«В далёкий край товарищ улетает»: эскадрилья «Хабаровский комсомол» в боях за Родину
Хабаровский край в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов стал не только «кузницей кадров» для действующей армии, но и крепким тылом. Здесь ремонтировали танки и самолёты, собирали тёплые вещи и ловили рыбу, добывали древесину и изготавливали спирт, лечили раненных и готовили командные кадры… Одним из способов победить врага стал сбор денег для оказания помощи Рабоче-Крестьянской Красной армии, в том числе — на строительство легендарной эскадрильи «Хабаровский комсомол».
От призыва до фронта
14 ноября 1941 года в газете «Тихоокеанская звезда» был опубликован призыв комсомольцев Хабаровского края о сборе денег на строительство звена бомбардировщиков «Хабаровский комсомол». Однако патриотический задел был сделан ещё раньше: уже в начале октября комсомольцы посёлка имени Горького из Магаданской области внесли на строительство боевых самолётов для фронта около 20 тысяч рублей.
В короткий срок на призыв комсомольцев откликнулась молодёжь края. Уже 23 ноября прошёл краевой воскресник, в результате которого на счёт № 160/9085 поступило 3 миллиона рублей. Эти деньги были перечислены в результате проведения воскресников, работы художественной самодеятельности, а также индивидуальных взносов.
Необходимо отметить, что деньги на строительство эскадрильи вносились не только отдельными людьми, но и целыми рабочими коллективами. Так, например, 18 ноября 907 рублей на постройку самолётов собрали работники Пассажирской службы управления Дальневосточной железной дороги: «Для быстрейшего разгрома немецкой армии, для истребления всех немецких оккупантов до единого, пробравшихся на нашу родину для её порабощения. Постановить всем как один работникам Пассажирской службы Управления Дальневосточной ж.д. отчислить двухдневный заработок для постройки звена самолётов бомбардировщиков «Хабаровский комсомол».
Трудящиеся Свободненского и Шимановского районов Амурской Области к 26 ноября внесли на строительство эскадрильи 382 250 руб., Ивановского — 48 тысяч рублей, Бypейского — 184 тысячи, Селемджинского — 118 600, Мазановского — 70 тысяч, город Куйбышевки-Восточной — 262 тысячи, Благовещенска — 173 тыс. рублей.
Деньги на строительство эскадрильи вносили не только взрослые, но и дети. К концу же декабря на этом счёте значилось уже более 20 миллионов рублей.
В то же время было принято решение о строительстве целой эскадрильи дальних бомбардировщиков ДБ — 3Ф (ИЛ-4) под названием «Хабаровский комсомол». Строить её было решено на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе.
Уже 21 декабря состоялась передача боевых машин представителям Военно-Воздушных Сил РККА. 25 декабря первые девять самолётов поднялись в небо Хабаровска и взяли курс на фронт. 29 декабря туда же убыло последнее звено эскадрильи.
Задача по перегону самолётов была возложена на группу гражданских лётчиков, набранную в своей основе из личного состава 13-го Гидроотряда Дальневосточного управления Гражданвоздухфлота. Возглавляли группу лётчик Аркадий Иванович Романов и комиссар, лётчик Василий Иванович Хлопцев.
Авиационный перегон был далеко не самым простым мероприятием. Самолётам и их пилотам пришлось преодолевать длительный маршрут: Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск — Куйбышевка-Восточная — Чита — Красноярск — Омск — Свердловск — Москва.
Сложность создавало и то, что пилоты — перегонщики ранее не имели опыта полётов на подобных машинах. В кратчайшие сроки они были вынуждены освоить методику полётов на новых для себя машинах прямо на авиазаводе. Эту задачу экипажи успешно выполнили. Наиболее сложным участком перегона стал участок «Омск — Свердловск». Во время перелёта разыгралась непогода. Экипажи часто теряли связь друг с другом в воздухе и до точки назначения были вынуждены добираться самостоятельно. Кроме того, необходимо учитывать и то, что штурманы находились только в ведущих машинах, а ведомые нередко сбивались с курса.
Вся эта совокупность факторов могла привести к трагедии. И она произошла. Один из экипажей, потеряв ориентировку и не сумев найти аэродром Свердловска, был вынужден совершить аварийную посадку на лёд замёрзшего озера. При посадке самолёт скапотировал о засыпанный снегом ледяной торос, и машина разбилась. Экипаж остался жив, но самолёт вышел из строя.
Не менее трудным был и следующий этап авиаперегона: низкая облачность и непогода привели к тому, что один из самолётов, ведомый пилотом Павлом Прокофьевичем Петренко вместо Казани был вынужден приземлиться на аэродром в Набережных Челнах, где наземные службы в последний момент успели подготовить полосу для посадки машины.
Боевое крещение
17 января 1942 года самолёты эскадрильи «Хабаровский комсомол» на аэродроме Липецка в торжественной обстановке были переданы в состав 98-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Вместе с самолётами личный состав полка получил и иные подарки от дальневосточников: часы, шарфы, тёплые перчатки, ножи, одеколон и печенье.
В ответном письме от личного состава полка молодёжи Хабаровского края от 13 февраля было написано:
«Родные товарищи!
На тех самолетах, которые вы нам прислали, мы сегодня летали громить врага. Не слов ответа вы ждете от нас, а сурового правого дела— беспощадной расплаты с врагом. Одни у нас с вами желания, мысли и чувства, одно у нас с вами высокое жаркое пламя любви к Родине горит в сердцах. Мы не забудем бедствий, которые принес нам враг. Поруганная наша земля, пролитая кровь замученных братьев и сестер, расстрелянные дети и подростки, руины городов, пепел сожженных деревень и сел зовут нас к мести. Гнев народа — наш гнев. Он яростен и могуч.
Юноши и девушки! Вы обещали нашей великой партии большевиков построить звено бомбовозов и построили эскадрилью. Нам знакомо это горение, нам понятен ваш энтузиазм.
Мы не забудем, что врученные нам машины построены на трудовые рубли дальневосточной молодежи.
Будем помнить это, будем беречь машины, как зеницу ока, и, помня наказ ваш, будем бесстрашно разить врага, будем бить без промаха в его черное сердце.
Заверяем вас: мы достойно будем летать на машинах, неустанно будем истреблять, гнать армию, приближая нашу победу.
Мы выполним долг свой.
Дорогие друзья! От чистого сердца большое спасибо вам за подарки. Теплота письма вашего, ваша забота о нас, ваша вера в наши силы воодушевляют нас на новые подвиги, и мы совершим их еще не однажды.
Враг будет разбит! Победа будет за нами.»
27 марта того же года полк был переименован в 752-й авиационный полк дальнего действия под командованием подполковника Ивана Карповича Бровко.
Уже 18 января они бомбили аэродром противника в районе Смоленска. В своём же первом вылете советские лётчики уничтожили 10 вражеских бомбардировщиков, вывели из строя взлётно-посадочную полосу и взорвали склад горюче-смазочных материалов.
Экипажи, воевавшие на самолётах «Хабаровского комсомола», совершали многочисленные подвиги. Среди этих пилотов можно назвать А.И. Молодчего, М. В. Симонова, И. И. Тихого, Л. П. Глущенко, Ю. Н. Петелин, И. Т. Гросул, Е. Д. Парахин и другие. 14 пилотов и штурманов, летавшие на этих самолётах стали Героями Советского Союза, 2 из них — дважды. Звено товарища Петелина выполняло самые сложные и ответственные задания.
Так, например, в наградном листе лётчика, старшего лейтенанта Петелина Юрия Николаевича к званию «Герой Советского Союза» указывалось: «с 20 августа 1941 г. звено тов. Петелина совершило 150 боевых вылетов, из них ночью 30 боевых вылетов. Звено летает полностью ночью. Сам Петелин за период Отечественной войны имеет 53 боевых вылета, из них 18 боевых вылетов ночью. При трудных метеоусловиях 21.1.42 вылетел на бомбометание ж.д. узла Вязьма. Несмотря на противодействие ЗА и истребителей противника — экипаж задание выполнил отлично. Возвращаясь с задания, экипаж был атакован истребителями противника ПЕТЕЛИН и штурман ЧИЧЕРИН были ранены, стрелки — радисты убиты.»
Экипажи эскадрильи наносили удары по вражеским объектам в Вязьме, Орле, Смоленске, Кёнигсберге, Данциге, Хельсинки, Плоешти, Варшаве, Берлине, участвовали в Сталинградской и Курской битвах, освобождали советские территории Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтики и так далее.
Вторая эскадрилья
В 1943 году в Хабаровском крае было решили строить вторую эскадрилью бомбардировщиков «Хабаровский комсомол».
Так, 27 января того же года в газете «Большевистский путь» отмечалось:
«По инициативе комсомольцев г. Хабаровска в честь 25 годовщины Красной Армии в нашем крае проходит сбор средств на строительство второй эскадрильи самолетов-бомбардировщиков «Хабаровский комсомол». Комсомольцы нашего района активно поддержали инициативу хабаровских комсомольцев, организовав сбор средств на строительство эскадрильи.
В Усть-Камчатской конторе связи (секретарь комсомольской организации т. Наумов) в течение одного дня собрано 400 руб.
В комсомольской организации Ключевской конторы связи (секретарь т. Тимофеев) собрано 300 руб. Приступили к сбору средств и в других организациях.
Патриотическое дело сбора средств поддержано не только комсомольцами и молодежью, но и всеми трудящимися района.
В с. Козыревск проведено собрание, посвященное сбору средств на эскадрилью «Хабаровский комсомол». На собрании с докладом о задачах комсомольцев и молодежи в Отечественной войне выступил директор леспромхоза т. Афонин. После собрания по цехам был проведен сбор денег. Только в автотракторной базе и главной конторе было собрано 1766 руб.
Комсомольцы района должны во всю ширь развернуть сбор средств на строительство эскадрильи «Хабаровский комсомол» путем сбора средств наличными, а также проведением воскресников, организацией платных вечеров самодеятельности и т. д. Все деньги необходимо, не задерживая на руках, перечислять на текущий счет в Госбанке № 350026.»
Постскриптум
Молодёжь Хабаровского края осуществила почин, который стал примером для советской молодёжи. Всего за годы войны на постройку самолётов было собрано 2,3 миллиарда рублей, пошедших на строительство 2 565 машин. Из них были сформированы «именные» эскадрильи: «Хабаровский комсомол», «Комсомолец Заполярья», «Комсомолец Кузбасса», «Комсомолец Грузии», «Комсомолец Башкирии», «Латышский стрелок», «Советская Литва», «Сталинский Комсомольск», «Советский учитель», «Советский комсомолец» и так далее. Можно с полной уверенностью утверждать, что вся страна поддерживала и строила советскую военную авиацию.
При разработке материала были использованы данные Центрального архива Министерства обороны РФ и Государственного архива Хабаровского края.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен