Русско-японская война 1904 — 1905 годов стала одной из крупнейших войн Российской империи за её дальневосточные владения. Обе стороны стремились отстоять свои колониальные интересы: Россия желала сохранить своё влияние на территории Китая и Кореи, и незамерзающие порты Южно-Китайского моря, Япония — умерить свои потребности быстро растущего индустриального государства за счёт ресурсов Китая и Кореи, пока что находящихся под влиянием северного соседа. Столкновение было неминуемо.

Положение России на Дальнем Востоке осложнялось большим расстоянием этого региона от политического и промышленного центра страны. Поэтому и вопрос защиты дальневосточных рубежей стоял очень остро.

Российская империя в данной войне потерпела поражение и потеряла часть своей территории, подписав Портсмутский мирный договор. Данный договор утратит свою силу, но уже после после поражения Японии во Второй мировой войне.

Русско-японская война 1904-1905 годов. Источник: vokrugsveta.ru

Силы России на Дальнем Востоке

Интересы России в Забайкалье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке к 1904 году из 1 миллиона 135 тысяч человек кадрового состава защищало всего 2 армейских корпуса в 98 тысяч человек, и около 24 тысяч пограничников. Эти силы были разбросаны на большом протяжении и не могли надеяться на быстрое пополнение потерь за счёт местных мобилизационных ресурсов (из-за малой численности населения). Единственным же путём пополнения потерь могли быть призывники с западных областей, доставляемые по Транссибу.

Обороноспособность страны на Дальнем Востоке обеспечивал также Тихоокеанский военно-морской флот, который насчитывал: 63 боевых корабля, в том числе 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 7 лёгких крейсера, 27 эсминцев, 10 миноносцев, 2 минных крейсера, 6 канонерских лодок, базировавшихся в портах Владивостока и Порт-Артура.

Эскадренный броненосец «Петропавловск». Источник: newsvo.ru

Одним из самых оснащённых судов Тихоокеанской эскадры был броненосец «Петропавловск», спущенный на воду в октябре 1897 года в Санкт-Петербурге. 5 октября 1899 года он отправился на Дальний Восток и к началу марта 1900 года прибыл в Порт-Артуре.

С декабря 1901 года командование над броненосцем принял капитан 1-го ранга Н. М. Яковлев. 9 октября 1902 года броненосец «Петропавловск» стал флагманским кораблём, на котором поднял свой флаг командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал О. В. Старк.

Однако после печальных последствий внезапного нападения японцев на русские суда контр-адмирала О.В. Старка отстранили от командования эскадрой и уже 1 февраля 1904 года в Порт-Артур прибыл вице-адмирал С.О. Макаров. 27 февраля новый командующий поднял свой флаг на броненосце «Петропавловск».

«Его воспевали даже враги…»

Степан Осипович Макаров — опытный флотоводец, научный деятель, изобретатель, прекрасно знавший особенности плавания в водах Тихого океана. Он родился в семье прапорщика, в г. Николаев (на Украине) в 1849 году.

Макаров познал службу «изнутри», начав с самых низов. В 1865 году он окончил Николаевское морское училища в Николаевске-на-Амуре, в 1867 году поступил в Морской кадетский корпус, в 1869 году — в составе Балтийского флотского экипажа получил звание мичмана.

Морской кадетский корпус, г. Санкт-Петербург. Источник: runivers.ru

Всю свою жизнь он реализовывал одну идею, — повысить «живучесть» корабля в экстремальных условиях. Она же, в свою очередь складывалась из многих вещей, — качественного обучения моряков, уменьшения количества деревянных предметов на палубе корабля, разделения корабля на водонепроницаемые отсеки, использовании магистральных трубопроводов и мощных помп, пластырей для заделки пробоин.

Макаров получил известность и благодаря своим гидрологическим работам в проливе Босфор, кругосветными плаваниями, постройками по собственному проекту на верфях в Ньюкасле к 1898 году первого ледокола «Ермак» и командованием им во время экспедиции 1901 года к земле Франца Иосифа, изобретением батометра, изучением специфики постановки и траления мин, внедрением радиостанций и радиоразведки на Тихоокеанской эскадре и т.д.

Ледокол «Ермак», 1898 год. Источник: udipedia-live.ru

После вступления Степана Осиповича в командование эскадрой на ней резко увеличилось число учебных тревог экипажей, корабли были приведены в боевую готовность, приняты меры, направленные на тесное взаимодействие между сухопутными войсками, оборонявшими Порт-Артур и флотом.

Эти меры, предпринятые во-многом по инициативе нового командующего эскадрой, повысили боевую выучку личного состава, позволили смелее выходить в море. Уже 9 марта русская эскадра вела двухчасовой артиллерийский бой практически со всем японским флотом. Вскоре эскадра отбила попытки японцев закрыть ей выход из Порт-Артурской гавани с помощью затопления брандеров.

Адмирал Х. Того. Источник: armystandard.ru

Эта война стала первой, в ходе которой обеими сторонами массированно использовались минные постановки на море. После безуспешных попыток блокировать русскую эскадру в Порт-Артурской гавани пароходами-брандерами, японским адмиралом Х. Того был предпринят новый тактический замысел. Суть его заключалась в том, чтобы скрытно поставить напротив выхода из гавани минное заграждение и выманить при помощи отряда крейсеров — «приманки» силы русской эскадры.

Мины были выставлены японцами в ночь с 30 на 31 марта минным заградителем «Корю Мару» под прикрытием четырёх отрядов миноносцев. Они были обнаружены, но ошибочно приняты Макаровым за 8 русских миноносцев, накануне отправленных в ночной поиск в районе островов Элиот.

Хронология трагедии

В 05.50 минут, по разработанному ранее Макаровым плану, после доклада командира миноносца «Смелый» М. К. Бахирева о нападении японцев на «Страшный», на внешний рейд Порт-Артура был выведен крейсер «Баян» под командованием капитана I ранга Р. Н. Вирена.

В 06.15 минут утра миноносец «Страшный», попавший ранее в засаду, после полуторачасового боя пошёл ко дну.

Миноносец «Страшный». Источник: fleetphoto.ru

В 07.00 узнав о бое русских миноносцев с японским флотом и о том, что на подходе к Порт-Артуру в этот момент героически погибает миноносец «Страшный», Макаров, не ожидая выхода всех кораблей эскадры, повёл броненосцы «Петропавловск» и «Полтава» и 4 крейсера к месту гибели миноносца «Страшный», успешно миновав при этом минное поле. Идя на предельной скорости, крейсер «Баян» отогнал противника от места гибели «Страшного» и подобрал пятерых моряков. Также в бой с японцами вступили орудия «Петропавловска». Японские суда отошли на восток и вскоре оттуда показались главные силы японского флота.

«Баян» выходит из внутреннего рейда Порт-Артура на выручку миноносцу «Страшный», 31 марта 1904 года. Источник: alternathistory.com

Осознав всю опасность положения, русские силы повернул к Порт-Артуру. По пути следования к ним присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего Макаров приказал вновь идти на сближением с противником. На мачте «Петропавловска» взвился сигнал «миноносцам войти в гавань» и броненосей на малом ходу начал поворот вправо. В этот момент он находился в районе полуострова Тигровый Хвост.

Подробную информацию о произошедшем далее даёт нам флаг-офицер штаба командующего флотом В. П. Шмидт: «Подойдя к журналу, я стал записывать: «В 9 ч 43 мин — сигнал:…» — успел я лишь набросать, и вдруг послышался глухой сильный удар. У нас троих (капитана 2-го ранга Кроуна, сигнальщика и у меня) сорвало фуражки, и в одно мгновение стол, диван, шкаф с книгами и картами — все обратилось в груду обломков, циферблат с механизмом был вырван из футляра часов.

С трудом удалось высвободиться, и мы бросились к правому выходу из рубки на мостик. «Петропавловск» сильно кренился на правую сторону и настолько быстро погружался, что, стоя на твердом мостике, казалось, не имеешь опоры и летишь с головокружительной быстротой куда-то в бездну. Это чувство было очень неприятно.

Говорить, конечно, нельзя было из-за рева пламени, воды, постоянных взрывов и всеобщего разрушения. Выскочив на правую сторону мостика, мы увидели впереди себя море пламени: удушливый едкий дым почти заставлял задохнуться. Здесь я заметил фигуру адмирала, стоявшего спиной ко мне. Как думают те, кто хорошо знал адмирала, он прошел вперед, сбросив с себя пальто, чтобы узнать, что случилось, и вот можно предположить, что он был оглушен или убит одним из сыпавшихся обломков.

Только несколько секунд пробыли мы здесь и, опять с трудом перебравшись через деревянную рубку, еще каким-то чудом не разрушенную, мы с большими усилиями добрались до левого крыла мостика, так как крен на правую был уже очень велик.

Тут я увидел флагманского штурмана подполковника Коробицина, флаг-офицера мичмана Яковлева, еще нескольких офицеров, которых не помню, и много сигнальщиков, прыгавших с мостика вниз на крышу левой носовой 6-д. башни, и паровой катер, а оттуда в воду. Мимо меня, мне показалось, прошел великий князь Кирилл Владимирович. Мичман Яковлев старался хотя немного удержать команду.

Я взглянул наверх: надо мной стоял столб желто-черного дыма, который у меня прямо врезался в память. Рядом со мной обломком, которые сыпались вокруг, ударило по голове капитана 2 ранга Кроуна, он упал и больше не поднимался.

Посмотрел я на корму: шканцы, казавшиеся высоко над мостиком, усеяны людьми, которые без всякою удержа сплошною живою рекою бросались за борт, попадая в работавшие до последнего взрыва винты и между обломками.

При виде такой картины сердце сжалось от ужаса.

Несмотря на общее стихийное стремление броситься в воду, у меня явилось твердое ясное сознание, что этим я погублю себя: слишком много выступающих частей — орудий, мостиков и т.д., которыми меня может накрыть.

В это время мостик уже был под водой, которая доходила мне до груди. Значит, успел я только выскочить из рубки, пробраться на крыло мостика, посмотреть вверх и назад, как очутился уже под водой…

На мне была меховая тужурка, мех еще не успел пропитаться водой, и она меня вынесла на поверхность.

Выплыл. Нашел рядом деревянную дверь от моей рубки; подплыл к ней. Попробовал, выдержит ли она — выдержала. Лег на нее и, помню, стал отхаркиваться кровью и стонать. Немало воды я наглотался.

Посмотрел вокруг: от «Петропавловска» никаких следов; несколько обломков — вот и все. Много плавающих людей, раненых, коченеющих (в воде было 5°). Услыша общий непрерывный стон этих людей, я сам замолчал.»

Гибель броненосца «Петропавловск», 31 марта 1904 года. Источник: shoehanger.livejournal.com

Позже официальное расследование выявит, что в 09.43 с правого борта «Петропавловска» раздастся взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Он приведёт к детонации хранящегося там боезапаса. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Фок-мачта, падая, разворотила командирский и ходовой мостики.

От последствий взрыва броненосец погрузился в воду носовой частью. Что в свою очередь, привело к взрыву котлов, после которого «Петропавловск» разломился на две части и ушёл под воду.

К месту гибели судна почти сразу же стали подходить шлюпки с других судов, которые подбирали плавающих в воде людей, участь их была незавидна. Им довелось пережить взрывы на судне и его уход на дно. Но самое трудное было ещё впереди… Вода… Та, в которую, стремясь найти спасение, с палубы броненосца прыгали моряки. Теперь она стала их врагом. Температура воды в тот день составляла всего около 5 градусов и плавающих в воде людей ожидало переохлаждение.

Постскриптум

Необходимо отметить, что личный состав «Петропавловска» во многом был представлен офицерами и матросами, которые не были коренными дальневосточниками. И взрыв злополучной мины принёс несчастье во многие семьи Московской, Тверской, Саратовской, Курской, Воронежской и иных губерний России.

Храм Спас на Водах. Источник: zebra-tv.ru

Всего в ходе спасательных действий на месте гибели судна удалось спасти 80 человек, в том числе и командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева и начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича. В этом бою погибли вице-адмирал С. О. Макаров, 10 штабных офицеров, 17 или 18 корабельных офицеров, 620 — 652 (данные рознятся) нижних чина, художник — баталист В. В. Верещагин. Гибель «Петропавлавска» и смерть вице-адмирала С. О. Макарова болезненно сказалась на настроении моряков эскадры и гарнизона, обороняющего крепость Порт-Артур. С его гибелью 1-я Тихоокеанская эскадра перестала вести активную борьбу на море, что, в свою очередь, способствовало поражению Российской империи в этой войне.

Народная память сохранит память о любимом вице-адмирале в названии городов, улиц, в том числе и в Хабаровске, высших учебных заведений и кораблей.

10 августа 1911 года в Санкт-Петербурге был освящен нижний храм «Спаса на Водах», строительство которого завершилось отчасти и благодаря пожертвованиями вдов моряков, погибших в русско-японской войне 1904—1905 годов. 13 августа был освящен и верхний храм. На его стенах были размещены таблички с наименованиями судов и сражений, в которых они принимали участие с поимённым перечнем членов экипажа. В 1932 году храм был взорван. А многие моряки навсегда остались безвестными. Но это, — уже совсем другая история…


При подготовке статьи использованы материалы фондов Российского государственного архива новейшей истории, Государственного архива РФ, Информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю, Российского государственного военного архива, Центрального архива ФСБ России, Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного архива Хабаровского края, а также ru.wikipedia.org.

В ТЕМУ:
Афганское эхо: воспоминания павших хабаровчан

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен