Кино про Хабаровск: сиди и смотри
День города для хабаровчан – событие по настоящему праздничное. Однако на этот раз не будет ни карнавально-корпоративного шествия, ни фейерверков, ни повсеместных концертов. Но все же 162 годовщину краевой столицы, назло надоевшему вирусу, можно провести с пользой, например, с головой погрузившись в кинолетопись родного города. фильмы хабаровска
В этом нам согласись помочь представители «Дальневосточной киностудии» – хабаровские сценаристы, операторы, режиссеры Анна и Альберт Самойловы, Елена Шумилина. Кому как не создателям документального кино советовать – какие фильмы о Хабаровске и хабаровчанах стоит обязательно посмотреть? Возможно, кому этот топ-15 покажется пристрастным. Тем не менее наши эксперты старались, чтобы вы увидели родной город с разных, порой весьма неожиданных сторон.
«Хабаровск» (1939 г., реж. В.Каштелян)
Дальневосточная студия кинохроники, работавшая в Хабаровска, еще с 1928 года выпускала ежемесячный киножурнал, в котором, естественно, были и съемки нашего города. Однако первым в нашем списке документальных фильмов стоит лента 1939 года – киноочерк «Хабаровск», режиссером которого выступил Василий Каштелян. О Василии Андреевиче нам удалось выяснить, что позже автор в Москве занимал пост замдиректора Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), в годы войны формировал съемочные группы, отправляющиеся на фронт. После эвакуации осенью 1941-го ЦСДФ в Куйбышев стал директором местной студии кинохроники, где и проживал до 80-х годов. Что касается его хабаровской ленты, то это один из первых звуковых фильмов о краевой столице. Увы, полностью лента не сохранилась, на популярном видеоресурсе есть только фрагменты из фильма.
«Город на Амуре» (1958 г., реж. И.Сабуров)
Следующим в нашем списке идет первый цветной документальный фильм, подготовленный к 100-летию Хабаровска. Про режиссера этой 20-минутной ленты Ивана Гавриловича Сабурова известно не так много, как про его соавтора Александра Борзунина, в данном случае, оператора. В прославленную плеяду фронтовых кинооператоров он вошел еще ... до Великой Отечественной, снимая в 1938-39 годах бои на Халхин-Голе и на озере Хасан. После войны Борзунин вернулся на Дальневосточную студию кинохроники и вскоре стал одним из самых снимающих операторов студии. Увы, из-за больного сердца Александр Васильевич умер уже в 55 лет, в 1971 году, но осталось множество его прекрасных работ, в том числе и эта цветная картина.
С одной стороны, «Город на Амуре» вполне соответствует устоявшемуся к тому моменту лакированному советскому канону. Размеренный ритм, торжественный голос диктора, приподнятая музыка, а также цифры, демонстрирующие победу нового над старым. Здесь есть обязательный показ производственных процессов на хабаровских заводах, демонстрация передовиков, отличников, строек, нерушимой советско-китайской дружбы и т.д. и т.п. С другой стороны, присутствует широкая палитра людей, локаций и сторон жизни города, празднующего вековой юбилей. Да, слова хабаровчанам тут не дают, зато вы увидите недавно открытую Комсомольскую площадь и только что созданный памятник Ерофею Хабарову, уникальные архивные документы, а также масштабный спортивный праздник на новом стадионе имени В.И. Ленина. Если вы любите родной город, этот фильм обязателен к просмотру.
«О чем шумят улицы» (1961 г., реж. Б.Сарахатунов)
В списке наших экспертов оказалось сразу две ленты прославленного Бориса Константиновича Сарахатунова, режиссера и сценариста почти 500 документальных фильмов. Уроженец Тбилиси, он также был военным кинооператором, два десятка лет трудился в Хабаровске, возглавлял Дальневосточную студии кинохроники, работал главным редактором Центральной студии документальных фильмов. Сарахатунов снимал по всему миру, его ленты награждены призами многих фестивалей, он активно вел кинолетопись страны до 2010 года!
Вв 18-минутной оттепельной ленте 1961 года «О чем шумят улицы» авторы попытались показать город нестандартно – через историю названий хабаровских улиц. Всего три года разницы с предыдущим фильмом нашего списка, а за кадром – уже разноголосье, более живая музыка, а еще здесь прекрасные виды не только летнего, но и зимнего города.
«Вот город...» (1968 г., реж. О. Канищев, Е. Рябко)
Особенности семиминутного телефильма – это взгляд на Хабаровск со стороны, его сняли киношники «Дальтелефильма» (Владивосток). Поверхностная карусель ярких образов здесь сопровождается голосом уже молодого, но уже знаменитого артиста Олега Табакова. А еще есть здесь монолог одного из ветеранов, прибывшего сюда на заре века. Однако бодрый ритм подчиняет себе все.
Впрочем, это понятно: приморцы Олег Канищев и Евгений Рябко, оттолкнувшись от документальной ленты 1928 года «К берегам Тихого океана», задумали создать спустя 40 лет свое масштабное железнодорожное полотно. В итоге фильм про Хабаровск чуть позже стал одной из частей 55-минутного фильма «Города и годы. Дальневосточный экспресс» (1969 г.). В нем авторы бодрым темпом промчались по Транссибу, делая своеобразные туристские открытки-остановки в разных городах. И Хабаровск тоже стал тогда одной из таких «открыток», которую так любопытно рассматривать спустя годы...
«Солнечный город» (1979 г., реж. Ф. Фартусов)
Москвич, фронтовик Федор Алексеевич Фартусов в середине 50-х из любопытства приехал на Дальний Восток, где стал корифеем местной кинематографии. «Солнечный город» – один из самых поэтических фильмов о Хабаровске, утверждают наши эксперты. Хотя внешне 10-минутная картина Фартусова (где он един в трех лицах – сценарист, режиссер, оператор) вполне соответствует прежнему канону, где оптимистичный диктор вещает о трудовых успехах горожан и промышленных объектах, а еще нам показывают эпохальное прибытие «дорогого Леонида Ильича Брежнева». Однако здесь же – игривые джазовые синкопы, а также залитые солнцем, словно срифмованные кадры и атмосферные образы. «Это не реальность, это все грезы оператора», – сердито пишет один из зрителей на ютьюбе. «А я хочу туда!» – отзывается другой.
«Город на Амуре» (1985 г., реж. Б. Сарахатунов)
Выбор экспертами этой 10-минутной ленты классика Бориса Сарахатунова на первый взгляд непонятен. Картина вторична как по отношению к одноименному фильму 1958 года, так и к другим лентам подобного жанра. Датированный перестроечным 1985 годом этот документ еще прежней эпохи, ветров перемен здесь еще нет. Все те же заводы, вузы, стадионы, а также все более сувенирные, туристические виды. Но опытная рука мастера чувствуется: вот - впечатляющий спуск на воду нового судна, вот - советско-японская борьба за мир, а вот - только что построенный комплекс Славы...
«Время-вперёд?» (1986 г., реж. А.Суворов, С.Серегин)
Перед нами – поистине самый необычный, авторский и едкий документ уже перестроечной поры. Два молодых режиссера, Александр Суворов и Сергей Серегин, поистине по-суворовски – быстро и колюще – откликнулись на антиалкогольную кампанию, затеянную новым генсеком Михаилом Горбачевым. Стилизованная под немое кино шестиминутная лента показывает дикие, непристойные очереди за водкой и денатуратами, борьбу правоохранителей с самогонщиками и отравленных, недоумевающих людей. Иронично использованная знаковая музыка советской эпохи превращает картину, события которой могли происходить тогда в любом городе страны, в антисоветскую агитку.
Здесь уже лишь шаг до знаменитых говорухинских публицистических блокбастеров «Так жить нельзя!» и «Великая криминальная революция». Но вот парадокс эпохи: следуя лозунгам «гласности», фильм хабаровских документалистов, по мнению цензоров, явно зашел слишком далеко – на экраны картину не выпустили. Зато ныне, благодаря загнивающему Интернету, у молодых поколений есть прекрасная возможность увидеть - что мы потеряли...
«Знакомьтесь, Хабаровск!» (1988 г., реж. А. Караваев)
Мастерски сделанный 10-минутный фильм даже не обвинишь, что он сувенирный и открыточный, ведь он и, правда, сделан по заказу Госкоминтуриста – для привлечения зарубежных гостей в город на Амуре. Блеск, красота, полный стол яств, и с алкоголем никто не борется!
«И не угасла бы свеча» (1999 г., реж. И. Мирный)
Замечательный 37-минутный фильм-портрет известного хабаровского краеведа Анатолия Жукова от опытного мастера Игорь Мирного. К слову, продолжателя династии, ведь он сын Валентина Григорьевича Мирного, одессита, который еще в конце 30-х прибыл на Дальневосточную студию кинохроники и снял множество прекрасных фильмов. Ну а главный герой – водитель-краевед – стал знаковой фигурой переходных времен, когда Хабаровск перестал уже быть вечно устремлен в будущее, а хабаровчане с тревогой ведут борьбу за свое прошлое и настоящее...
«Дядя Миша» (2005 г., реж. А. Самойлов)
Как считает сам автор, у новой «Дальневосточной киностудии» получился удачный фильм о работе правоохранителей, а еще запоминающийся видеопортрет лучшего на тот момент участкового края, майора Михаила Пинясова, хабаровского «дяди Миши». И примета нового времени и технологий – почти часовая длительность портрета эпохи.
«Я родом из детства» (2006 г., реж. А. Самойлова)
Почти получасовой видеофильм Анны Самойловой о знаменитом дальневосточном детском писателе и поэте Николае Дмитриевиче Наволочкине, участнике войны, почетном хабаровчанине. Помимо любопытных бытовых сцен картина примечательна анимацией с участием сказочных героев книг Наволочкина.
«Град на трех холмах» (2008 г., реж. А.Игнаков)
40-минутный фильм компании «Велес» снят к 150-летию Хабаровска. Режиссер-оператор – Анатолий Игнаков. По мнению экспертов, один из лучших туристических фильмов о Хабаровске начала ХХI века. Здесь прежний канон юбилейных лент заметно дополнен за счет дореволюционной истории, прежде бывшей в тени советских достижений, а также показом новых политических фигур постсоветской России.
«Любить полосатого зверя» (2008 г., реж. А. Самойлова)
24-минутная лента Анны Самойловой сделана по сути как двойной рельефный портрет: в ходе увлекательного рассказа о тиграх и таежной природе многое о времени и себе проговаривает хабаровский кинорежиссер, писатель и художник Владимир Василиненко.
«Репортаж из Рая» (2016 г., реж. А.Самойлова)
Третий в этой подборке фильм режиссера «Дальневосточной киностудии» Анны Самойловой. На сей раз это 24-минутный одухотворенный видеопортрет самого сказочного художника Хабаровска, Александра Петровича Лепетухина. Портрет на фоне эпохи, природы и города, земляков и чудесных произведений заслуженного художника России.
«Мазки на картине жизни» (2019 г., реж. Е. Шумилина)
Главный герой этого 28-минутного фильма «Дальневосточной киностудии» – известный на Дальнем Востоке художник Алексей Авдеев. Он творит на наших глазах и говорит о том, что чувствует и думает.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен