История хабаровских новомучеников
Русская православная церковь за весь период своего существования явила миру значительное количество праведников, многие из которых после своей смерти были канонизированы. Большое число их пострадало за свою веру, особенно — в период первой половины XX века.
Революция и последовавшая за ней Гражданская война привели к установлению на значительной части земель бывшей Российской империи Советской власти, идеология которой «не принимала» существования в новом государстве института церкви. Итогом этого станут репрессии в отношении сотен священнослужителей. Этот процесс не обойдёт стороной и Хабаровск.
История одной церкви
Гуляя по улицам родного города, совсем немногие его жители, задумываются о том, — как сильно изменился их облик за последние сто лет. А зря… Можно с полной уверенностью говорить о том, что если бы нам удалось, как героям рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром» переместиться на машине времени в прошлое, — мы бы не узнали до боли знакомых нам мест.
Так, например, оказавшись в районе пересечения ул. Барановской (ул. Волочаевской) и ул. Корсаковской (ул. Ленина) вместо монументального здания управления ВВС и ПВО Восточного военного округа мы наткнулись бы на Алексеевскую площадь с построенной на ней церковью.
Идея о строительстве храма возникла в конце XIX века и уже 19 ноября 1897 года в Хабаровске был создан специальный комитет по постройке храма. К этому властей подвела большая загруженность остальных приходов города. Ещё бы, — ведь на почти 15 тысяч жителей (без учёта приезжих) в городе в это время действовало только несколько храмов и церквей: Софийская церковь при женской гимназии, Филипповская церковь при кадетском корпусе, Градо-Хабаровский Успенский собор, Церковь во имя Преподобного Симеона Столпника, храм Святителя Иннокентия Иркутского и т. д.
У кого-то возникнет мнение о том, что всех этих мест религиозного культа должно быть достаточно, но не стоит забывать, что львиная доля горожан в то время исповедовала христианство (в большей степени — православное, гораздо меньше — римско-католическое). Кроме того, каждый христианин должен был, как минимум раз в году, побывать на исповеди и причаститься иначе его ожидали определённые правовые ограничения со стороны государства. Так, например, п. 6 ст. 362 «Полного свода законов Российской империи» не допускал «в деле тяжебном» к свидетельству под присягой «не бывших никогда у святого причастия».
В церковь шли не только для того, чтобы удовлетворить свои духовные потребности, попросить совета у батюшки или покаяться в грехах. Православный священник начала XX века, — это ещё и духовное лицо, на которого государством возложены функции работников нынешнего ЗАГСа, — регистрация актов рождения, брака и смерти. Помимо этого, священнослужитель регистрировал и случаи принятия таинства крещения уже взрослым человеком, ранее исповедовавшим иную веру, предоставлял различные справки, вёл отчётность и т. д. Учитывая всё это, можно с полной уверенностью говорить о том, что проблема с наличием в Хабаровске церквей в конце XIX — начале XX века стояла очень остро…
Именно это и привело к сооружению Хабаровской Алексеевской церкви Благовещенской духовной консистории.
Идея о её строительстве возникла во второй половине 1890-х годов. Уже 19 ноября 1897 года в нашем городе был учреждён специальный комитет по постройке храма. Но осуществить данный проект мешала извечная российская проблема, — отсутствие денег. В городской казне не было 70 тысяч рублей, требуемых для возведения и облагораживания здания.
Тем временем, в ходе подавления восстания ихэтуаней — «боксёров» на территории Китая в боях отличилось приамурское казачество. Это позволило изменить ситуацию с постройкой церкви. К 1902 году командующий войсками Приамурского военного округа, генерал-лейтенант Н.И. Гродеков пожертвовал на постройку церкви 10 тысяч рублей. К этому времени ещё 14 тысяч рублей было уже накоплено для начала работ.
Церковь решили соорудить на Артиллерийской горе и посвятить её покровителю приамурских казаков, — Алексию, человеку Божьему.
Чтобы ускорить процесс сбора денег, комитет обратился с воззванием о сборе добровольных пожертвований к хабаровчанам.
К 24 июня 1903 года, по инициативе протоиерея Черных, была сооружена и начала действовать деревянная Алексеевская часовня, первоначально приписанная к Градо-Хабаровскому Успенскому собору, а через семь лет ставшая самостоятельным приходом.
3 июля 1907 года епископ Благовещенский Владимир торжественно заложил церковь. Работы по её возведению велись под неусыпным и постоянным контролем военного инженера Редько Михаила Ефимовича (под его же руководством возводилось и здание хабаровского арсенала). Работы, шедшие с перерывами, удалось завершить только летом 1914 года. 6 октября епископ Благовещенский Евгений освятил новую церковь.
Дальнейшие перипетии истории привели к тому, что в ходе развернувшейся на территории бывшей империи Гражданской войны 1917—1922 годов в обществе поменялась не только власть, но и система ценностей, идеология. И в ней не было места для религии. Вскоре Алексеевскую площадь переименовали в Волочаевскую, а затем — в Пожарскую. В 1932 году была закрыта уже сама церковь. Вскоре она была снесена.
Длительный период времени об истории Алексеевской церкви не вспоминали. Постепенно река времени стёрла из памяти широких масс хабаровчан воспоминания о ней. Город рос и застраивался. И только после распада СССР и ослабления влияния коммунистической идеологии об этой церкви заговорили вновь.
Первый священнослужитель
Одним из первых священнослужителей Хабаровской Алексеевской церкви Благовещенской духовной консистории, исполнявшим в ней церковные службы в начале XX века стал уроженец Вятской земли, протоиерей Леонид Тихвинский.
Необходимо отметить, что информации о личности протоиерея Тихвинского — мало. Но, тем не менее, кое-что узнать нам о нём удалось.
Леонид родился в семье священнослужителя Симеона Тихвинского в Благовещенске, в 1881 году. Там же окончил духовную семинарию и получил статус приходского священника. Служить ему приходилось в сельских храмах, расположенных на территории нынешних Амурской области и Хабаровского края.
С 4 февраля 1914 года Леонид стал настоятелем Хабаровской церкви святого Алексия, человека Божия. На этом посту ему, к примеру, довелось крестить многих хабаровчан и, в тои числе — отпрысков Тарабарова Семёна Максимовича, — хлебороба, в честь которого позже был назван остров на реке Амур.
С 1 января 1920 по 9 февраля 1926 года протоиерей Леонид Тихвинский служил заместителем благочинного церквей Хабаровска, затем — протоиереем Алексеевского собора.
В 1926 году его направляют на службу в Троицкую церковь села Волково, что располагалось в селе Волково Слободского района Вятской области.
Дальнейшая судьба священнослужителя оказалась незавидной. Он был арестован по подозрению в участии в контрреволюционной группе, осуществлявшей шпионаж в пользу иностранной разведки. 9 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Кировской области приговорила протоиерея Тихвинского по ст. 58—10 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу. Всё его имущество конфисковывалось.
«Церковник сергиевской ориентации»
Вместе с Леонидом Тихвинским погиб и ещё один наш земляк, — уроженец Хабаровска, иерей Михайлов Игнатий Евдокимович.
В 1879 году в семье хабаровского купца 2-й гильдии, отставного фельдфебеля Евдокима Михайлова родился сын. Никто не думал, о том, что ему предназначена судьба мученика.
По окончании Благовещенской духовной семинарии он служил в Хабаровске священнослужителем в разных храмах, а в 1914 году стал священником в 9-й Сибирской стрелковой дивизии, где оказывал помощь медицинскому персоналу при лазарете.
В дни Первой мировой войны 1914—1918 годов, вместе с частями дивизии Игнатий Евдокимович отправился на Румынский фронт, где, по некоторым данным, за отличие был награжден знаком отличия ордена святого Георгия 4-й степени.
После Октябрьской революции 1917 года и вплоть до 1937 года иерей Игнатий служил в разных городских и сельских храмах и церквях: гг. Хабаровск, Сталинград, Новосибирск и Саратов, с. Полом и с. Бобино Кировской области.
В конце 1937 года в Кировской области органами НКВД на территории Кировской области была арестована «контрреволюционная группа церковников сергиевской ориентации» во главе с Киприаном Комаровским, архиепископом Кировским и Слободским. По мнению органов госбезопасности в неё входил и Игнатий Евдокимович.
Постскриптум
11 декабря 1937 года приговор тройки в отношении Киприана Комаровского, Леонида Тихвинского, Игнатия Михайлова и ещё двух священнослужителей был приведён в исполнение в подвале внутренней тюрьмы НКВД города Кирова. В последствии расстрелянные будут реабилитированы.
В соавторстве с Ю. Э. Савицкой
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен