В небе - «ночные ведьмы»! История дальневосточной лётчицы Нины Распоповой
Каждый год 8 марта наша страна отмечает праздник, посвященный прекрасной половине нашего человечества, — международный женский день. В этот день многие мужчины стремятся проявить своё внимание к любимым половинкам, приготовив завтрак, подарив цветы и подарки, наведя порядок дома. Ведь традиционно считают, что женщины — это хранительницы домашнего очага и мужская поддержка. Но так уж трагично сложилась история нашей Родины, что часто нашим мамам, бабушкам, сёстрам, жёнам и дочерям приходилось брать в руки оружие и вставать в строй вместе с мужчинами…
Учёба
Одним из таких воинов стала наша землячка — дальневосточница, уроженка с. Магдагачи Амурской области, Нина Максимовна Распопова. Она родилась 31 декабря 1913 года в семье рабочего, выросла в с. Черновка Свободненского района. Детей было много и достатка в семье не было. Неграмотные родители старались прокормить семью, перебиваясь случайными заработками. В конце концов, папе удалось устроиться работать на прииск «Урюм». Вскоре туда пришла работать и Нина…
Однажды, придя домой, отец сказал Нине, что ей от комсомола и профсоюза выделили путёвку на обучение в Благовещенское горнопромышленное училище. Попасть туда Нине оказалось не просто… Она с большим трудом прошла собеседование, — ей не хватало полного начального образования, а также знаний по химии и физике.
Учёба давалась Нине Распоповой трудно. Ей приходилось изучать новые предметы самостоятельно, с самых «основ». 15 рублей студенческой стипендии едва хватало на продукты. Но девушка не унывала и, несмотря на трудности, упорно трудилась над собой, а также организовывала общественную жизнь.
Быстро пролетели 3 года учёбы. Но поработать по специальности Нина не успела. Практически сразу же её вместе с подругой Дусей Усольцевой вызвали в горвоенкомат. Военком предложил ей и ещё нескольким девушкам поступить на учёбу в Пермскую лётную школу. СССР в предверии будущей войны укрепляло свою авиацию, создавало новые самолёты, которым требовались подготовленные пилоты.
Но ехать в Пермь ей не пришлось. Прямо там же, в военкомате, Нина получила предложение секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева и секретаря крайкома ВЛКСМ Петра Листовского поступить в Хабаровскую лётную школу ОСОАВИАХИМа, где готовили пилотов гражданской авиации. Так Нина Распопова и познакомилась с нашим городом.
«Дорога» в небо
Нину подвёл маленький рост. Несмотря на её просьбы, приёмная комиссия не хотела зачислять её в школу, — она с большим трудом доставала до педалей. Спасло вмешательство Косарева, — и Нину приняли.
Прошла теория, сданы экзамены, и молодые пилоты приступили к лётной практике. И снова — трудности.… Но тут помощь пришла оттуда, откуда её не ждали. Инструктор Пётр Лебедев, заметив, что курсанту не хватает роста, «закрыл» глаза разрешил ей сдвинуться во время почти на край сиденья. В марте 1933 года вывозная программа подходила к концу, но в полётах у Нины всё равно не всё складывалось ровно. После того, как её вызвали к легендарному лётчику, старшему начальнику Александру Святогорову, для проверки техники пилотирования, — сердце юного пилота забилось… «Теперь — точно отчислят», — подумала она.
Опытный пилот Святогоров разглядел в низеньком курсанте желание летать. Будучи смелым и отчаянным человеком, Александр Павлович допустил Распопову к полётам, сам сел за штурвал самолёта и на практике показал девушки её ошибки. Чтобы Нина смогла хорошо летать, — он пошёл на хитрость, — привязал к педалям самолёта книги. Так, благодаря «воздушному хулигану» и другу Валерия Чкалова, — Александру Святогорову, Нина получила «дорогу» в небо.
«Иди, — летай!»
Успешно сдав экзамены и окончив школу, Нина была направлена на работу инструктором в лётно-планерную школу г. Спасск-Дальний. Местная авиашкола только проходила период становления и потому пилоты практически не летали, а их инструкторы были вынуждены болтаться без дела. Перевод в авиашколу в Балхаше (Казахская ССР) привёл к этому же разочарованию. Только после поездки в Тушино в лётной карьере Распоповой произошли изменения. Её взяли инструктором в Омский аэроклуб ОСОАВИАХИМа.
Здесь она, наконец-то, получила практику управления самолётом, планером и 7 апреля 1934 года совершила свой первый прыжок с парашютом. Здесь же состоялось её знакомство с Героями Советского Союза В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым, посетившим город. На всю жизнь она запомнила фразу Чкалова, который, заметив её взгляд, сказал: «Не смотри так на мою звезду, у тебя будет такая же».
Казалось бы, ничего не сможет омрачить жизнь и карьеру молодой лётчицы. Но не тут-то было.… В 1937 году Нина узнаёт о гибели в авиакатастрофе своей подруги, — Ани Гордиенко. Пилотируя гражданский самолёт с пассажирами на борту, в условиях сильного тумана и захода на посадку, та не заметила высотного строительного объекта и врезалась в него. Погибли все, находящиеся на борту…
Оправившись от первого «удара» судьбы, Нина получила, и второй…Внезапно она вместе с 16 другими членами аэроклуба была отстранена от полётов и исключена из комсомола. В то время такие меры были предвестником более грозных событий в жизни человека… Долго она не могла понять причин этого. Но, в конце концов, — выяснились страшные подробности. Нину обвинили в связях с «врагами народа», которыми оказались А. Косарев, П. Листовский и руководитель Хабаровской лётной школы Зинаида Кокорина.
Ситуацию спас случай. В это время г. Омск посетил Член Политбюро ЦК ВКП (б) Емельяна Ярославского. Во время встречи с жителями города Нина Максимовна встала у выхода и в тот момент, когда Ярославский заходил в зал, она опередила охрану и успела втиснуть в руку Ярославскому записку. В ней она описала свою проблему и в конце поставила вопрос о том, что означает «враг народа»?
Пройдя к трибуне, Ярославский прочитал вслух записку и, обернувшись к Президиуму спросил: «Что же вы делаете с народом?», а затем добавил: «Разберёмся».
На следующий день на улице рядом с Ниной внезапно остановился чёрный автобус и двое мужчин пригласили её проследовать с ними. «Арест!», — подумала она. В тот момент, когда автомобиль проезжал мимо дома, где жила Нина, она попросилась остановить машину, чтобы забежать домой и предупредить сестру. Взяв кое-что из вещей, Нина вернулась в машину.
Но, вопреки её ожиданиям, автомобиль привёз её к зданию обкома партии. Вместе с обеими сопровождающими Нина прошла в зал, где проходило какое-то заседание. Когда дверь открылась, девушка увидела, что за столом, среди многих начальников сидел Ярославский. «Вот тебе, девушка, твой комсомольский билет! Иди, — летай!», — произнёс он и вручил лётчице заветную красную книжечку. Но, несмотря на такой поворот событий, в Омском аэроклубе она больше взлететь так и не смогла. Местное начальство опасалось снимать с неё «санкции».
Осознав это, Нина Максимовна была вынуждена уехать в г. Москву, чтобы поступить на курсы усовершенствования командного состава при Центральном аэроклубе ОСОАВИХИМ. И снова — препятствие. К моменту приезда в столицу занятия на курсах шли уже три месяца и Нину не хотели зачислять на них. Но её упорство взяло вверх, — она успешно сдала все зачёты, выполнила контрольные полёты и была зачислена. Проучившись 9 месяцев, лётчица попросилась на работу в Мытищинский аэроклуб в качестве лётчика-инструктора. Работы оказалось много и работала она с удовольствием. Все планы поменяла война.
На фронте
6 октября 1941 года, после полёта, инженер аэроклуба принёс Нине телеграмму с вызовом в г. Москву. В здании ЦК ВЛКСМ проходил набор добровольцев в женскую авиачасть. После прибытия в г. Саратов у отобранных девушек началась интенсивная учёба. Занятия проходили по 12 часов в день.
8 февраля 1942 года из состава авиачасти выделился самостоятельный полк лёгких ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Давыдовны Бершанской. Вскоре прибыли и самолёты, на которых лётчицам пришлось воевать — это были знаменитые У-2. В мае 1942 году полк убыл на фронт и сразу по прибытии принял участие в боевых действиях.
Из наградного листа на представление Нины Максимовны Распоповой к званию «Герой Советского Союза»: «Тов. Распопова в полку находится с первых дней его организации. На фронте борьбы с немецкими захватчиками проявила себя волевым, работоспособным, бесстрашным командиром. От рядового лётчика выросла до командира звена. Произвела лично 805 боевых вылетов. Налетав при этом 1000 часов. Имеет общий налет 2743 час. Сбросила по уничтожению мотомехчастей и живой силы противника 110 тонн бомбового груза. Точными бомбовыми ударами в стане врага было вызвано 135 сильных взрывов, 96 очагов пожаров, уничтожено и повреждено 3 переправы, Iж.д. эшелон, подавлен огонь 3— артбатарей, взорван склад с боеприпасами, уничтожен прожектор и 6 автомашин с горючим и боеприпасами. Эффективность показана далеко по неполным данным, а только то, что подлежало учету. Разбросано войскам противника свыше пол миллиона листовок.
Тов. Распопова принимала самое активное участие в обороне Северного Кавказа,, где под моздоком была тяжело ранена. Нещадя сил и самой жизни выполняла боевые задания по разгрому немцев на Таманском и Крымском полуостровах, в Белоруссии, в Польше и самой Германии. Летала на боевые задания смело, умело, маневрировала в зоне прожекторов и зенитного огня противника. Техника пилотирования отличная. Эффективность бомбовых ударов высокая. Так например:
В ночь на 9 сентября 1942 г. тов. Распопова получила боевое задание уничтожить войска противника в районе Моздока. При заходе на цель прямым попаданием ЗА был пробит бензобак тов. Распопова осколками снарядов была ранена. Штурман экипажа также получила ранение. Истекая кровью, не теряя сил и самообладания экипаж вывел самолет из под обстрела, отбомбился точно по цели, в результате чего был вызван сильный очаг пожара. Идя от цели экипаж вынужден был приземлится на нейтральной полосе. Истекая кровью тов. Распопова ночью вместе со штурманом напрягая все силы пробралась на свою территорию к наземным войскам. Спасла жизнь себе и штурману.
В ночь на 14 декабря 1942 г. уничтожила войска противника в п. Павлодольске. Несмотря на сильное ПВО противника экипаж достиг цели произвел бомбометание, точным бомбовым ударом было вызвано 2 сильных взрыва, результат действия подтверждают гвардии лейтенант Пискарева и капитан Попова.
В ночь на 21 мая 1943 г. тов. Распопова бомбила по скоплению мотомехчастей противника в пункте Неберджаевская. Несмотря на сильное ПВО противника достигла цели и в результате бомбового удара был вызван сильный очаг пожара, что подтверждают гвардии ст. лейтенант Саброва и гвардии ст. лейтенант Худякова.
В ночь на 1 декабря 1943 г. производила бомбометание по скоплению войск противника в п. Булганак. При подходе к цели экипаж был схвачен 3-мя прожекторами противника и обстреливался зенитным огнем. Тов. Распопова умелым маневром вывела самолет из прожекторов и обстрела, достигла цели, точно произвела бомбометание, в результате чего был подавлен огонь одной артбатареи. Подтверждают гвардии лейтенант Аронова и гвардии ст. лейтенант Гельман.
В ночь на 9 мая 1944 г. бомбила по отступающим войскам противника на мыссе Херсонес. В результате точных бомбовых ударов было вызвано два сильных взрыва с густым черным дымом, последующие экипажи гв. ст. лейтенанта Серебряковой и гвардии лейтенанта Клопковой подтверждают, что были взорваны машины с боеприпасами.
В ночь на 1 августа 1944 г. бомбила по войскам противника по дороге юго-западнее г. Августув. Точным бомбовым ударом было уничтожено две автомашины, которые горели в течение 30 мин. Результат действия подтверждают гвардии лейтенант Тихомирова и гвардии лейтенант Ульяненко.
В ночь на 15 января 1945 г. экипаж уничтожал войска противника по дороге от п. Насельск. Точными бомбовыми ударами было вызвано два сильных очага пожара с черными клубами дыма, результат действия подтверждают гвардии лейтенант Дудина и гвардии старшина Волосюк.
В ночь на 22 марта 1945 г. бомбила отступающие войска противника в п. Цоппот. Несмотря на сильное ПВО противника, умело маневрируя в зоне зенитного огня экипаж достиг цели, произвел бомбометание и точным бомбовым ударом был подавлен огонь одной артточки, подтверждают гвардии лейтенант Меклин и гвардии мл.лейтенант Рауцкая.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, лично произведенные за период Отечественной войны 805 боевых вылетов, с высокой эффективностью, проявленные при этом мужество, отвагу и геройство гвардии ст. лейтенант Распопова достойна высшей Правительственной награды присвоения звания «Герой Советского Союза».
Постскриптум
В своей книге «Ночные ведьмы» Р. Аронова писала: «Нет, жизнь не может быть сплошным светлым праздником. А чтобы ощутить, как прекрасен свет, нужно пройти через тьму.»
Нина Максимовна, как и многие женщины — фронтовики хлебнула этой тьмы досыта. После окончания войны она была вынуждена долго лечиться. Сказались ранения и перенесённые потрясения. Она больше не смогла летать. Вернувшись в подмосковные Мытищи, Нина Максимовна попыталась наладить мирную жизнь.
Так, она поддерживала связь с однополчанами, работала секретарём в местном Совете. Н.М. Распопова стала первым общественным директором «Парка Мира», организатором лекций в городском отделении общества «Знания», председателем парашютной секции при областном комитете ДОСААФ
«Ночной ведьмы» Нины Максимовны Распоповой не стало 2 июля 2009 года.
При подготовке статьи использованы материалы фондов Российского государственного архива новейшей истории, Государственного архива РФ, Информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю, Российского государственного военного архива, Центрального архива ФСБ России, Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного архива Хабаровского края, а также ru.wikipedia.org.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен