Издревле многие народы, населявшие территорию бывшего СССР, придавали особое, сакральное значение таким личным данным человека, как его имя (личное имя человека), отчество (имя по отцу) и фамилия (именование по роду). Так, некоторые из них в дохристианский период времени считали, что, например, имя можно украсть и, овладев им, — завладеть душой самого человека. Можно с полной уверенностью говорить о том, что имя, отчество и фамилия каждого человека в нашей стране отражает отдельные элементы истории нашей Родины. Сегодня мы попробуем разобраться, — как поможет нам восстановить историю своей семьи понимание того, — почему мы носим именно эти фамилии, эти имена и отчества.

«Богом данный…»

Имена отражают быт, особенности культуры, мировоззрения народов, их взаимодействие с остальными регионами земного шара, исторические этапы и особенности социально-экономического развития. Историю их возникновения изучает такая подотрасль науки как антропонимика.

Наибольшее количество знакомых нам имен — русские. Это связано с тем, что именно русский народ стал основой для образования российского государства, именно он вобрал в себя элементы культуры многочисленных соседних народов. В отличие от многих стран мира традиционно у русских имеется одно имя. Условно в истории русских имён выделяют три этапа: дохристианский, христианский и советский.

Дохристианский этап русских имён связан с именами, созданными на восточнославянской почве. Имена воспринимались как неотъемлемая часть самого человека. Часто имена доверяли только самым близким людям, скрывали от врагов. Древнерусские имена раскрывали весь колорит русского языка и были разнообразны. Они могли быть числовыми: Первак, Вторак, Третьяк и т. д. Имена могли отражать характерные физические признаки: цвет волос и кожи, рост, вес, нехватку конечностей и т.д.

Порой на выбор имени влияли черты характера и поведение человека, ожидаемость его появления в семье. Об этом говорят такие имена, как: Бессон, Булгак, Забава, Несмеяна, Добрыня, Неждан, Поспел, Людмила («людям милая»), Всеволод («всем владей»), Богдан («богом данный») и т. д.

Иногда детей называли в честь времени рождения: Вешняк, Зима, Мороз и т.д. Так, например, «русское» имя Юлия восходит к римскому родовому мужскому имени, возникшему от греческого «Ioulos» — «кудрявый». В Риме же месяц квинтиллий был переименован в честь Юлия Цезаря.

Необходимо отметить, что эта версия происхождения имени подтверждается большим количеством родственных Юлии имён в европейских языках: английском, — Джулия, французском, — Жюли, итальянском, — Джульетта).

Свой отпечаток наложила и суеверность восточных славян, дававших детям «плохие» имена, способные отвращать злые силы, невзгоды, смерть. Большой интерес вызывает наличие языческих имён «животного» или «растительного» содержания: Волк, Трава, Ветка и т.д. Это, очевидно, объясняется верой славян в обожествлённые силы животного или растительного мира.

Многие из этих имён сохранились в том или ином виде и в наши дни.

Христианский период в истории сложения имён охарактеризован тем, что православная церковь, с момента крещения Руси в 988 году стала активно насаждать заимствованные из византийской культуры имена, имеющие греческое или латинское происхождение. Именно они и составляют львиную долю имён, которыми мы пользуемся в наши дни.

И, хотя еще вплоть до XVIII века в исторических источниках можно было встретить упоминание о людях, имевших сразу два имени — христианского и дохристианского периода, тем не менее, постепенно старорусские имена вроде Горыни, Святополка, Остромира, — выходят из обихода или становятся прозвищами.

Имена детей в православных семьях русских людей были тесно связаны со святцами, — т.е. списком святых, которых чтила православная церковь. По церковным канонам новорожденного следовало крестить через неделю. Крещение ознаменовывало собой приобщение нового человека к вере Христовой. Однако, в реальности, например, здесь на Дальнем Востоке это правило часто нарушалось и отец вместе с восприемниками (крёстными) относил ребёночка в церковь уже в ближайшие день — два после его рождения. Мама же, по вполне понятным причинам, присутствовать на данном таинстве не могла и все данные о младенце записывались со слов папы или восприемников — крёстных родителей ребёнка.

Выбору имени отводилось важное значение. Однако, в то же время, эта процедура была определенна. Как правило, ребёнку давали имя того святого, день которого или совпадал с днём крещения младенца или «располагался» рядом с ним. Аналогичные правила же действовали в случае перехода в христианскую православную веру уже взрослого человека (на Дальнем Востоке это, — чаще всего китайские, корейские или японские подданные). Считалось, что этот святой будет «наставлять» крещённого в его честь человека на протяжении всей его жизни. Так, чаще всего в «Святцах» упоминаются имя «Иоанн» (Иван) — 79 раз. Анна упомянута 19 раз, Мария — 12 раз.

Учёт актов рождения и перехода в православие вёлся православными священниками путём записи в специальные документы — метрические книги, которые повсеместно стали вводиться в Российской империи в 1850-е годы и продолжали вестись в некоторых местах России вплоть до 1922 года включительно. Аналогичные актовые записи, как правило, вели католические, протестантские, мусульманские, иудейские священнослужители. Учётом же лиц иных конфессий и старообрядцев в большинстве мест был возложен на органы полиции или местной администрации.

Градо-Хабаровский Успенский собор, конец XIX - начало XX века. Источник: vsegda-pomnim.com

При этом, необходимо отметить, что имена, дававшиеся детям из крестьянских, мещанских или казачьих семей в период конца XIX — начала XX веков немного отличались от дворянских или купеческих имён. Так, например, среди крестьян мы можем встретить Марф и Акакиев, Акулин и Киприанов в то время, как среди привилегированных слоёв населения были более приемлемы Екатерины и Дмитрии, Ольги и Алексеи и т.д.

Стоит отметить, что при разборе своих родословных необходимо учитывать и церковные правила написания имён. Современное произношение имён и их написание в дореволюционной России было другим, непривычным для нынешнего произношения. Отсюда Семён мог быть Симеоном, Алексей — Алексием, Дмитрий — Димитрием, Ульяна — Иулианной, Иван — Иоанном, Данил или Данило — Даниилом и прочее. В то же время, в условиях современности правильное написание личных имён в документах является очень важным действием с правовой точки зрения.

Часто в простонародье одно имя «давало» сразу несколько производных имён. Так, значащиеся в современных нам документах Юрий и Егор, в дореволюционных метриках, например, могли быть записаны как «Георгий». При этом, иногда можно столкнуться с тем, что один и тот же человек в течение жизни в ряде документов упоминается как Егор, а в иных, — как Юрий. В этом случае возникшую правовую коллизию может разрешить только суд, который подтверждает своим решением принадлежность обоих имён одному и тому же человеку.

Положение изменилось с наступлением событий революционного 1917 года. После того, как политическая борьба за власть в отдельных частях советской России завершилась победой большевиков, в стране постепенно сформировалась единая система органов ЗАГС. Теперь им надлежало регистрировать все акты гражданского состояния, происходившие в жизни каждого человека (в т. ч. — его рождение). Необходимо отметить, что в первые годы существования советской власти часть граждан по ряду причин добровольно изменило не только свои года рождения и фамилии, но также имена. Это существенно затрудняет восстановление истории семьи.

Новая власть даровала советскому гражданину не только новую жизнь и новые цели в жизни, но и право выбрать любое имя, как для себя самого, так и для своих детей. Это привело к внедрению в русский язык многих иностранных имён (французских, польских, немецких и т. д.), а также новых, созданных самостоятельно. Дозволялось оставить и старое имя, полученное взрослым человеком при крещении.

Данная свобода привела к тому, что у многих детей в нашей стране появилось огромное количество странных имён. На сегодняшний день, по некоторым подсчётам, в русском языке значится более 3 тысяч личных имён, возникших с 1917 года. Среди них мы видим заимствования из растительного мира, названий химических элементов, минералов, природных объектов, месяцев, математических терминов, технических изделий, — например: Берёза, Радий, Гранит, Арарат, Алгебраина, Дрезина, Октябрина, Ноябрина, Декабрина и мн.др.

Порой фантазия родителей образовывала имена детей от сложения нескольких слов, среди которых мы видим революционные лозунги, названия государственных учреждений и общественных организаций, международных движений и политических процессов. Такими, например, стали: Ким (от «Коммунистического интернационала молодёжи»), Роблен («родился быть ленинцем»), Ревдит («революционное дитя»), Лорикэрик («Ленин, Октябрьская революция, индустриализация, электрификация, коллективизация, социализм»), Райтия («районная типография»).

Фотография из цикла С.О. Фридлянда «Лица советской эпохи», 1940-е годы. Источник: humus.livejournal.com

В то же время увеличился интерес населения к иностранным именам, заимствованным у других народов, о чём говорят такие имена, как: Роберт, Рудольф, Эдуард, Эрик, Жанна, Ева, Изольда и т. д. Особым видом имён стали имена, сочетающие в себе сложение имён родителей ребёнка, например: Миолина (дочь Михаила и Ольги), Владикатра (дочь Владимира и Екатерины).

Подобные тенденции, пусть и в гораздо меньшем объёме имеют место быть и сегодня.

Свою отдельную историю имеют имена иных народов и религиозных конфессий, населяющих территорию современной России.

Таким образом, имена, при их внимательном изучении могут подсказать нам достаточно многое, — от исторического периода, в котором появился наш предок до имён его родителей.

Сошлись воедино

Изучение родословной семьи, -это достаточно сложный и длительный процесс. Поэтому, когда меня спрашивают о том, — возможно ли её исследование только по фамилии, я отвечаю: «нет»! Но, в то же время, фамилия может стать хорошей подсказкой в наших поисках. Какую же роль она играет?

Издревле фамилии были призваны отвечать на вопрос о том, к какой семье принадлежал человек, чем он отличался от остальных в этом мире.

Наиболее распространенными фамилиями в современном российском обществе продолжают оставаться русские, украинские и белорусские фамилии. Но формироваться исторически они стали позднее, чем прошёл аналогичный процесс на территории Западной Европы. Некоторые исследователи считают, что на территории нашей страны, на сегодняшний день существует не менее 200 тысяч фамилий.

Украинские и белорусские фамилии «выросли» из прозвищ. Они давались людям, имеющим какие-либо явные физические отличия от остальных, или обладали уникальной профессией, хобби. В большей степени их обладателями становились представители привилегированных слоёв населения. Так, например, корни такой распространённой на Дальнем Востоке фамилии, как Тарабаровы «говорят» о том, что, возможно их предки любили поговорить, или обладали какими-то особенностями речевого общения, а также уникальными знаниями в области лингвистики.

Русские фамилии представляли собой существительные единственного числа в именительном падеже. Они указывали на принадлежность или происхождение человека.

Фамилия не являлась обязательным атрибутом и появлялась только тогда, когда возникала необходимость для этого. Так, основная масса населения Российской империи к началу XX века была представлена крестьянским сословием. Они не были мобильны, а потому — редко переезжали с места на место. Только какие-то чрезвычайные в их жизни события могли подвигнуть такую семью на приобретение фамилии, необходимой для регистрации юридического события, например: получения вольной, приобретения паспорта, воинский призыв и т.д. В то же время, мобильная часть населения, представленная сословиями дворян и купцов, получила свои фамилии значительно раньше.

Вятская губерния, крестьяне, XIX век. Источник: cyrillitsa.ru

Существовали и свои особенности в процессе «создания» фамилий. Так, если оно оканчивалась на «— ь», «— ч», «— или», «— й», то фамилия приобретала окончание — ев. Если имя или прозвище оканчивалось на гласную букву, то фамилия завершалась на «— ин». Если на согласную, — то на «—ов».

Княжеские и боярские фамилии указывали на родовые земли, принадлежащие семейству или местность, откуда они были родом (Шуйские, Бельские, Звенигородские, Вяземские, Городецкие и т.д.) По аналогичному признаку были сформированы и фамилии российских еврейских семей.

Немного сложнее дело обстояло с фамилиями крестьян. У тех из них, кто занимался отхожими промыслами и уходил на заработки из родной деревни, — фамилия появлялась практически сразу, как только они это делали. Это объяснялось необходимостью их регистрации. Аналогичная же ситуация происходила с теми, кого «забривали в солдаты». Массовое же приобретение крестьянами фамилий произошло только после реформы по отмене крепостного права 1861 года, особенно — когда крестьяне стали уходить в города, где фамилия была просто необходима. Фамилии на своё усмотрение присваивали чиновники и именно от их расположения к человеку зависело то, какого содержания она будет. Чаще всего крестьян называли по фамилии их вчерашних помещиков. Порой это приводило к тому, что целые деревни записывались на одну и ту же фамилию (например, — Багаевы, Ивановы и т.д.) Реже фамилии образовывались из прозвищ или из нерусских фамилии.

Основная масса фамилий священнослужителей возникла в XIX веке. До этого батюшек называли просто — с приставкой «отец», например: «отец Василий», «отец Кондрат» и т.д. Если у батюшки появлялся сын, то, как правило, он получал фамилию «Попов» или производные от названий церквей, где служили их отцы, икон (например, — фамилия «Державин» — от иконы «Державная», Достоевский — от фамилии «Достойно есть»), праздников («Благовещенский», «Богоявленский» и т.д.), имён святых или их эпитетов (например, — «Коринфский», «Магдалинский» и т.д.), от названий из Ветхого и Нового Заветов, черт характера самого священника, от названий географических мест, имени благодетеля, растений, животных, минералов,

природных явлений, языческих богов. Семинаристы получали фамилии наряду с действующими священниками.

По фамилии можно проследить и переезд крестьян из одной местности в другую. Для этого достаточно изучить географию своей фамилии. Сделать это можно, используя, например, различные Книги Памяти, телефонные справочники, электронные базы данных, в которых указывались места рождения погибших.

Отдельную незначительную категорию населения составляли ассоциальные элементы, активно совершающие преступления и не спешащие делиться своей фамилией. В случае поимки их органами правопорядка в XIXвеке они часто не называли фамилий, утверждая, что они их не помнят или не знают. Таких людей часто регистрировали как «Непомнящий», «Безродный» и т.д.

Не стоит забывать, что Россия — страна многонациональная, в которой проживает более 190 народов и народностей. У каждого из них — свои исторические особенности создания фамилий, свои особенности и традиции их произношения и записи. Поэтому при исследовании истории своего рода необходимо с особой тщательностью относиться к изучению культуры своего народа, а также особенностям сложных перипетий истории в разные её периоды.

«Василий — сын Петра…»

Третьей составляющей личных данных человека, помимо имени и фамилии, является его отчество, изначально обозначающее принадлежность человека к роду его отца. Чаще всего с ним сталкиваются при изучении документов, раскрывающих какие-либо биографические данные предка.

И, если с отчествами, полученными в период советского времени всё относительно ясно и понятно, то вот с отчествами дореволюционного периода, — не всё так просто как того хотелось бы.

Первым упоминанием отчества в исторических источникам стала запись, датированная 945 годом. Первые отчества были связаны с княжескими родами: Святославичами, Ольговичами, Ярославичами и т.д. При этом, представителей княжеских кровей было принято величать не только по отцу, но и по деду, прадеду, — например: «Владимир Святославович, внук Всеволож, правнук Олегов». С XV века в обиход вошли суффиксы «— ович» и «-евич».

Вплоть до начала XX века обращение к человеку с произношением его отчества многими воспринималась как привилегия, которой удостаивались знатные люди (первоначально это были князья, и старшие бояре, затем — дворянство и купечество). Обращение же к человеку по полным имени-отчеству или просто по отчеству в крестьянской среде считалось выражением почтения к нему и его возрасту.

В то же время, обращаться по отчеству, например, к молодому человеку, не имевшему жизненного опыта, учёных знаний или профессиональных навыков мастера не полагалось. Но, если этот человек совершал какой-нибудь чрезвычайно важный, героический поступок, то право носить фамилию ему даровалось официально, — как награда и возможность прославлять имена своих предков. Сам же он становился «именитым» человеком.

В дворянской среде именование человека в процессе общения только по отчеству считалось поступком, оскорбляющим честь и достоинство собеседника — дворянина.

Так, согласно «Табелю о рангах», введённому Петром I в российском обществе проводилось чёткое разграничение между простыми и знатными людьми. К отчеству вторых надлежало примыкать окончание «-ович».

Простых же людей именовали по имени отца или с использованием слов «сын», «дочь», «дети», например: «Василий Петров Кайгородов» или «Василий Кайгородов, сын отставного солдата деревни Драгунской Петра Кайгородова», что означало «Василий, — сын Петра Кайгородова». Упоминание отчества здесь осуществлялось в случае возникновения необходимости внести запись о человеке в какой-либо документ (например, — в ревизскую сказку или метрическую книгу в XIX веке, в случае «забривания» в солдаты и т.д.).

Метрическая книга, 1917 год, Раздел «О родившихся». Источник: scan.cnews.ru

Отдельно стоить отметить существование так называемых «матронимов», — т.е. отчеств, которые давались ребёнку не по линии отца, а по линии матери (например, — «Авдотьевич», «Настасьевич»). Это было связано с тем, что по каким-то причинам в семье отца могло не быть или мать ребёнка занимала высокое социальное положение. Наибольшее использование «матронимы» имели в древней и средневековой Руси.

При этом, необходимо отметить, что вплоть до начала XVIII века простые люди упоминались в письменных людях с определённым уничижительным оттенком, например, — «Митка Сомов» или «Прошка Кузнецов». Подобное явление было запрещено лишь специальном указом Петра I в 1700 году.

Можно с полной уверенностью утверждать, что наличие отчества у человека являлось свидетельством дани уважения родителям, а также права наследовать их духовное и имущественное богатство.

Следуя этим правилам священнослужители и вносили соответствующие записи в метрические документы того времени, являвшихся основным источником регистрации актов гражданского состояния в тот период времени.

Постскриптум

Таким образом, становится очевидным то, что имя, фамилия и отчество всегда имели и имеют важное значение в жизни человека. Раньше они определяли положение человека в обществе и их социальный статус. Сейчас же они могут дать человеку уверенность в своих силах, понимание принадлежности к большой семье с богатым историческим прошлым и традициями, ответственность за свои поступки перед памятью своих предков.


При создании данной публикации были использованы материалы  Государственного архива Хабаровского края 

В ТЕМУ:
Неизвестные землепроходцы России: страницы покорения Дальнего Востока

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен