметно пролетает.
В музее можно увидеть кабину первого хабаровского трамвая. Вернее, инсталляцию с оборудованием, которое было в кабине вагоновожатого. Чтобы начать движение или остановить вагон водитель крутил ручку контроллера, потом тормозил воздушным тормозом. Для окончательной остановки трамвая нужно было покрутить колесо, похожее на штурвал корабля.
Еще один экспонат, который теперь можно увидеть только в музее – касса самообслуживания. В синие железные ящики полагалось опустить монетку – сначала проезд на трамвае стоил три копейки, потом вырос до пятнадцати. Аппарат сдачу не давал – всё работало на честности пассажиров.
— Помните, в советское время в ходу было такое выражение: совесть пассажира – лучший контролёр, — говорит Людмила Незамова. — Я в зеркало смотрю – возле кассы стоит мальчишка. Я ему говорю: ты чего копеечку не бросаешь? А он отвечает – я пятнадцать копеек бросил, сдачу жду. И у подходящих пассажиров он собирает двенадцать копеек себе на сдачу. Окошечко прозрачное, монетку видно. Потом откручивает и отрывает билет. Потом билеты стали гасить компостерами. И тут некоторые «зайцы» научились обманывать систему: компостеров было несколько видов, каждый пробивал свои обозначения. Люди копили билеты и, заходя в трамвай, смотрели – какой там компостер, такой билет и доставали, если заходил контролёр. Поэтому после билеты при контроле стали надрывать, чтобы ими не смогли воспользоваться второй раз.
При этом, говорит Людмила Незамова, воровства на линии практически не было. Касса пломбировалась в депо, после смены её вскрывали, выручку сдавали инкассаторам. Случаи, когда пломба была нарушена, можно пересчитать по пальцам.
Музей истории горского электрического транспорта работает уже двадцать лет. Дважды в неделю сюда приходят на экскурсию школьники. Помещение небольшое, поэтому просят формировать группы не больше чем по десять человек. Любой хабаровчанин или турист тоже может посетить музей.
Он находится по адресу: улица Краснореченская, 96, на территории МУП «ГЭТ», телефон: для справок (4212) 46-12-45.
Мария Полякова Фотографии автора
- Дыра стала мемом: реакция хабаровчан на ремонт Павла Морозова - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен